Повторение сведений о союзе

Разделы: Русский язык


Цели:

  • повторение, систематизация сведений о союзе, как части речи, закрепление знаний о правописании союзов;
  • формирование умений отличать союзы от других частей речи, ставить знаки препинания в сложных союзных предложениях;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • воспитание чувства любви к родному краю.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель:

- Я рада вас видеть! Улыбнитесь себе, улыбнитесь друг другу, настройтесь на хорошую работу. Я вам желаю удачи.

Учитель объявляет тему и цели урока.

II. Повторение материала.

Учитель:

-Чтобы выполнить цели урока, мы с вами мысленно перенесемся на 200 лет назад, в то время, когда не было железной дороги, когда жизнь нашего края полностью зависела от Московского тракта. В 1890 году по Московскому тракту проехали два человека, которые оставили после себя записки о своих впечатлениях: великий русский писатель А. П. Чехов и наследник царского престола, будущий царь Николай II. Вот что писал один князь из свиты наследника престола: "После того, как в селе Тяжине Его Высочество крестьяне с огромной радостью угощали разными яствами, в соседнем Мариинске уже все было готово к встрече Великого Гостя. На переправе через реку Кию была устроена арка с цветами, на обоих берегах стояли празднично одетые юноши и девушки, пели радостные песни, весь путь от реки до города был устлан коврами". [5]

- Из данного отрывка выпишите слова с непроизносимыми согласными.

Учитель снова читает данный отрывок, ученики выписывают слова.

- Какие слова вы выписали? (Один ученик записывает на доске: яства, празднично, радостные, устлан).

- Подберите однокоренные слова к ним.

- Что обозначает слово яства? Работа со словарём (еда, кушанье).

- Учитель читает текст и предлагает выписать причастие (расписанной), разобрать его по составу.

Слайд.

"Не увидел Его Величество нищеты простого люда, не разглядел через мозаичные окна своей расписанной золотом кареты страданий поселенцев этого сурового края".

Учитель:

- Прежде чем продолжить следование по Московскому тракту, сделаем остановку, повторим сведения о союзе.

Ученик делает сообщение о слове "союз", используя материал из этимологического словаря. [6]

Слайд.

Союз. Заимствовано из старославянского языка. Образовано с помощью приставки съ (со) от слова вязь.

Учитель:

- Какая часть речи называется союзом?

- На какие группы по значению делятся союзы?

- Расскажите о сочинительных и подчинительных союзах.

Ученики делают рецензию на прозвучавшие ответы.

ФИЗПАУЗА.

Учитель:

- Путешествие продолжается. Перед вами строчки из стихотворения "Живи, Тяжинская земля" Вылегжаниной Т.В. [2]

Слайд.

Родились и живём
Мы в чудесном краю,
А зовут Тяжином
Эту землю мою.

Учитель:

- Сделайте синтаксический разбор предложения и постройте схему.

- Какие союзы употребляются в данном предложении, что они соединяют? (Сочинительный coюз и соединяет однородные сказуемые, с.врнтогенез). ия. оюз а соединяет простые предложения в составе сложного).

- Вспоминая о Московском тракте, мы должны вспомнить значения слов, которые употреблялись в те давние времена.

Работа со словарём. [3]

Слайд.

Тракт - большая проезжая дорога.

Верста - 1. Старая русская мера длины, равная 1,06 км. 2. Выкрашенный чёрно-белыми полосами дорожный столб, отмечающий эту меру.

Сажень- 1. Старая русская мера длины, равная 2,13 м. 2. Количество чего-нибудь, измеряемого такой мерой. 3. Линейка, планка такой длины для измерения.

Гужевой - конный, производимый живой тягой.

Гуж - кожаная петля в хомуте, которой с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжке.

Острог- тюрьма; город, укреплённый частоколом.

Дубрава - лиственная роща, дубовый лес.

- К какой лексике относятся эти слова? (Верста, сажень (в 1,2 значении), гужевой, гуж, острог относятся к устаревшей лексике).

Учитель:

- Ученики первой группы составят сложноподчинённые предложения с любым из этих слов.

- Ученики второй группы продолжат данные предложения так, чтобы получились сложноподчинённые.

Слайд.

- Самым надёжным оказался гужевой транспорт:

- Чтобы найти более лёгкий путь для переброски грузов:

- По всему Московскому тракту, через каждые 25 вёрст находились остроги:

- Постройте схемы получившихся предложений.

- Сделайте морфологический разбор двух союзов: сочинительного и подчинительного.

Заслушиваются ответы учеников обеих групп.

Ученики объясняют постановку знаков препинания, строят схемы предложений.

- Мы должны не только знать союзы, но и правильно их писать. Расскажите о правописании союзов тоже, также, чтобы.

После рассказа правила и рецензий ответов проводится тест. (Если в предложениях есть союзы, то ставится "+", если наречие с частицей (так же), местоимение с частицей (то же, что бы), то ставится "-").

Московским трактом пользовались для перевозки почты, различных товаров, грузов, а также пассажиров.

Самодержавие не находило денег на строительство дорог, зато щедро тратило их на остроги и тюрьмы в суровом крае.

Надо где-то прилечь, хоть чуть-чуть отдохнуть и коней поменять, чтоб продолжить свой путь.

В Илимский острог по Московскому тракту везли закованного в кандалы писателя Радищева за то, что он написал книгу "Путешествие из Петербурга в Москву".

Писатель Чехов тоже проезжал по тракту во время путешествия на остров Сахалин.

Так же, как и Радищева, по каторжному пути отправили в Сибирь декабристов.

Ответы ученики проверяют по слайду.

Слайд.

+ + + - + -

Следующим этапом работы является написание мини- сочинения "Что я узнал о прошлом Московского тракта?", используя союзы (задание первой группе).

Со второй группой учитель проводит комментированное письмо.

Весной и летом, осенью и зимой, днём и ночью скрипели по тракту обозы, звенели цепями ссыльные. Тракт всё дальше уходил на восток, но он долгое время оставался таким же, каким был в екатериненские времена.

В 1890 году по этому тракту проехали два человека, и они оставили после себя записки своих впечатлений.

Ученики отмечают союзы, дают им характеристику.

Класс слушает мини-сочинения, написанные учениками первой группы.

Учитель:

- Сейчас старый тракт изменился, но он всё так же необходим нашему району и стране. Вдоль тракта проходит самая большая в России электрифицированная железнодорожная магистраль Москва-Владивосток. Вы, ребята, часто ездите по Московскому тракту, наблюдаете за движением транспорта, любуетесь природой. Не забывайте, что нужно ценить и охранять окружающий мир, любить свою малую родину и знать её историю.

III. Обобщение материала.

- Чем отличаются союзы от других частей речи?

IV. Домашнее задание:

1 группа - составить 2 СПП и 2 ССП о нашем посёлке;

2 группа - выполнить упражнение из учебника.

Литература.

  1. Баранов, М.Т., Ладыженская, Т.А. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. [Текст] / М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская - М.: Просвещение, 2001. - 191 с.
  2. Вылегжанина, Т.В. Живи, Тяжинская земля. Стихотворение.
  3. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
  4. Смоленчук, Н. Почтовая станция Итацка. [Текст] // газета "Призыв", 2003 г.
  5. Чернышов Г.И. Московский тракт. [Текст] // газета "Призыв", 1964 г.
  6. Шанский, К.М., Шанская, Т.В., Иванов, В.В. Краткий этимологический словарь русского языка. [Текст] / К.М. Шанский, Т.В. Шанская, В.В. Иванов. - М.: Просвещение, 1971. - 542 с.

Приложение 1, приложение 2.