Урок русского языка в 4-м классе "Слово и образ". Подготовка к сочинению на тему "Прощание с зимой"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Создание условий для развития творческого воображения, формирования понятий основных художественных образов и средств на основе анализа литературных произведений поэтов Уральского региона.
  • Формирование интереса к родному языку и потребности в его изучении.

Ход урока

Вступительная беседа о месте данного урока в системе уроков.

- Заканчивается февраль - последний месяц зимы. Завалил февраль леса пухлым снегом. Солнце лучит в голубом небе. Снег искрится, белые стволы берез светятся, иней на ветках играет. Красота! Февраль щедр на яркий свет и блеск, сияние. А еще на что?

(Дети называют пословицы о феврале и наиболее понравившиеся записывают в свою "литературную копилку" для подготовки к написанию сочинения).

На доске записаны пословицы.

  1. Февраль богат снегом, апрель водою.
  2. Февраль воду подпустит, март подберет.
  3. Февраль месяц лютый, спрашивает, как обутый.
  4. Февраль три часа дня прибавит.
  5. Январю-батюшке морозы, февралю метели.

Подводится итог работы.

Актуализация знаний. Работа над изобразительно-выразительными средствами языка.

- Какие вы знаете изобразительно-выразительные средства языка?

- Что такое эпитеты?

(Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечают на вопросы

какой? какая? какое?, какие? называются эпитетами).

- Где чаще всего употребляются эпитеты?

(Эпитеты чаще всего употребляются в художественной речи).

- Какова роль эпитетов в устной и письменной речи?

- Выделите эпитеты. Определите, с какой целью они использованы.

На небесном синем блюде

Желтых туч медовый дом.

Выслушиваются ответы ребят, и делается вывод.

- Эпитеты используются обычно как цветопись, для передачи, выражения чувств, настроений (нежности, тревоги, радости), шутливой оценки чего-либо или кого-либо. Они помогают описать внешний вид предметов, привлекательных и непривлекательных людей.

- Что такое метафора?

(Перенос значений на основе сходства, сравнения предметов и явлений называется метафорой).

- Почему возможен перенос значений?

(Перенос значений стал возможен потому, что одно явление похоже на другое, одно действие на другое).

- Найдите метафоры в стихах.

Поют под окошками
Звонко капели.
И вместе с капелями
Птицы запели.

Выслушиваются ответы ребят.

- Что такое сравнение?

Метафора создается при нахождении общих признаков у предметов, при сравнении двух предметов. Метафора называется скрытым сравнением. А есть открытое сравнение. Мы часто говорим: он как медведь, голова как шар, руки как крылья. Сравнение присоединяется союзами как, словно, будто. Вводится сравнение в текст для того, чтобы можно было ярче, нагляднее, образнее представить предмет.

- Найдите сравнение в стихах, объясните смысл.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду:

Выслушиваются ответы детей.

- Что такое олицетворение?

(Слова, употребленные в переносном значении и характеризующие неодушевленные предметы как живые существа).

- Найдите олицетворение в стихах.

Покраснела рябина,
Посинела вода.
Месяц, всадник унылый,
Уронил повода.

- С какой целью, и в каких жанрах используются олицетворения?

3. Анализ литературных произведений поэта Ярослава Юркевича.

Беседа о литературно - музыкальном объединении "Созвучие".

Поэты города Новоуральска Свердловской области создали литературно - музыкальное объединение "Созвучие". Мы гордимся их талантом, разделяем восхищение красотой нашего края. Ведь мы изучаем не только природу своего края, но должны знать и литературное наследие.

Работа в парах.

У ребят на партах лежат стихи.

На предыдущем уроке вы читали стихи нашего земляка Ярослава Юркевича. Сегодня будем учиться анализировать литературные произведения поэта, наблюдать, с помощью каких художественных средств поэту удается передать красоту нашего края. Выпишите слова и словосочетания, которые использует автор для описания снега, света. Обратите особое внимание на соотношение белого и синего цвета.

Синие тени на белом снегу:

- Когда отчетливо видны синие тени?

- А когда они пропадают?

- Что это значит?

Подсинила окошки ледяной синевой:

Белой крошкой:

Снежный рой:

- Какие художественные средства использует автор?

- С помощью чего он создает художественный образ?

- С чем связано понятие "крошка", "рой"?

Бесконечно белый свет:

- С чем связана бесконечность?

Дремотные поля:

Немотою давят белой:

Белый цвет мной овладел:

В этом белом океане:

- Как вы понимаете, что означают эти словосочетания?

Беседа о снеге.

- Что означают эти слова?

Белый как снег. (Совсем белый)

Как снег на голову. (Неожиданно)

Нужен, как прошлогодний снег. (Совсем не нужен).

- Найдите в тексте слова, которые использует автор?

Сугробное раздолье:

Белые поля:

Мягкий свет:

Метели колки как иголки:

- Ребята, а в каком произведении мы наблюдали о впечатлении солнца и света?

Дети рассказывают отрывок из рассказа К. Паустовского "Скрипучие половицы"

- А как об этом написал Я. Юркевич?

Прозрачны дали:

Меньше звездных точек:

-Ребята, прочитайте слова и выражения, которые вы выписали. Что ещё вы можете добавить? Если нужно, перечитайте стихи Я. Юркевича.

-Помните, при написании сочинения, должны следовать своему замыслу. Воспользуйтесь памяткой написания сочинений.

Определи замысел, что самое главное ты хочешь сказать.

Как будет развиваться твой замысел, о чем расскажешь сначала, потом:

Запиши на черновике план.

Подумай, о чем конкретно расскажешь в каждой части.

Напиши сочинение

Проверь орфограммы, знаки препинания.

Перепиши окончательный вариант сочинения.

4. Самостоятельная работа. Составление плана сочинения на черновике.

5. Домашнее задание.

Итог урока.

- Какие художественные средства используют авторы для воплощения своего замысла?

- Какие трудности испытывали при выполнении работы?

Приложение.