Задачи:
Оборудование:
- звуковые схемы, красные и жёлтые фишки для счёта
- Учебник "Грамота" под редакцией Л.Е. Журовой
- Рабочая тетрадь "Грамота № 2" М.М.Безруких, М.И. Кузнецова, Е.Э. Кочурова
- Рабочая тетрадь "Я учусь писать и читать" М.И. Кузнецова.
Ход урока
I. Организация класса.
- Сегодня на уроке мы пойдём в поход.
(Звучит фонограмма трубы, а затем песни "У похода есть начало").
Физкультминутка.
- Встаньте у своих парт и давайте начнём путешествие.
У похода есть начало,
А конца похода нет.
Мы прошли дорог немало,
Но огромен белый свет.
II. Основная часть.
Актуализация опорных знаний.
- Первая наша остановка на Звуковой поляне.
- Какой музыкальный инструмент позвал нас в дорогу? (труба)
- Пропойте это слово.
- Какие звуки услышали? Наберите их с помощью схем.
- Дайте характеристику каждому звуку.
- Какой гласный звук вам знаком? ([а])
- Какой звук встретился вам впервые? ([у])
- Охарактеризуйте второй звук в этом слове. ([р] - согласный, твёрдый)
- Какой гласный звук скомандовал: "Будь твёрдым!"? ([у])
- Сделайте вывод о новой букве и о звуке, который она обозначает. (Звук [у] на письме обозначается буквамиУу. Этот гласный звук даёт команду: "Будь твёрдым!")
- Кто догадался с какой буквой мы сегодня будем знакомится на уроке?
Физкультминутка (дети делают упражнения под фонограмму песни "У похода есть начало").
- Отгадайте загадку.
Пёстрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочкой. (утка)
- Откройте учебник на с.56. Кто изображён на картинке слева? (утка)
- На картинке справа? (утята)
- Выложите схемы этих слов.
- Сравните согласные звуки в середине этих слова. ( [т] - [т,])
-Сейчас мы переходим через Разноцветный мостик. (Звучит фонограмма).
- Проходя по мостику мы нарисуем отгадку к нашей загадке.
- Откройте рабочую тетрадь "Я учусь писать и читать" с.25, аккуратно раскрасьте.
- Что у вас получилось?
- Назовите первый звук в слове.([у])
- Дайте ему характеристику.
- Сейчас мы оказались на Тропе письма.
- Как вы думаете чему мы здесь научимся? (Писать печатную буквуУу.)
- Откройте тетрадь "Грамота № 2" на с.11.
- На что похожа печатная буква Уу?
Пальчиковая гимнастика.
У - улитка на дорожке -
Смело выпустила рожки
Уходите - ка с пути!
Не мешайте дом везти.
- Сравните буквы на верхней строке. Что вы заметили? (Слева у - печатная, а справа - письменная.)
Показ учителем на доске.
- Напишите заглавную и строчную букву у.
- Рассмотрите внимательно третью строку. Как вы думаете, от какой буквы этот элемент? (Письменная строчная у - длинная наклонная с петлей внизу.)
Показ учителем на доске.
- Напишите этот элемент на третьей строке.
- На последней четвёртой строке самостоятельно напишите букву Уу.
- А мы продолжаем свой путь.
Физкультминутка (дети делают упражнения под фонограмму песни "У похода есть начало").
- Мы подошли к Привалу множеств.
- Рассмотрите внимательно жёлтый воздушный шарик в рабочей тетради "Грамота № 2" с.11. Что вы заметили? (Это множество букв у, а буква д здесь лишняя).
- Зачеркните лишнюю букву.
- Самостоятельно найдите и зачеркните лишний элемент в синем и розовом шариках.
- Назовите лишние буквы. (ч,и)
- Откройте учебник на с.57.
- Прочитайте стихотворение. Как вы думаете. К какому жанру фольклора его можно отнести? (Это считалка.)
- По каким признакам определили?
- Чему мы будем учиться сегодня учиться? (Сравнивать числа.)
- Мы оказались на Поляне сравнений.
- Прочитайте пару чисел. (4 и 5)
- Какое из этих чисел называют раньше при счёте? (4)
- Значит, 4 больше или меньше, чем 5? (4 меньше, чем 5)
- Для сравнения чисел используют специальные знаки:
На доске: < > =
- Около числа 4 поставьте одну точку, а около числа 5 - две точки. Соедините их между собой. Кто догадался как эта запись читается? (4 меньше 5)
- Прочитайте следующую пару чисел.(4 и 0)
- Найдите оба числа на линейке. Назовите место 0 на линейке. (0 стоит перед 1)
- Какой знак поставим между числами 4 и 0? (>)
- Около 4 поставьте две точки, около 0 - одну. Соедините их между собой.
На доске: 4 > 0
- Сравните оставшиеся числа самостоятельно.
- Прочитайте, что у вас получилось. (0 < 5, 8 > 4)
- А как сравнить такие числа?
На доске: 7=7
- Что вы можете сказать об этих числах? (Они одинаковы.)
- Говорят, что два числа равны между собой, и ставят знак равно =.
III. Итог урока.
Учитель.- Пора нам возвращаться из нашего путешествия. Вам понравилось? А возвращаясь домой, давайте вспомним: где же мы побывали.
Дети.- Мы были на Звуковой поляне и там познакомились с новым гласным звуком [у]. Этот гласный даёт команду согласному: "Будь твёрдым!".
Учитель.- Где ещё мы побывали?
Дети. - На Разноцветном мостике мы тренировали руку к письму, а на Тропе письма учились писать печатные буквы Уу и элементы письменных букв.
- На Поляне сравнений мы учились сравнивать числа и записывать сравнения с помощью математических знаков < > =.
Учитель. - Молодцы ребята. Я думаю на нашей прогулке вы узнали много нового и интересного.
Звучит фонограмма песни "У похода есть начало".
Литература:
- Грамота. 1 класс. Поурочные планы по учебнику "Грамота" под ред. Л.Е. Журовой. В III ч. Ч. II / Сост. Е.А. Смирнова. - Волгоград: Учитель - АСТ, 2004. - 112 с.