Цель урока: обучение созданию текстовых задач для интеллектуальной игры "Да-нет" на примере русской народной сказки "Каша из топора".
Задачи:
- образовательная: учить детей кодированию содержания знакомых произведений, формирование навыков перехода от конкретной ситуации к её абстрактному описанию.
- развивающая: способствовать формированию умений задавать вопросы системно, целенаправленно.
- воспитательная: ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, человеческих ценностей.
- оздоровительная: сформировать умения использовать физические упражнения для снятия статического, нервно-эмоционального и зрительного напряжения.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: ТСО, иллюстрации сказок, выставка книг "Русские народные сказки", индивидуальные листы, цветные карандаши.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Звучит русская народная мелодия. Учитель читает:
О сказки! О бессмертные творенья,
Кудлатых предков наших сочиненья,
На полках, не лежавшие вовек!
Кто вас творил?
Доподлинно известно:
Русоволосый, живший повсеместно,
С умом расхожим русский человек.
С.Викулов "Русские сказки"
У. "А что говорил о сказке А.С.Пушкин?"
Д. "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!"
У. "Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку"
Подготовительный этап
Игра "Узнай сказку"
а) по иллюстрациям
Учитель демонстрирует иллюстрации к сказкам "Репка", "Курочка Ряба", "Царевна лягушка", "Гуси-лебеди".
Дети говорят название, выделяют главных героев, место действия.
б) по опорным словам
- Печка, щука, царь Емеля
- Лисичка, прорубь, хвост
- Кот, дрова, лиса, гусельки
Дети говорят названия, выделяют главных героев, их черты характера.
Игра "Да - нет"
Детям предлагается разгадать некоторую тайну. Для этого дети задают учителю вопросы, на которые учитель отвечает только "да", "нет", "и да, и нет" (если дети вышли на противоречие), "это не существенно" (для разгадывания текста этот вопрос не важен), или "Нет информации" (в случае, если в содержании сказки речь об этом не идёт).
Тайна 1
Некто хотел путешествовать по белому свету, а увидел тьму. ("Колобок")
Тайна 2.
Некто не выполнили родительского наказа, и случилась беда. ("Волк и семеро козлят")
Тайна 3.
Некая семья пострадала из-за того, что не заперли дверь в избушке. ("Три медведя")
У. Что объединяет эти сказки?
Д. Они все русские народные.
У. Сегодня мы будем учиться сами составлять такие таинственные тексты-задачи-загадки для игры "Да - нет" на примере тоже русской сказки про кашу.
Основной этап.
У. Каша - исконно русское блюдо. В народе говорят: "Щи да каша - пища наша", "Кашу маслом не испортишь", "Силы нет, так ты мало каши ел". Каша это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными, поэтому вы ежедневно её получаете на завтрак.
Физминутка.
Согласно словам выполняются движения:
В старину так говорили,
Кашу как всегда варили:
Зёрна золотой пшеницы
Заливали лишь водицей,
А когда пары пойдут,
Солят, маслят и жуют.
Ведь для тела это - сила.
Только бы желанье было!
У. А из чего варят кашу наши повара?
Д. Крупы: манка, рис, гречка и т.д.
У. Наши повара бросают ещё в неё немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придают нашей каше необыкновенный вкус и приносят здоровье!
У. А кашу из топора вы пробовали? В жизни такое может быть? А в сказке?
Чтение сказки "Каша из топора".
Словарная работа. Выяснение значений непонятных слов.
Вопросы и задания:
а) Назовите главных героев
б) Назовите место действия
в) Какими качествами обладает старуха? (Жадность, хитрость, глупость)
г) Какими качествами обладает солдат? (Находчивость, смекалка, опытность, фантазия, жизнерадостность)
Самостоятельно составьте загадку к игре "Да - нет"
а) используя качества характера персонажей.
Варианты детей:
Кто-то был жадный и глупый и наелся своих же продуктов.
Некто был смекалистым и хитрым, и это помогло ему утолить голод.
б) Составьте другой вариант путём введения дёйствий.
Варианты детей:
Он применил хитрость, находчивость и обманул жадину.
Жадничала, извращалась, но всё равно расплатилась, пожертвовала своим имуществом.
в) Следующий вариант - укажите место действия.
Варианты детей
Был на фронте, попал в деревню, где обманным путём приготовил полезный и вкусный обед.
У. Сколько разных задач-загадок можно придумать по одной сказке. Сегодня мы учились коллективно составлять "таинственные тексты" для игры "Да - нет". Этой игрой вы можете пользоваться, т.е. играть в неё в любую свободную минуту, только надо помнить самый простой код литературного произведения:
Это интеллектуальная игра. Она развивает логику, мышление, память, внимание.
А сейчас мы поиграем в музыкальную игру.
Физминутка.
Игра - танец "Если нравится тебе:"
Подведение итогов.
Вопросы:
- Действительно ли кашу солдат сварил из топора?
- Что помогло ему всё-таки приготовить вкусный обед? (Ложь, обман, неправда)
- Почему чаще всего люди обманывают? (Желают пошутить или скрыть что-то)
- В чём разница между шуткой и обманом ? (Шутка веселит, обман огорчает)
- Что чувствует человек, которого обманывают? (Обиду, оскорбление)
- Что чувствует человек, который говорит неправду? (Стыд)
Самостоятельная творческая работа.
У. Представьте, что к нам в гости пришли две девочки, которых зовут Правда и Ложь. Обе рассказали о сегодняшнем уроке. Что рассказала Правда? (Ответы детей) Что рассказала Ложь? (Ответы детей) Дружат ли они? (Ответы детей)
У. Попробуйте нарисовать их (как вы их представляете).
3. Выставка рисунков, их анализ.
У. Ложь, обман, неправда - это плохо. А в сказке ложь помогла, но скорее это не ложь, а шутка. Солдат посмеялся над глупой старухой. Но в жизни нужно быть честным и правдивым человеком.
Ничего на свете нет,
Что надолго можно скрыть,
И поэтому не стоит
Нам неправду говорить.
Вернёмся к эпиграфу урока. Сказка тоже неправда, обман, да учит она нас жизни.
Чему научила вас эта сказка? (Ответы детей)
Рефлексия.
"Ниточка"
Ребёнок выбирает любую ниточку (Заранее приготовленные учителем длиной от 10 до 30 см). Высказывая свой мнение об уроке, ученик наматывает ниточку на палец. Как только ниточка намотана, выступление прекращается.
Выбрав нитку той или иной длины, ребёнок заявляет о своём желании выступать и настраивается на развёрнутую оценку или короткую реплику.