Урок окружающего мира в 3-м классе на тему "Разнообразие животных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с новой классификацией животных и их групповыми признаками;
  • формировать умение классифицировать животных;
  • расширять кругозор, учить дружной групповой работе;
  • воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование:

  • презентация «Разнообразие животных»;
  • персонажи сказки «Теремок»;
  • картинки с растениями (подорожник, фиалка, одуванчик, чистотел, мята, клён, боярышник, ель);
  • картинки с изображением животных (белка, корова, заяц, медведь, кролик, овца, курица, воробей);
  • карточки с названиями наук: «Зоология», «Ботаника»;
  • листы с заданиями для групповой работы;

Ход урока

Организационный момент.

Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

Актуализация знаний.

- Ребята, сегодня урок пройдёт в необычной форме. Мы будем путешествовать по сказке «Теремок». А почему именно по этой сказке? На этот вопрос вы сможете дать ответ в конце урока. Кто напомнит начало сказки?

В лесу стоял теремок. Он не низок, не высок. Бежала мимо мышка, увидела теремок и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

- Никто не отзывается.

- Ребята, чтобы попасть в теремок, мышке-норушке нужно ответить на следующие вопросы… поможем ей?

Краткий фронтальный опрос по изученной теме.

- Какую роль играют растения в жизни людей?

- Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?

- Что делают люди для охраны растений?

- Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинить растениям вреда?

- Ребята, мышка- норушка благодарит вас за помощь и заселяется в теремке. Пришла лягушка-квакушка.

- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

- Я мышка-норушка, а ты кто?

- А я лягушка-квакушка, пусти меня к себе, будем вместе жить.

- Жить вместе, конечно - же, веселее, правда, ребята? Поможем лягушке разгадать кроссворд.

Введение в тему урока. (Приложение 1, слайд 2)

  1. Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо путешественнику, натёршему ногу или поранившему руку. (Подорожник) (Приложение 1, слайд 3)
  2. Из травы смотрит этот весёлый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождём этот цветок обязательно закроется. (Фиалка) (Приложение 1, слайд 4)
  3. Сегодня полянка золотисто- жёлтая от цветов, а завтра – бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают белые пушинки. (Одуванчик) (Приложение 1, слайд 5)
  4. На изломе стебля этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили. Что этим соком можно сводить бородавки. Это свойство дало название растению. (Чистотел) (Приложение 1, слайд 6)
  5. С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. (Мята) (Приложение 1, слайд 7)
  6. Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным»- из его древесины изготавливают музыкальные инструменты. (Клён) (Приложение 1, слайд 8)
  7. Ветки этого кустарника покрыты острыми и твёрдыми колючками. (Боярышник) (Приложение 1, слайд 9)
  8. Весной на этих деревьях загораются маленькие красные и синие «лампочки». Это почки дерева. А под новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек. (Ель) (Приложение 1, слайд 10)

- Посмотрите на слова кроссворда, что они означают? (Растения)

- Прочтите, какое слово получилось в выделенной строке? (Животные)

- Сегодня мы покидаем царство растений и переходим к изучению животных. Мы рассмотрим новую классификацию животных и их групповые признаки.

Физкультминутка.

Упражнения для глаз:

  1. сидя зажмурить глаза, повторить 6-8 раз;
  2. часто моргать глазами в течение 1 минуты;
  3. движения глазами налево, вправо, круговые движения, повторить 5-6 раз;
  4. взгляд установить вдаль, затем перевести на кончики пальцев на расстоянии 30-40 см от глаз;

- Прыгнула лягушка в теремок. Стали они вдвоём жить. Скачет мимо зайчик. Увидел теремок и спрашивает:

- Теремок, теремок! Кто в тереме живёт?

- Я мышка-норушка.

- Я лягушка-квакушка, а ты кто?

- А я заяц-увёртыш. Пустите меня в терем жить.

- Ребята, чтобы зайке попасть в терем, ему необходимо ответить на вопросы. Поможем ему?

Формирование новых умений и навыков.

1. Животные дикие и домашние.

- Когда вы слышите слово «животные», то кого представляете?

- Какие группы животных вы знаете?

(Приложение 1, слайд 11)

- Пустили зайку в терем, а тут как тут лисичка-сестричка. Просится в терем. Чтобы попасть в терем, ей необходимо выполнить следующее задание: на доске в хаотичном порядке прикреплены картинки с изображением животных. Нужно в первый столбик отобрать диких животных, а во второй столбик домашних животных.

- По каким признакам мы определяем диких и домашних животных?

У доски работают два ученика. Они отбирают животных и объясняют.

- Хорошо, ребята. Давайте мы с вами проверим, справились ли с заданием наши товарищи.

(Приложение 1, слайд 11)

- Ребята, помогли мы лисе справиться с заданием. Спасибо вам. Стали они жить вчетвером. Идёт мимо волк-хватыш. Он тоже хочет стать жителем этого теремка. Чтобы волку попасть в теремок, ему необходимо получить некоторые знания.

2. Классификация животных.

(Приложение 1, слайд 12)

- Ребята, с каким разделом биологии мы уже успели познакомиться? (Ботаника - наука о растениях.)

- Наука о животных называется зоология. Это ещё один из разделов биологии. Учёные-зоологи делят царство животных на большое число групп.

(Приложение 1, слайд 13)

- Есть одноклеточные животные и многоклеточные. Одноклеточное животное, хотя и состоит из одной клетки, оно живёт вполне самостоятельно: питается, дышит, переносит по телу вещества, размножается, то есть в его организме происходят те же процессы, что и во всех живых телах.

Многоклеточное животное состоит из множества клеток. Все его клетки связаны друг с другом, то есть составляют единый организм. Но одни клетки «отвечают» за одну часть работы организма (например, за движение), другие за другую (например, за питание).

- Многоклеточные животные бывают беспозвоночные (у них нет позвоночника) и позвоночные (их тело имеет позвоночник). Скелет и его основная часть – позвоночник очень важны для организма, так как являются его опорой и защищают внутренние органы от механических повреждений.

(Приложение 1, слайд 13)

- К беспозвоночным относятся: черви, моллюски, иглокожие, раки, паукообразные, насекомые. К позвоночным животным относятся: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

(Приложение 1, слайд 13)

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся –
(Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел.
(Туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.

(Покружиться)

- Ребята, как вы думаете к какому виду животных относиться бабочка? (К беспозвоночным).

- Почему? (Потому, что бабочка это насекомое).

- Стали они впятером жить. Вот приходит к ним медведь:

- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

- Мышка-норушка, лягушка квакушка, заяц-увёртыш, лисичка-сестричка, волк-хватыш.

- А я всех давиш! - сел медведь на теремок и раздавил его.

- Ребята, жалко зверей. Давайте мы поможем им построить новый просторный дом, чтобы всем хватило места и даже медведю. Но для этого мы должны с вами выполнить следующее задание.

Практическая работа.

- Перед вами лежат листочки с практической работой. Первая группа находит основные признаки беспозвоночных животных. Вторая группа находит основные признаки позвоночных животных. Вы читаете текст в учебнике (стр. 65- 74), обсуждаете в своей группе: какие примеры животных привести и их основные признаки.

Выступает первая группа. Их работу проверяем коллективно. (Приложение 1, слайд 14)

Выступает вторая группа. Работа также проверяется. (Приложение 1, слайд 15)

- Ребята, вы молодцы, с заданием справились. Посмотрите, наши звери поселились в просторном тереме. Всем хватило места.

Итог урока.

- Ребята, мы хорошо поработали. Давайте подытожим наши знания.

- О каких группах животных вы узнали?

- Какими отличительными признаками обладают эти группы животных?

- Что вы можете сказать о животных из нашей сказки? К каким группам мы их соотнесём?

1. Оценить работу учащихся.

2. Дифференцированное домашнее задание:

а) знать группы животных и их отличительные признаки (1 группа)

б) выполнить рефератную работу о любом животном (2 группа)