Цель: сформировать представление о ФГП Австралии, познакомить учащихся с особенностями открытия и исследования материка.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с особенностями береговой линии Австралии.
- Сформировать умение сравнивать особенности ФГП географических объектов.
- Закрепить умение давать характеристику ФГП и выявлять особенности природы, сформированные под его воздействием.
- Познакомить учащихся с открытием и исследованием материка.
Развивающие:
- Продолжить формирование умения работать с различными видами географических карт.
- Продолжить формирование умения давать характеристику географического положения объекта.
- Формирование умения сравнивать географическое положение объектов.
Воспитательные:
- Формирование познавательного интереса.
- Развитие теоретического мышления учащихся.
Оборудование: физическая карта мира (стенная), физическая карта Австралии (стенная), стенная контурная карта, контуры Австралии и Гренландии, глобус, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
Организационный момент.
Объяснение нового материала.
Сегодня мы приступаем к изучению Австралии, наверное, самого удивительного материка. Многие из вас читали роман Жюля Верна "Дети капитана Гранта". Давайте с вами вспомним страстную речь Жака Паганеля из романа.
"А я клянусь вам, что этот край - самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат - все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. Представьте, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями, как какое-то гигантское кольцо; материк, в середине которого есть наполовину испарившееся внутреннее море; где реки с каждым днем все больше и больше высыхают; где нет влаги ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени; где растут огнестойкие леса; где деревья низкорослы, а травы гигантской высоты; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы, например, у ехидны и утконоса; где у прыгуна кенгуру лапы разной длины: Самая причудливая, самая нелогичная страна из когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы!".
Приложение 1. Работа с мультимедиа. Слайд 2. (во время чтения отрывка демонстрируется слайд).
Австралийцы очень любят свой материк и очень часто называют его самым.
Вопрос: А на самом деле самый какой? (ребята называют различные варианты, учитель комментирует их, при необходимости дополняет).
Самый удаленный. 150-200 лет назад путешествие из Европы в Австралию по морю занимало от 7 месяцев до 1 года. Да и сейчас из Москвы до Сиднея от 29 до 40 часов лета с обязательной посадкой в Дели или Сингапуре. Длительное время Великобритания использовала материк в качестве места ссылки для самых опасных преступников, ведь устроить побег отсюда было практически невозможно.
Самый маленький материк. Площадь около 8,9 млн. квадратных километров, а без островов и того меньше -7,7 млн. квадратных километров. (работа с картой и очертаниями Австралии и Гренландии. Сравнение размеров на карте мира и глобусе).
Самый малонаселенный. Численность населения Австралии составляет 32 миллиона человек. Для сравнения в Токио проживает около 26 миллионов человек. Расстояния между соседними фермами исчисляется десятками километров.
Самый сухой материк. Количество осадков в 5 раз меньше, чем в Африке и в 8 раз меньше, чем в Южной Америке.
Самый удивительный органический мир. Сохранение древних растений и животных, которые уже давно исчезли на других материках. И одновременно этот органический мир самый беззащитный перед грубым вторжением человека. В качестве примера можно вспомнить нашествие кроликов или кактус опунцию, которые были завезены на материк европейцами.
Страна наоборот. Лето начинается в декабре, а зима в июне, самый жаркий месяц - январь, на севере жарче, чем на юге, полярное созвездие - Южный крест.
А теперь попробуйте прокомментировать отрывок из стихотворения поэтессы Г. Усовой:
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят верх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары.
Когда мы приступали к изучению Африки, прежде всего обратили внимание на особенности географического положения материка.
Вопрос: Как вы думаете, почему перед изучением материка мы знакомимся с особенностями его физико-географического положения? На какие особенности природы оно будет влиять? (климат, набор природных зон, особенности внутренних вод).
Задание: Давайте вспомним особенности ФГП Африки.( работа с картой).
Задание: А теперь давайте рассмотрим особенности географического положения Австралии. (работа с картой, мультимедиа).
Приложение 1. Работа с мультимедиа. Слайд 3. Положение Австралии на глобусе.
Как вы видите, существуют определенные черты сходства и различия в географическом положении материков.
Вопрос: Назовите черты сходства и различия в ГП Африки и Австралии. Как вы думаете, каким образом различия в ГП скажутся на особенностях природы Австралии? (работа с картой.)
Сходство: пересекает южный тропик, омывает Индийский океан, У западного побережья холодное, а возле восточного - теплое течения.
Различия: Австралию не пересекает экватор и северный тропик, ее не омывает Атлантический океан, большее количество крупных островов и заливов у побережья Австралии.
В Австралии не будет экваториального типа климата и как следствие более засушливость климата и отсутствие природной зоны влажных экваториальных лесов.
Говорят, что карта - это образ пространства. Давайте проверим, насколько хорошо вы запомнили особенности расположения крупных географических объектов у побережья Австралии.
Географические задачи. (работа с учебником О.В. Крыловой. "География материков и океанов. 7 класс").
Австралию с юга омывает Тихий или Индийский океан?
Южный тропик пересекает Австралию в северной, центральной или южной части?
Большой Барьерный риф расположен вдоль западного или восточного побережья Австралии?
Австралию с севера омывает Индийский или Тихий океан?
Острова Новой Зеландии расположены к северо-востоку или юго-востоку от Австралии?
Какой остров - Тасмания или Новая Гвинея - находится южнее Австралии?
Большой Барьерный риф расположен в Тихом или Индийском океане?
Вдоль восточных берегов Австралии протекает Восточно-Австралийское течение. Оно теплое или холодное?
Большой Австралийский залив омывает Австралию с севера или юга?
Какие моря Тихого океана омывают Австралию?
Какое самое большое по площади море расположено у берегов Австралии?
Какой остров - Тасманию или Новую Гвинею - отделяет от Австралии Басов пролив?
Залив Карпентария омывает Австралию с севера или юга?
Арафурское море - это море Тихого или Индийского океана?
Между Австралией и островами Новой Зеландии располагается Тасмново или Коралловое море?
Какой остров - Тасманию или Новую Гвинею - отделяет от Австралии Торресов пролив?
Теперь, когда мы познакомились с особенностями географического положения, давайте узнаем, как происходило открытие и изучение Материка. В ходе рассмотрения вопроса вам предстоит заполнить таблицу.
Приложение 1. Работа с мультимедиа. Слайд 4 и 5. История открытия материка.
В процессе рассмотрения вопроса, ребята заполняют таблицу "История географического открытия Австралии".
Дата | Исследователь | Страна | Что открыл |
До середины XVII века на морских просторах господствовали испанцы и португальцы, но позднее им на смену пришли новые морские державы - Голландия и Англия. Голландцы искали свой путь в страну пряностей. В результате на карте появились очертания нового материка.
Еще в XVI веке на картах обозначали Неведомую Южную землю. Предполагаемые размеры были гигантскими - от Огненной Земли до Новой Гвинеи. В 1606 году испанец Луи де Торрес открыл самую северную точку материка и пролив между Австралией и Новой Гвинеей, получивший в последствии его имя. Примерно в это же время, голландец Вилем Янц исследовал северное и западное побережье материка (залив Карпентария). Вновь открытые земли получили название Новая Голландия.
В 1642-1644 годах голландец Абель Тасман обошел вокруг Австралии и опроверг мнение, что это часть Неведомой Южной земли. Вместе с тем, ему не удалось доказать, что это материк и он не смог увидеть восточных берегов, так как двигался слишком далеко о них. Но он нанес на карту крупный остров у южных берегов Австралии и часть северных берегов. Лишь сто лет спустя, в 1770 году, английский мореплаватель Джеймс Кук доказал, что Австралия - материк. На своем корабле "Индевор" он открыл, что Новая Зеландия - два острова. После этого он двинулся на запад, и 19 апреля экспедиция подошла к южной оконечности Австралии - 34? ю.ш. 29 апреля был обнаружен крупный залив, получивший название Ботанического. Далее двигаясь вдоль восточного побережья на север, экспедицией был открыт Большой Барьерный риф. После многих трудностей, 21 августа 1770 года корабль вышел к северной оконечности материка. На следующий день Кук ввел все вновь открытые во владение британской короны и дал им название Новый Южный Уэльс. Так была открыта Австралия. Но изучение материка только начиналось. Окончательно внутренние районы Австралии были открыты лишь во второй половине XIX века.
Вопрос: Как вы думаете, почему материк был открыт гораздо позднее Северной и Южной Америк?
Одной из особенностей физико-географического положения материка, мы отметили сильную изрезанность береговой линии. На контурных картах материка обозначьте объекты, названия которых вы видите на доске.
Приложение 1. Работа с мультимедиа. Слайд 6. Особенности береговой линии Австралии.
3. Закрепление изученного материала.
Давайте подведем итоги нашего урока. Австралия - один из самых уникальных материков нашей планеты.
Вопросы:
- В чем особенности береговой линии материка?
- В чем особенности географического положения материка?
- Какой из исследователей, на ваш взгляд, оказал наибольший вклад в изучение материка?
Удивительное прошлое и настоящее этого материка. На следующих уроках мы более подробно познакомимся с тем, как особенности географического положения материка влияют на его природу. А теперь, до свидания. Запишите домашнее задание.
4. Домашнее задание: параграф 35, закончить выполнение работы в контурной карте.