Цели:
Ход урока
Вступительная беседа о месте данного урока в системе уроков.
- Заканчивается февраль - последний месяц зимы. Завалил февраль леса пухлым снегом. Солнце лучит в голубом небе. Снег искрится, белые стволы берез светятся, иней на ветках играет. Красота! Февраль щедр на яркий свет и блеск, сияние. А еще на что?
(Дети называют пословицы о феврале и наиболее понравившиеся записывают в свою "литературную копилку" для подготовки к написанию сочинения).
На доске записаны пословицы.
- Февраль богат снегом, апрель водою.
- Февраль воду подпустит, март подберет.
- Февраль месяц лютый, спрашивает, как обутый.
- Февраль три часа дня прибавит.
- Январю-батюшке морозы, февралю метели.
Подводится итог работы.
Актуализация знаний. Работа над изобразительно-выразительными средствами языка.
- Какие вы знаете изобразительно-выразительные средства языка?
- Что такое эпитеты?
(Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечают на вопросы
какой? какая? какое?, какие? называются эпитетами).
- Где чаще всего употребляются эпитеты?
(Эпитеты чаще всего употребляются в художественной речи).
- Какова роль эпитетов в устной и письменной речи?
- Выделите эпитеты. Определите, с какой целью они использованы.
На небесном синем блюде
Желтых туч медовый дом.
Выслушиваются ответы ребят, и делается вывод.
- Эпитеты используются обычно как цветопись, для передачи, выражения чувств, настроений (нежности, тревоги, радости), шутливой оценки чего-либо или кого-либо. Они помогают описать внешний вид предметов, привлекательных и непривлекательных людей.
- Что такое метафора?
(Перенос значений на основе сходства, сравнения предметов и явлений называется метафорой).
- Почему возможен перенос значений?
(Перенос значений стал возможен потому, что одно явление похоже на другое, одно действие на другое).
- Найдите метафоры в стихах.
Поют под окошками
Звонко капели.
И вместе с капелями
Птицы запели.
Выслушиваются ответы ребят.
- Что такое сравнение?
Метафора создается при нахождении общих признаков у предметов, при сравнении двух предметов. Метафора называется скрытым сравнением. А есть открытое сравнение. Мы часто говорим: он как медведь, голова как шар, руки как крылья. Сравнение присоединяется союзами как, словно, будто. Вводится сравнение в текст для того, чтобы можно было ярче, нагляднее, образнее представить предмет.
- Найдите сравнение в стихах, объясните смысл.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду:
Выслушиваются ответы детей.
- Что такое олицетворение?
(Слова, употребленные в переносном значении и характеризующие неодушевленные предметы как живые существа).
- Найдите олицетворение в стихах.
Покраснела рябина,
Посинела вода.
Месяц, всадник унылый,
Уронил повода.
- С какой целью, и в каких жанрах используются олицетворения?
3. Анализ литературных произведений поэта Ярослава Юркевича.
Беседа о литературно - музыкальном объединении "Созвучие".
Поэты города Новоуральска Свердловской области создали литературно - музыкальное объединение "Созвучие". Мы гордимся их талантом, разделяем восхищение красотой нашего края. Ведь мы изучаем не только природу своего края, но должны знать и литературное наследие.
Работа в парах.
У ребят на партах лежат стихи.
На предыдущем уроке вы читали стихи нашего земляка Ярослава Юркевича. Сегодня будем учиться анализировать литературные произведения поэта, наблюдать, с помощью каких художественных средств поэту удается передать красоту нашего края. Выпишите слова и словосочетания, которые использует автор для описания снега, света. Обратите особое внимание на соотношение белого и синего цвета.
Синие тени на белом снегу:
- Когда отчетливо видны синие тени?
- А когда они пропадают?
- Что это значит?
Подсинила окошки ледяной синевой:
Белой крошкой:
Снежный рой:
- Какие художественные средства использует автор?
- С помощью чего он создает художественный образ?
- С чем связано понятие "крошка", "рой"?
Бесконечно белый свет:
- С чем связана бесконечность?
Дремотные поля:
Немотою давят белой:
Белый цвет мной овладел:
В этом белом океане:
- Как вы понимаете, что означают эти словосочетания?
Беседа о снеге.
- Что означают эти слова?
Белый как снег. (Совсем белый)
Как снег на голову. (Неожиданно)
Нужен, как прошлогодний снег. (Совсем не нужен).
- Найдите в тексте слова, которые использует автор?
Сугробное раздолье:
Белые поля:
Мягкий свет:
Метели колки как иголки:
- Ребята, а в каком произведении мы наблюдали о впечатлении солнца и света?
Дети рассказывают отрывок из рассказа К. Паустовского "Скрипучие половицы"
- А как об этом написал Я. Юркевич?
Прозрачны дали:
Меньше звездных точек:
-Ребята, прочитайте слова и выражения, которые вы выписали. Что ещё вы можете добавить? Если нужно, перечитайте стихи Я. Юркевича.
-Помните, при написании сочинения, должны следовать своему замыслу. Воспользуйтесь памяткой написания сочинений.
Определи замысел, что самое главное ты хочешь сказать.
Как будет развиваться твой замысел, о чем расскажешь сначала, потом:
Запиши на черновике план.
Подумай, о чем конкретно расскажешь в каждой части.
Напиши сочинение
Проверь орфограммы, знаки препинания.
Перепиши окончательный вариант сочинения.
4. Самостоятельная работа. Составление плана сочинения на черновике.
5. Домашнее задание.
Итог урока.
- Какие художественные средства используют авторы для воплощения своего замысла?
- Какие трудности испытывали при выполнении работы?