Тестирование используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных (ответов) и автоматизированной обработки результатов с заранее заданными параметрами качества. При всех ограничениях и недостатках тестовая технология является быстрым и надежным способом проверки уровня и степени подготовки учащихся путем решения несложных заданий, выбора варианта ответа или добавления слов, формул, терминов и пр. Главное - тестовая технология позволяет собирать статистический материал, который может накапливаться и храниться в памяти компьютера. Технология оценивания - рейтинговая и (или) отметочная, по организации - автоматический контроль, контроль учителя, самоконтроль. [1]
Преимуществом тестирования является возможность охвата материала по всем разделам информатики. Оценивание результатов носит более объективный характер и не зависит от профессиональных и личностных качеств экзаменатора. В результате учащийся может продемонстрировать свои учебные достижения на более широком содержательном поле информатики. И все это на фоне сокращения временных затрат на итоговую аттестацию. Тесты логичны и непротиворечивы, интерпретация их однозначна, организация тестирования регламентирована. Следует добавить, что в мировой практике тестирование достаточно широко распространено. [1]
Наряду с известными достоинствами у данного метода существуют и недостатки, которые, в основном, связаны с необходимостью подготовки тестов высокого качества. Вторая проблема касается сложности проверки аналитико-синтетических навыков учащихся.
Для устранения этих и некоторых других недостатков необходимо разработать систему заданий, которая включит в себя как тесты с многовариантным выбором, так и тесты открытого типа со свободным изложением ответа. Проверка таких тестовых заданий должна осуществляться по наличию ключевых слов в письменном ответе учащегося. Существует еще несколько типов заданий, которые также можно отнести к тестовым, например, в приведенном тексте выделить структуру, ключевые слова, ответить на вопросы.[1]
В самом общем виде тестовые задания должны:
- соответствовать содержанию учебного материала;
- быть составлены с учетом соответствующих правил;
- быть проверены на практике (апробированы);
- быть ясными испытуемому.
С точки зрения разработчика минимальные требования к составу тестового заданию состоят в наличии всех трех частей:
- Инструкции.
- Текста задания (вопроса).
- Правильного ответа.
Инструкция должна содержать указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнять задание, где и как делать пометки и записи, описывать то, что ученик должен "сделать руками", каким образом ему следует выполнять задание, где отмечать, как дописывать и т.д. [2]
Собственно говоря, инструкция должна сделать так, чтобы задание и способ его выполнения были абсолютно ясны любому из испытуемых и не приводили к ошибкам. [2]
Ученику важно понять, что от него требуется, как он должен выполнять задание. Мало понять то, что необходимо установить правильную последовательность, то есть выполнить интеллектуальную операцию, но и то, как собственно ее устанавливать, что, каким образом и где надо вписать, отметить и т.д. Кроме этого, для многих заданий важно и то, в каком порядке эту правильную последовательность восстанавливать. [2]
Текст задания или вопроса представляет собой содержательное наполнение задания.
Правильный ответ или оценочная схема - обязательный атрибут любого тестового задания - без него задание, за исключением, пожалуй, самых тривиальных, теряет смысл, поскольку не может быть точно проанализировано и оценено. [2]
Существуют разные подходы к оценке результатов тестирования. Один из них говорит о том, что каждое задание должно быть оценено одним баллом в случае правильного выполнения и нулем баллов в случае его неправильного выполнения. Этот подход крайне рациональный, поскольку обработка полученных результатов становится достаточно простой и, что самое важное, этот подход единственно объективный. [2]
В данной работе приводятся тексты тестовых заданий по разным темам:
- тестовое задание по теме "Линейные алгоритм" (Приложение 1 и Приложение 6-электронная версия теста);
- тестовое задание по теме "Разветвляющиеся алгоритмы" (Приложение 2);
- тестовое задание по теме "Основные понятия программного обеспечения" (Приложение 3);
- тестовое задание по теме "Знакомство с языком программирования Паскаль" (Приложение 4);
- тестовое задание по теме "Шрифты и Таблицы в Word" (Приложение 5);
- тестовое задание по теме "Текстовый редактор и его возможности" (Приложение 7).
Список литературы:
- Панкратова Л.П., Челак Е.Н.Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. СПб.: БХВ-Петербург. 2004. ISBN 5-94157-371-5
- Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М., "Интеллект-центр", 2001. ISBN 5-89790-115-5.