Урок по проектной технологии для учащихся 7-го класса (обществознание) по теме "Обмен, торговля, реклама"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Сформировать представления об обмене, торговле и ее формах, рекламе, как двигателе прогресса
  • Развивать умения: умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение взаимодействовать с любым партнером, умение уверенно держать себя во время выступления.
  • Прививать интерес к предмету.

Задачи:

  • Знать зачем люди обмениваются, как обмен решает задачи экономики, что необходимо для выгодного обмена.
  • Знать о том, что такое торговля и каковы ее формы и что торговля всегда выступала источником экономического благополучия страны.
  • Знать, что такое реклама, для чего нужна реклама товаров и услуг.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок- проект. Ролевая игра.

Понятия: обмен, торговля, реклама, рынок экономический продукт, товар, стоимость, цена, бартер, внутренняя торговля, внешняя торговля, оптовая торговля, розничная торговля.

Оборудование: учебник. Автор Боголюбов Л. Н., Городецкая Н.И., Котова О. А. и другие. Интернет, компьютер, медиапроектор, дидактические материалы, книги для чтения, СМИ, словари.

Раздаточные материалы: исторические документы, таблицы для оценивания, памятки для работы над проектом

Вид презентации: путешествие во времени;

Выход презентации - карта-путеводитель и статья, опубликованные в научно-популярном журнале.

1-й урок.

Ход урока

Орг. момент

На доске записаны: дата, тема занятия, план занятия, понятия.

Работа с понятиями.

Оценивание работы учащихся: необходимые письменные работы выполняются в тетрадях, оценивание производится 5-й группой по заданным критериям в таблице.

Изучение нового материала

Вступительное слово учителя

Обмен и рынок тесно связаны между собой. Из обмена вырастает торговля, а из нее - рынок. Он может принимать самые разные формы и размеры: от местного до международного, от небольшой площади в городе до охватывающей весь земной шар системы обменных отношений. Реклама - двигатель торговли. Попробуем разобраться так ли это.

Проблемное задание: Как обмен называется сейчас? Почему обмен так неукоснительно сопровождает всю историю человечества?

1. Подготовка.

Учащиеся на этапе подготовки обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности.

Инициативной группе учащихся на этапе подготовки было предложено придумать вид и выход презентации и предложить их на уроке. Учащиеся предложили вид и выход презентации.

Вид презентации: путешествие во времени;

Выход презентации: карта-путеводитель и статья, опубликованные в научно-популярном журнале

Учитель знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

2. Планирование.

Учащиеся на этапе планирования формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности.

Учитель предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой учащихся.

Содержание работы: определение источников необходимой информации, способов сбора и анализа информации, способа представления результатов (формы проекта); установление процедуры и критериев оценки результатов проекта, распределение задач(обязанностей) между членами рабочей группы.

3. Исследование.

Учащиеся поэтапно выполняют задачи проекта по плану

Учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.

Памятка работы над проектом:

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способа сбора и анализа информации.

в) Определения способа представления результатов.

г) Установление процедур и критерии оценки результатов проекта.

д) Распределение задач " обязанностей" между членами рабочей группы.

е) Сбор и уточнение информации( интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.)

ж) Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

з) Выбор оптимального варианта хода проекта.

и) Поэтапное выполнение исследовательских задач.

к) Анализ информации.

л) Формулирование выводов

м) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов.

План урока:

  1. Зачем люди обмениваются?
  2. Торговля и ее формы
  3. Реклама - двигатель торговли
  4. Предварительный этап (информационная подготовка)

Учащимся заранее на этапе подготовки было дано опережающее задание: подобрать из различных источников информацию по теме.

Разделение класса на группы:

Учителем и учащимися формируется 5 групп.

1-3 группа - "путешественники"

. На уроке учащиеся работают с различными источниками, изучают материалы прессы и Интернета.

В середине урока проводится физкультурная минутка.

1 группа "Обмен". Задача группы: совершить воображаемое путешествие в Древнюю Русь и рассказать о производстве обмена в Древней Руси; ответить вопросы:

В чем преимущество обмена?

Что необходимо, чтобы обмен состоялся?

Почему не каждый обмен является равноценным?

В чем выгода участников обмена?

Каким был обмен на Руси?

Приложение № 3

2 группа "Торговля". Задача группы: совершить воображаемое путешествие на корабле Васко да Гамы; рассказать о путешествии Васко Да Гама в Индию; ответить на вопросы:

  1. Почему возникла торговля?
  2. Какой бывает торговля?
  3. В чем преимущество торговли?
  4. Чем торговали в Египте?
  5. Кто такой Васко Да Гама?
  6. Для чего Васко де Гама отправился в Индию?
  7. Чем закончилось путешествие Васко да Гама?
  8. Что необычное случилось с Васко да Гама во время 1 и 2 путешествия в Индию?
  9. Какой была торговля в Новгороде?

Приложение № 1,4,5

3 группа "Реклама"

Задача группы: совершать воображаемое путешествие в Америку; рассказать о путешествии в Америку; ответить на вопросы

Что такое реклама?

Для чего она нужна?

Где появилась первая реклама?

Как жители средневекового города узнавали о товарах и услугах?

Где появилась современная реклама? Какой она была?

Почему рекламная информация бывает недостоверной и недобросовестной?

Какой была торговая реклама в Киеве?

Приложение № 2,6

4 группа "независимые журналисты"

5 группа "Топографы-эксперты"

Задачей 1-3 групп является рассказ об "исследованных территориях" а также краткая характеристика "своего путешествия". В каждой группе выбирается руководитель экспедиции.

Задачей 4-й группы является изучить материалы данной темы и написать статью о воображаемых путешествиях. По завершении презентаций зачитать написанную ими статью в научно-популярный журнал "Незабываемые путешествия".

Задачей 5-й группы является: сделать заранее компьютерную презентацию: карты- путеводителя "Обмен, торговля, реклама" предполагаемого путешествия, а на уроке в период презентации воспроизвести ее. После выступления каждой группы - художники-топографы добавляют на следующий слайд, соответствующий участок карты с соответствующим описанием. При этом они могут задавать вопросы, чтобы лучше оформить карту-путеводитель. Деятельность 5-й группы носит аналитический и обобщающий характер и анализа деятельности учащихся на уроке по предложенным критериям.

4. Выводы

Учащиеся выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию, оформляют проект.

Учитель наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

2-й урок

5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Учащиеся представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке. С помощью компьютерной презентации учащиеся 1-3 групп представляют воображаемое путешествие во времени по теме.

Учитель слушает, задает вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников.

Содержание работы:

А.подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Представление работы. В ходе представления

Б. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Каждому эксперту журналистами задаются вопросы. Проведение пресс-конференции регулируется экспертами-топографами, они же могут задавать дополнительные вопросы, чтобы лучше составить карту.

В середине урока проводится физкультурная минутка.

Итогом деятельности учеников станет компьютерная презентация: карта - путеводитель и статья в научно-популярный журнал, опубликованные в журнале " Незабываемые путешествия".

Задачей экспертов является оценивание проделанной работы и ответов путешественников, вопросов, задаваемых журналистами.

Компьютерная презентация сделанная учащимися сопровождавшаяся рассказом учащихся по каждому слайду.

1-й слайд: понятия по блокам: обмен, торговля, реклама.

2-й слайд: путешествие на железнодорожном транспорте. Историческая карта Древней Руси и первая остановка: "Обмен"

3-й слайд: Преимущество обмена.

4-й слайд: Необходимость обмена.

5-й слайд: историческая справка об Адаме Смите. Его портрет

6-й слайд: Путешествие по морю на корабле. Историческая карта Древнего Египта, Новгородской республики средневековой Индии, и вторая остановка "Торговля"

7-й слайд: Формы торговли - схема

8-й слайд: Оптовая и розничная торговля - примеры

9-й слайд: Внутренняя и внешняя торговля - примеры

10-й слайд: Путешествие на самолете. Историческая карта и третья остановка "Реклама"

11-й слайд: Устная и письменная реклама

12-й слайд: современная реклама

Обсуждение группами проблемного задания.

Проблемное задание: Как обмен называется сейчас? Почему обмен так неукоснительно сопровождает всю историю человечества?

Примерный ответ учащихся: Обмен существует и современное время. Он называется бартер. Шотландский экономист и философ Адам Смит доказал выгодность обмена для всех его участников. Он видел ее в экономии своего труда. Человек соглашается на обмен, если знает, что его затраты на изготовление отдаваемого товара меньше, чем затраты на изготовление приобретаемого. Добровольный обмен товарами благо для всех его участников.

Примерные критерии оценки работы групп 5-й группой

Группы Подбор материала Активность в обсуждении Решение проблемы Итог
         
         
         
         

Домашнее задание: параграф 12.

Учитель подводит итоги урока; производит анализ выполнения проекта, достигнутых результатов, выставляет оценки.

Приложения.