Цели:
- познакомить с новой классификацией животных и их групповыми признаками;
- формировать умение классифицировать животных;
- расширять кругозор, учить дружной групповой работе;
- воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование:
- презентация «Разнообразие животных»;
- персонажи сказки «Теремок»;
- картинки с растениями (подорожник, фиалка, одуванчик, чистотел, мята, клён, боярышник, ель);
- картинки с изображением животных (белка, корова, заяц, медведь, кролик, овца, курица, воробей);
- карточки с названиями наук: «Зоология», «Ботаника»;
- листы с заданиями для групповой работы;
Ход урока
Организационный момент.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Актуализация знаний.
- Ребята, сегодня урок пройдёт в необычной форме. Мы будем путешествовать по сказке «Теремок». А почему именно по этой сказке? На этот вопрос вы сможете дать ответ в конце урока. Кто напомнит начало сказки?
В лесу стоял теремок. Он не низок, не высок. Бежала мимо мышка, увидела теремок и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Никто не отзывается.
- Ребята, чтобы попасть в теремок, мышке-норушке нужно ответить на следующие вопросы… поможем ей?
Краткий фронтальный опрос по изученной теме.
- Какую роль играют растения в жизни людей?
- Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?
- Что делают люди для охраны растений?
- Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинить растениям вреда?
- Ребята, мышка- норушка благодарит вас за помощь и заселяется в теремке. Пришла лягушка-квакушка.
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я мышка-норушка, а ты кто?
- А я лягушка-квакушка, пусти меня к себе, будем вместе жить.
- Жить вместе, конечно - же, веселее, правда, ребята? Поможем лягушке разгадать кроссворд.
Введение в тему урока. (Приложение 1, слайд 2)
- Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо путешественнику, натёршему ногу или поранившему руку. (Подорожник) (Приложение 1, слайд 3)
- Из травы смотрит этот весёлый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождём этот цветок обязательно закроется. (Фиалка) (Приложение 1, слайд 4)
- Сегодня полянка золотисто- жёлтая от цветов, а завтра – бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают белые пушинки. (Одуванчик) (Приложение 1, слайд 5)
- На изломе стебля этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили. Что этим соком можно сводить бородавки. Это свойство дало название растению. (Чистотел) (Приложение 1, слайд 6)
- С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. (Мята) (Приложение 1, слайд 7)
- Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным»- из его древесины изготавливают музыкальные инструменты. (Клён) (Приложение 1, слайд 8)
- Ветки этого кустарника покрыты острыми и твёрдыми колючками. (Боярышник) (Приложение 1, слайд 9)
- Весной на этих деревьях загораются маленькие красные и синие «лампочки». Это почки дерева. А под новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек. (Ель) (Приложение 1, слайд 10)
- Посмотрите на слова кроссворда, что они означают? (Растения)
- Прочтите, какое слово получилось в выделенной строке? (Животные)
- Сегодня мы покидаем царство растений и переходим к изучению животных. Мы рассмотрим новую классификацию животных и их групповые признаки.
Физкультминутка.
Упражнения для глаз:
- сидя зажмурить глаза, повторить 6-8 раз;
- часто моргать глазами в течение 1 минуты;
- движения глазами налево, вправо, круговые движения, повторить 5-6 раз;
- взгляд установить вдаль, затем перевести на кончики пальцев на расстоянии 30-40 см от глаз;
- Прыгнула лягушка в теремок. Стали они вдвоём жить. Скачет мимо зайчик. Увидел теремок и спрашивает:
- Теремок, теремок! Кто в тереме живёт?
- Я мышка-норушка.
- Я лягушка-квакушка, а ты кто?
- А я заяц-увёртыш. Пустите меня в терем жить.
- Ребята, чтобы зайке попасть в терем, ему необходимо ответить на вопросы. Поможем ему?
Формирование новых умений и навыков.
1. Животные дикие и домашние.
- Когда вы слышите слово «животные», то кого представляете?
- Какие группы животных вы знаете?
(Приложение 1, слайд 11)
- Пустили зайку в терем, а тут как тут лисичка-сестричка. Просится в терем. Чтобы попасть в терем, ей необходимо выполнить следующее задание: на доске в хаотичном порядке прикреплены картинки с изображением животных. Нужно в первый столбик отобрать диких животных, а во второй столбик домашних животных.
- По каким признакам мы определяем диких и домашних животных?
У доски работают два ученика. Они отбирают животных и объясняют.
- Хорошо, ребята. Давайте мы с вами проверим, справились ли с заданием наши товарищи.
(Приложение 1, слайд 11)
- Ребята, помогли мы лисе справиться с заданием. Спасибо вам. Стали они жить вчетвером. Идёт мимо волк-хватыш. Он тоже хочет стать жителем этого теремка. Чтобы волку попасть в теремок, ему необходимо получить некоторые знания.
2. Классификация животных.
(Приложение 1, слайд 12)
- Ребята, с каким разделом биологии мы уже успели познакомиться? (Ботаника - наука о растениях.)
- Наука о животных называется зоология. Это ещё один из разделов биологии. Учёные-зоологи делят царство животных на большое число групп.
(Приложение 1, слайд 13)
- Есть одноклеточные животные и многоклеточные. Одноклеточное животное, хотя и состоит из одной клетки, оно живёт вполне самостоятельно: питается, дышит, переносит по телу вещества, размножается, то есть в его организме происходят те же процессы, что и во всех живых телах.
Многоклеточное животное состоит из множества клеток. Все его клетки связаны друг с другом, то есть составляют единый организм. Но одни клетки «отвечают» за одну часть работы организма (например, за движение), другие за другую (например, за питание).
- Многоклеточные животные бывают беспозвоночные (у них нет позвоночника) и позвоночные (их тело имеет позвоночник). Скелет и его основная часть – позвоночник очень важны для организма, так как являются его опорой и защищают внутренние органы от механических повреждений.
(Приложение 1, слайд 13)
- К беспозвоночным относятся: черви, моллюски, иглокожие, раки, паукообразные, насекомые. К позвоночным животным относятся: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
(Приложение 1, слайд 13)
Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся –
(Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел.
(Туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
(Покружиться)
- Ребята, как вы думаете к какому виду животных относиться бабочка? (К беспозвоночным).
- Почему? (Потому, что бабочка это насекомое).
- Стали они впятером жить. Вот приходит к ним медведь:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Мышка-норушка, лягушка квакушка, заяц-увёртыш, лисичка-сестричка, волк-хватыш.
- А я всех давиш! - сел медведь на теремок и раздавил его.
- Ребята, жалко зверей. Давайте мы поможем им построить новый просторный дом, чтобы всем хватило места и даже медведю. Но для этого мы должны с вами выполнить следующее задание.
Практическая работа.
- Перед вами лежат листочки с практической работой. Первая группа находит основные признаки беспозвоночных животных. Вторая группа находит основные признаки позвоночных животных. Вы читаете текст в учебнике (стр. 65- 74), обсуждаете в своей группе: какие примеры животных привести и их основные признаки.
Выступает первая группа. Их работу проверяем коллективно. (Приложение 1, слайд 14)
Выступает вторая группа. Работа также проверяется. (Приложение 1, слайд 15)
- Ребята, вы молодцы, с заданием справились. Посмотрите, наши звери поселились в просторном тереме. Всем хватило места.
Итог урока.
- Ребята, мы хорошо поработали. Давайте подытожим наши знания.
- О каких группах животных вы узнали?
- Какими отличительными признаками обладают эти группы животных?
- Что вы можете сказать о животных из нашей сказки? К каким группам мы их соотнесём?
1. Оценить работу учащихся.
2. Дифференцированное домашнее задание:
а) знать группы животных и их отличительные признаки (1 группа)
б) выполнить рефератную работу о любом животном (2 группа)