Развитие творческих способностей младшего школьника

Разделы: Начальная школа


«Свободное общество
свободных людей».
В. В. Путин

Одной из основных задач школы является обеспечение доступности качественного образования в соответствии с возможностями и потребностями детей. Современная жизнь оказывает существенное влияние на ценностные ориентиры личности, её интеллектуальную самостоятельность, обуславливает необходимость принимать решения в нестандартных ситуациях. Образование должно быть направлено на раскрытие творческого потенциала и инициативы личности, на формирование восприимчивости к новизне и готовности изменять мир и себя. В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостной личности, где на первый план выступает ценность человека, которая воплощена прежде всего, в его индивидуальности, уникальности, неповторимости, что неразрывно связано с проблемой творчества.

Для эффективной организации художественной творческой деятельности я руководствуюсь следующими принципами:

  • Восприятие ребёнка как личности вне зависимости оттого, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть.
  • Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности младших школьников. Необходимо в каждом ребёнке видеть творческий потенциал, своеобразную индивидуальную креативность и стремиться развивать её, а также помогать детям понять самих себя, а родителям – своих детей. Таким образом, мы изменяем, статус ученика, повышаем престиж творческого мышления, что ведёт к осознанию ребёнком ценности творческих черт своей личности.
  • Предоставления ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы выражения чувств и переживаний, принятие самостоятельного решения. Такая свобода способствует развитию воображения, фантазии самостоятельности.
  • Повышение и укрепление самооценки. При оценке творческих достижений младших школьников важно учитывать индивидуальные результаты каждого, а не ориентироваться на общепринятые стандарты. Самое главное, чтобы ученик испытал радость собственного открытия.
  • Создание творчески обогащённой образовательной среды. Научить творчеству нельзя, но создать климат, благоприятный для появления ростков, возможно. (Нельзя сделать из зерна колос, а вот создать условия, при которых вырастает колос, возможно).
  • Творческая позиция педагога. Чтобы развивать творческие способности младших школьников, педагог сам должен быть творческой личностью – постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны поведения, формализм в преподавании, стремиться к открытию и применению новых методов обучения

Обозначенные психолого-педагогические принципы находятся в тесном взаимодействии, взаимодополняют и корректируют друг друга, а, следовательно, образуют целостную, гуманистически ориентированную систему, целькоторой – формирование творческой личности школьника средствами художественно – творческой деятельности. Для реализации этой цели, учитель должен понимать и осознавать, что есть творчество и что такое творческая деятельность, как необходимо руководить творческой деятельностью детей. “Философская энциклопедия” определяет творчество как деятельность, порождающую “нечто новое, никогда ранее не бывшее”. Это, видимо, самое широкое определение творчества. Можно определить значение этого слова и по-другому, подчеркнув, что творчество является человеческой деятельностью. Творчество-деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Известный психолог Л.С. Выготский говорил: « В каждодневной окружающей нас жизни творчество - есть необходимое условие существования человека. Все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

С первых дней обучения пытаюсь создать в детском коллективе атмосферу созидания и творчества, помогаю раскрыться способностям каждого ученика, учу их мыслить. Весь процесс обучения подчинён задаче достижения оптимального общего развития каждого ученика. Каждый урок это исследования, это поиск. Дети учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. В системе своей работы стремлюсь разбудить мысль каждого ученика. Начинаю работу по развитию творческих способностей в период обучения грамоте. Разнообразные задания в «Чудо прописи» В.А. Илюхиной развивают и обогащают речь, они формируют способность к анализу, синтезу, сравнению:

1. Допиши недостающее слово:

Жеребёнок с каждым днём

Подрастал и стал…

2. Составь из слов предложения (можно добавлять другие слова)

Зима, снег, пушистый…

3. Переставь в слове буквы так, чтобы получилось новое слово (анаграммы):

атлас – салат

полка – лапка

сокол – колос

тьма – мать

4. Из букв данного слова составь новое слово:

ловкость – кость, волк, сок, воск, локоть.

Детям очень нравится думать, рассуждать, мыслить. Важную роль в развитии речевого творчества отвожу работе с чистоговорками, скороговорками, считалками.

Приведу пример:

При изучении буквы г :

Гриша гусениц не любит,
Грушу гусеница любит.

Задания:

  • прочитай скороговорку с повествовательной, восклицательной, вопросительной интонацией, делая логическое ударение каждый раз на другое слово;
  • вырази мимикой, жестами, голосом восхищение;
  • постарайся изобразить удивление, иронию, насмешку, грусть, обиду, возмущение;
  • придумай жизненные ситуации, когда можно эту фразу сказать по-разному.

Уже при чтении слоговых слияний у детей рождаются рифмы.

Ты – ты – ты – во дворе у нас коты. (Саркис Б.)

Ты – ты – ты – на лугу растут цветы. (Миша Г.)

Ежедневно на уроках проводим «рифмовочки»:

Ой – ой – ой – я пою с тобой.

Ны - ны – ны – люблю апельсины.

Ну – ну – ну – смотрю на луну.

Такие пробы пера, проходят на положительном фоне, со смехом, с шутками и с большим желанием. С помощью скороговорок и чистоговорок дети практически знакомятся с понятием «рифма». В ходе интересных игр и заданий учимся подбирать рифму к словам.

Игра «Кто больше подберёт рифм»

Косы – …(росы, кокосы)

Птичка –…(водичка, синичка)

Ручка – … (тучка, кучка)

Постепенно дети начинают чувствовать ритм стиха, а это основа стихосложения. И уже без труда справляются с разноуровневыми творческими заданиями

1-й уровень: репродуктивно – подражательный.

Продолжить чистоговорку, выбрать нужное слово из предложенных двух:

Жа – жа – жа
Есть иголки у…(ужа? ежа?)

Оль – оль – оль
Мы купили… (моль? соль?)

2-й уровень: посково – исполнительный.

Закончить фразу самостоятельно, подобрать рифмующиеся слоги:

Лу – лу – лу – стол стоит в…

Ма – ма – ма – дома я…

Р. – р. – р. – у мышки есть нора.

С. – с. – с. – было холодно в лесу.

3-й уровень: инициативно – творческий.

Придумать свою чистоговорку.

Лу – лу – лу - подарите куклу. (Настя З.)

Та – та – та - в магазине суета. (Настя К.)

Разноуровневые творческие задания подбираю так, что при познавательной единой цели они отличаются разной степенью трудности. К достижению единой цели учащиеся идут разными путями. Таким образом, выявляются дети, выбирающие задания инициативно – творческого уровня. Одновременно выявляются склонности к интеллектуальному творческому труду, способности ребят к стихосложению. Творческие способности детей продолжаю развивать при изучении считалок. Предлагаю следующие разноуровневые задания:

1-й уровень:

Сочинить считалку, подобрав рифмы из правого столбика. Начинается считалка:

На дубу скворец и …

 

 

скворец

Улетел домой …

 

 

галка

И считалочке …

 

 

конец

2-й уровень.

Даны рифмы. Подобрать подходящие по смыслу слова так, чтобы получилась считалка.

Бегал заяц по болоту,
_____________ работу,
_____________ не нашёл,
_____________ и пошёл.

3-й уровень.

Сочинить свою считалку.

Ехал Ваня на базар,
И купил там самовар.
Раз – два – три – четыре – пять,
Начинаем мы играть.
Кристина С.

Раз – два – три – четыре,
Делай круг пошире.
Встань в кружок, давай считать,
И водилку выбирать.
Костя Г.

Работа со считалками оказалась намного сложнее. Свои собственные считалки сочинили только два ученика. Ребята с радостью и гордостью читают одноклассникам свои творения, которые вместе анализируем, отмечая оригинальные находки юных авторов. К концу обучения грамоте мы знакомимся с многообразием жанров литературных произведений (рассказ, сказка, стихотворения, загадка, считалка, скороговорка, чистоговорка). Многие произведения русского фольклора написаны в стихотворной форме. Открывая тайну «живого» русского слова, выполняя творческие задания, дети приобретают первый опыт стихосложения. Во втором полугодии первого класса продолжается наблюдение особенностей стихотворной речи. На уроках русского языка, развития речи предлагаю детям занимательные задания:

1. Среди данных слов (картинок) найди рифмующиеся слова, соедини их стрелками.

Зимой

 

 

убежал

Дрожал

 

 

ёлки

Волки

 

 

домой

Ясно

 

 

опасно

Дверь

 

 

зверь

2. Игра «Поймай рифму».

Бросаю мяч и называю слово, задача ребёнка – поймать мяч и придумать слово, рифмующиеся с моим словом, а затем бросить мне мяч и сказать своё слово.

3. Игра «Четвёртый лишний».

Назвать лишнее слово, которое не рифмуется с остальными:

  • бочка, точка, луна, ручка;
  • крот, компот, осы, пилот;
  • одуванчик, сарафанчик, кость, карманчик.

Постепенно задания усложняются. Мы переходим к сочинению двустиший и четверостиший. Детям нравится выполнять задания разного уровня. Например:

1-й уровень.

Закончить строчку стихотворения, выбрав нужную рифму из предложенных трёх слов. Подчеркните подходящее слово.

Одуванчик золотой
Постарел и стал … (голубой, седой, молодой)

2-й уровень.

Выполнить классификацию, распределив слова на 2 группы рифмующихся слов.

Гречка, ложка, печка, речка, кошка, лукошко, тучка, крошка, ручка, мошка.

3-й уровень.

а) На основе группы рифмующихся слов из задания 2-го придумать небольшое стихотворение.

В углу у Маши печка,
А варится там гречка. (Миша Г.)

б) Продолжить стихотворение:

Вот снежинки полетели,

Пришла зима,

Вот снежинки полетели
И ковром волнистым сели. (Саша Д.)

Зима идёт
И значит скоро Новый год.
Метель поёт
И мы в пути.
Нам нужно ёлочку найти. (Оксана А.)

в) Придумать свою группу рифмующихся слов и на их основе сочинить небольшое стихотворение.

Спит щенок в ночи унылой
Завалился на бочок,
Подбегает к нему Рыжик –
Это наш забавный кот.
Спят они в одной кроватке,
Тихо-тихо не шумят,
Днём они дерутся часто,
Жить не могут дружно так. (Кристина С.)

Конечно, не все их можно назвать настоящими стихами, но можно увидеть, что у детей появляется желание выразить своё отношение к природе, животным, воплотить свои мечтания, передать свои чувства в стихотворной форме. Дети с большим удовольствием записывают свои стихи в творческие тетради «Мои открытия», в которых делают иллюстрации по содержанию стихотворения. Я не ставлю своей задачей научить детей писать стихи. Этому научить нельзя. Стихосложение – это первый этап в развитии творческих способностей детей, который позволяет им глубже постигать и ценить образы подлинной художественно – поэтической речи, принадлежащие перу великих поэтов. Чтобы научить человека ощущать богатство и величие русского языка, надо развивать его вкус, учить слышать музыку слова. Ребёнок должен получать наслаждение от общения с искусством, тогда оно станет частью его внутреннего мира, основой формирования его творческой личности.

Уроки чтения провожу так, чтобы через произведения великих мастеров русского слова: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета, С.А.Есенина, дети открыли для себя красоту окружающего нас мира.

В.А. Сухомлинский писал: «Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».

Для познания мира одного слова недостаточно. Музыка и изобразительное искусство – вот хорошие помощники на уроках чтения. А если музыка, литературное произведение и картина созвучны, имеют одно и то же содержание, то понять, почувствовать, пережить прочитанное литературное произведение можно так глубоко, как, может быть, никаким другим путём.

Искусство помогает «открыть уста детей», желание поделиться своими чувствами и мыслями, пробуждает фантазию, помогает осознать своё место в этом мире. Тема, раскрытая разными видами искусства, формирует основы целостного представления об окружающем мире, отражённом в музыке, изобразительном искусстве, литературе.

После анализа программы по чтению, изобразительному искусству и музыке возникла мысль создать цикл интегрированных уроков. (Приложение 1)

На таких интегрированных уроках решаю следующие задачи:

  • развивать общую культуру школьника, приобщая к общечеловеческим ценностям художественной культуры;
  • помогать понять своеобразие и единство «языка» разных видов искусства посредством сопоставления и анализа;
  • развивать эмоциональную сферу ученика;
  • развивать познавательные способности учащихся (восприятие, память, мышление, воображение);
  • развивать музыкальную культуру;
  • развивать творческую активность;          
  • воспитывать чувство любви к природе.

Образ родной природы, созданный великими композиторами, поэтами, художниками, помогает создать на уроке атмосферу любви и восхищения. Учащимся даю возможность высказать свои мысли и чувства о произведении искусства, сравнить их с настроением и чувством авторов произведений. Музыка, живопись, поэзия – глубоко влияют на чувства детей, дают положительный эмоциональный заряд. Такие уроки чтения создают условия для развития воображения, фантазии, активизации познавательной деятельности, проявление и реализации творческих способностей детей. Ребята записывают поэтические строки, которые «обожгли их своей красотой», в творческой тетради. Эти словесные «шкатулки» помогают детям при написании сочинений. Сочинение – высшая форма проявления способностей ребёнка, требующая от него высокого, эмоционального напряжения. Детям нравится быть в роли автора. При написании сочинения ученик выражает свои мысли и чувства.

Постепенно шаг за шагом растёт мастерство моих учеников. В их работах проявляется настроение, эмоциональное отношение к событиям, подмечают превращения в окружающем мире. Дети используют в своих работах приёмы олицетворения и сравнения, говорят языком образов, являются плодом их фантазий.

Огромное внимание уделяю анализу сочинений: вместе обсуждаем, корректируем, ищем удачные работы. Предлагая тему сочинения, учитываю интерес, важность для ребёнка в данный момент, его внутреннее чувство. Каждая работа – результат детского самовыражения в слове, которое не может и не должно быть гладким и ровным. Это форма мысли и творчества. Как показал опыт работы, регулярное включение в учебный процесс разноуровневых заданий приучает к ним учащихся, пусть не сразу, но поднимает творческую активность всех учеников класса.

Использование произведений искусства на уроках литературного чтения и развития речи помогает ученикам не только увидеть, услышать, понять и почувствовать богатство и разнообразие окружающего мира, но и развивает умение находить и активно использовать в речи изобразительно – выразительные средства языка, правильно стилистически излагать свои мысли и чувства.

Процесс становления творческой личности - сложная задача, осуществляемая поэтапно, в течение нескольких лет. Результат первого этапа- поэтические страницы ребят, с которыми знакомятся родители и ученики. Творчество должно привести к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти своё место в жизни, быть нужным и полезным людям - вот это и будет главным результатом моей работы. Насколько верно выбран путь покажет время …

Приложение 2 (Презентация)