Конспект совместно–практического детско–родительского занятия

Разделы: Работа с родителями


Цели:

  • расширить психолого-педагогические знания родителей об играх, упражнениях и других видах взаимодействия с детьми раннего возраста.
  • создать благоприятные условия для развития позитивных эмоциональных отношений между родителями и детьми раннего возраста.

Задачи:

  • развивать социальные и коммуникативные умения детей раннего возраста посредством взаимодействия с родителями.
  • развивать двигательную активность детей раннего возраста посредством подвижных игр, упражнений, игрового массажа.
  • развивать эмоциональную сферу детей раннего возраста.

Оборудование:

  • Магнитофон с записью мелодий:
  • "Ладошки", музыкальное сопровождение - латышская полька;
  • танец "Маричка", музыкальное сопровождение- песня "Маричка" А. Филиппенко;
  • танец "Колобок", музыкальное сопровождение - песня "Колобок" Т. Морозовой.
  • Шесть зеркал средней величины с ручкой.
  • Шесть кисточек для рисования.
  • Мягкая игрушка - медведь средней величины, колобок.
  • Стол, накрытый тканью.

Ход занятия

В музыкальном зале психолог приветствует родителей и детей и приглашает их присесть на детские стульчики стоящие полукругом. Родители берут детей на руки и садятся на стулья. Психолог напевает приветственную песенку "Здравствуйте", предлагает родителям по возможности синхронно повторять слова и движения за ним.

Здравствуйте, глазки, глазки!
Здравствуйте, ушки, ушки!
Здравствуй, носик, носик!
Здравствуй, ротик, ротик!
Здравствуйте, ручки, ручки!
Здравствуйте, ножки, ножки!
Глазки смотрят, ушки слушают,
Ручки хлопают, ножки топают.
Мы проснулись, сладко, сладко потянулись
Маме с папой улыбнулись!

Психолог просит родителей взять по одному зеркалу. Сидя на стульчиках, держат детей на руках и показывают ребенку его отражение в зеркале. Психолог предлагает родителям, показать:

  • части тела ( глазки, ушки, носик, ротик, щечки и т. д.) у детей, при этом родитель держит перед ребенком зеркало и то, на что указывает родитель, ребенок видит в зеркале.
  • улыбнутся ( улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы);

Попросите малыша повторить за Вами, глядя в зеркало: улыбку.

Когда родители и дети выполнят упражнение, психолог убирает зеркала.

Затем родителей с детьми приглашает пройти и сесть на ковер по кругу. Психолог тоже садится в круг. Он предлагает родителям повторять движения за ним.

- Кую, кую ножку
На дальнюю дорожку.
Надо ножку подковать,
Чтоб далеко поскакать.
Подкуем, подкуем.
Ножки бегайте бегом!

Психолог предлагает родителям выполнить игровой массаж.

Большим и указательным пальцами одной руки осуществлять растирание каждого пальца другой руки ребенка.

Растирать и разминать пальцы рук и всей кисти от кончиков пальцев и обратно.

Поглаживание до запястья руки

Разминание локтевой части руки

Разминание плечевой части руки, а также слегка пощикатать ребенка

Примечание. После растирания рекомендуется производить сгибательные движения одной руки и обеих рук вместе:

Психолог говорит родителям о том, что: "Регулярный массаж большого пальца повышает функциональную деятельность головного мозга и тонизирует весь организм;

Указательного - активизирует деятельность желудка;

Среднего - активизирует деятельность кишечника;

Безымянного - нормализует функцию печени;

Мизинца - стимулирует работу сердца".

После выполнения массажа психолог предлагает под музыкальное сопровождение выполнить пальчиковую гимнастику.

Психолог включает музыку и предлагает родителям помочь детям выполнить пальчиковую гимнастику

слова движения
Пальчик о пальчик стучать указательным пальчиком
Тук-тук-тук одной руки по указательному
Пальчик о пальчик пальчику другой руки ребенка.
Тук-тук-тук
Заплясали ручки, вращение кистями рук.
Заплясали.
Ай, - спрятались ручки. - по тексту.

Дружно ручки поднимаем
Ручки вниз мы опускаем
Кулачки мы крепко сжали,
Кулачками постучали, ножками потопали: топ-топ-топ
Ручками похлопали: хлоп-хлоп-хлоп

Затем, психолог предлагает взрослым взять по одной кисточке и выполнять действия в соответствии со словами. Дети сидят на коленях у родителей.

слова движения
Вышла кисточка гулять, - водим по ладошке ребенка, кисточкой
Стала пальчики считать затем по каждому пальчику
Раз, два, три, четыре, пять от основания к пальчикам
Вышли пальчики гулять, - загибаем пальчики проводя кисточкой,
Раз, два, три, четыре, пять по их тыльной поверхности
В домик спрятались опять
И решили рисовать. - разжимаем пальчики.

Далее, свободные движения родителей кисточкой по телу ребенка.

Когда родители закончат играть с детьми , психолог предлагает им взять своих детей за руку и выполнять движения и действия по тексту всем вместе.

Маму за руку берем и гулять скорей пойдем:
Зашагали ножки: топ-топ-топ
Прямо по дорожке: топ-топ-топ
Вот какие ножки: топ-топ-топ
А мы ручками помашем
Вот как мы помашем
А мы ручками попляшем
Вот как мы попляшем
А мы ручками похлопаем
А мы ручками потопами
А мы ручки наши спрячем.
Где же, где же наши ручки?

После окончания игры, психолог предлагает родителям вместе с детьми сесть на стульчики и выполнить игровой массаж.

Слова движения
Белый снег пушистый - поглаживание по спинке ребенка.
В облаке кружится - круговые, волнообразные движения большим,
И на землю тихо указательным и средним пальцами.
Падает, ложится. - растираем мышцы спины.
Поглаживаем спину.

После того как родители сделали массаж своему ребенку, психолог вносит в зал игрушечного медведя.

Психолог: "Ребята посмотрите, кто сегодня пришел к нам в гости"! (ответы родителей или детей).

Психолог просит родителей, чтобы они поздоровались от лица детей, предложили ребенку погладить медведя ладошкой. Психолог просит показать детей, как мишка ходит (дети изображают), как мишка сердится ( дети и взрослые показывают мимикой). После того, как все дети выполнили просьбу взрослого, психолог помещает игрушку на стол.

Психолог: "Ребята посмотрите, кто к нам еще в гости пришел? (психолог показывает детям и родителям игрушку - колобка)

Здравствуйте, ребятки, я колобок". Колобок здоровается с каждым ребенком, садясь ему на ладошку. Психолог просит показать пальчиками родителей и детей, какой круглый колобок ( все пальчики обеих рук соприкасаются кончиками, при этом пальчики принимают форму шара). Затем психолог ставит игрушку на полку и предлагает родителям вместе с детьми под музыку танцевать для наших гостей.

Психолог: "Сейчас мы с вами будем танцевать под музыку. А колобок и медвежонок посмотрят на нас". Я буду показывать движения под музыку, а вы повторяйте движения за мной. Для того чтобы танцевать нужно встать в круг, тогда будет всем видно, какие движения я делаю".

Родители вместе с детьми выполняют просьбу взрослого (встают в круг).

Психолог рассказывает, что в этой песенке все движения он будет комментировать. Все движения взрослым вместе с детьми надо постараться исполнить, в нужное время и четко.

Текст попевки

По дорожке, по тропинке,
Между сосен - прыг да скок-
Очень весело, игриво
Покатился колобок.
Он от бабушки ушел,
И от дедушки ушел
Покатился, заблудился
Непослушный колобок!

Припев: Прыг -скок, колобок!
Вкусненький, румяненький:
Он похож на пирожок
С изюминкою маленькой.

Музыкальный проигрыш:

Повстречался он с медведем - ВО!
На тропинке на лесной:
Мишка очень рассердился,
Топнул лапою большой!
Ты от бабушки ушел,
И от дедушки ушел:
Покатился, заблудился
Непослушный колобок!

После того, как песня закончилась, психолог говорит о том, что занятие подошло к концу и пора попрощаться.

Психолог закрывает легкой тканью игрушки и предметы используемые на занятии, подходит к каждому ребенку, берет его за ручки и поет прощальную попевку:

"До свидания, до свидания, приходите к нам опять.
До свидания, до свидания, будем вместе мы играть"

Прощание психолога с родителями.

Литература

  1. Воронина С. В., Кухаренко Р. Ю. "Кенгуру" Тренинг раннего развития в паре мама-ребенок (для родителей и детей от1 года до 3 лет). - СПб.: Речь, 2008.
  2. Даташидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. СПб.: Речь, 2004.
  3. Красикова И. С. Детский массаж.- СПб: КОРОНА принт, 2000.
  4. Ларечина Е. В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Методическое пособие. СПб.: Речь, 2004.
  5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). - СПб.: Издательство "Речь", 2005.
  6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь.- СПб.: Издательство "Лань", 2001.
  7. Танцуй, малыш! Выпуск №2 / авт.-сост. Т. И. Суворова. -СПб.: "Музыкальная палитра", 2007.