Управление качеством образования на основе компетентностно- ориентированного подхода выявило в нашей школе проблему формирования ключевых компетентностей учащихся. Одним из механизмов управления является школьный проект «Повышение качества образовательного процесса на основе компетентностно-ориентированного подхода», разработанный до 2010 года. В рамках данного проекта в школе реализуются различные проекты. Один из них – это проект «Школьная газета». Этот проект был предназначен для решения актуальной для нас проблемы: модернизации структуры, содержания и оформления школьной газеты. Полученный в ходе реализации данного проекта конечный продукт, газета «Остров МЫ», обеспечил нам решение выше названной проблемы.
Это был проект, рассчитанный на четыре месяца: с сентября по декабрь 2006 года. Он имел три этапа: подготовительный, практический, рефлексивный. (Приложение 1) (Приложение 3)
На подготовительном этапе большое внимание мы уделили формированию рефлексивной компетентности учащихся, то есть способности действовать в соответствии с 4-ми позициями: Что мы делаем? Зачем мы это делаем? Как мы это будем делать? Что получим, каков будет результат? Работая в проекте, учащиеся должны четко понимать, как будет использован полученный продукт и что изменится после его получения.
Подготовительный этап – широкое поле и для формирования коммуникативной и информационной компетентностей учащихся. Ребята общались друг с другом, с педагогами, защищали свое мнение по названию будущей газеты, ее структуре, оформлению. Находили и обсуждали материалы, какой должна быть школьная газета. В результате мы поняли, что без привлечения социума нам эту проблему не решить.
Форма сегодняшнего варианта школьной газеты была выработана на практическом этапе во время деловой игры «Точка опоры», которая проходила в школе 23 декабря 2006 года при поддержке Ассоциации юных журналистов Кировской области, редакции районной газеты «Знамя труда» и Молодежного информационного центра. Надо отметить, что деловая игра – одна из возможностей формирования у школьников ключевых компетентностей. Деловая игра – это ролевое воссоздание предметного и социального содержания той или иной деятельности, моделирование систем отношений, характерных для данного вида практики. Деловая игра рассматривается как образовательная технология. Универсальность ее определяется базовыми характеристиками: деловое общение; продуктивная, творческая деятельность; интеллектуальная конкуренция.
В деловой игре «Точка опоры» принимало участие около 20 учащихся с 5 по 11 класс. В течение нескольких часов ребята смогли подготовить новогодний номер школьной газеты «Остров МЫ». Деятельность учащихся включала в себя определение тематики номера, сбор материала через работу в библиотеке и взятие интервью у героев дня, работу фотокорреспондента. Юнкоры самостоятельно обрабатывали полученный материал, редактировали его под руководством О.Н Мильчаковой, корреспондента районной газеты. В верстке газеты также принимали участие наши ребята.
В ходе практического этапа мы получили газету, отвечающую требованиям, которые предъявляются к печатному изданию.
А самое главное заключалось в том, что перед участниками проекта были поставлены реальные, а не вымышленные цели; цели значимые именно для участников этого проекта, которые были достигнуты с привлечением социума в ходе практической деятельности. Это способствовало социализации учащихся, формированию их социальной компетентности.
Рефлексивный этап был проведен в форме «круглого стола», где учащиеся анализировали свою деятельность во время реализации проекта, встреченные трудности, способы их преодоления. Каждый участник проекта увидел свой вклад в общее дело. Организация рефлексии в форме «круглого стола» создает прекрасные условия для формирования ключевых компетентностей учащихся.
Следует также отметить, что в ходе проектной работы формируется проектная компетентность учащихся, то есть способность к обнаружению проблем и их решению.
Газета существует третий год, и мы можем говорить о следующих результатах. В состав сегодняшней редакции входят учащиеся 7-11 классов, интересующиеся журналистикой. В доступной форме дети получают начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, делают первые шаги в практической деятельности, печатаясь в периодической школьной прессе, развивают свои творческие, коммуникативные, рефлексивные способности. Также они осваивают первичные навыки работы с текстом на компьютере. Работая над созданием очередного номера газеты, учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения написать материал в любом формате жанра до умения получить конечный продукт социального значения. Профессия журналиста – профессия социальная, поэтому процесс обучения строится на постоянной социальной практике. Применяются такие формы работы, как социологические опросы, создание баз данных, выпуск школьной газеты (формы работы, связанные со сбором, анализом и распространением информации). В конечном итоге учащиеся вырабатывают следующие умения:
- анализировать источники информации;
- оформлять статью в соответствии с принятыми стандартами;
- пользоваться различными методами для сбора информации;
- составлять анкету;
- написать заметку, составить репортаж, фоторепортаж.
Для иллюстрации вышесказанного можно привести несколько примеров из жизни школьной газеты.
Незабываемым событием стало проведение подписной кампании в 2007-2008 учебном году. (Приложение 2).
Одним из способов сбора материала для газеты является проведение различных конкурсов, а публикация лучших работ на страницах газеты стимулирует участие. Так, например, прошли такие конкурсы, как «Письмо маме», «Лучшая новогодняя игрушка», «Лучшая частушка на школьную тему», «Лучшее стихотворение о лете», «Украсим нашу елку» и другие. В участие в конкурсах включается много ребят. Например, письмо маме мы писали на классных часах, и каждый мог высказать слова благодарности своим мамам. Признание маме прислали в редакцию около 50 человек с 5 по 11 класс. Самые добрые, ласковые и нежные слова нашли свое место на лепестках ромашки, которая красовалась на первой страницы ноябрьского номера газеты за 2006 год, поздравляя с праздником всех мам.
Интерес к школьной газете развивается и на уроках русского языка и литературы. Так, например, при изучении фольклора восьмиклассники знакомились с таким жанром устного народного творчества, как частушка. Ребята получили домашнее задание творческого характера – написать частушку на школьную тему, лучшие из которых были снова опубликованы в газете. В 10 классе при изучении темы «Нормы русского литературного языка» ребята профильной группы давали юмористическое определение слов (например, «бабочка» – это бочка, которую давно потеряли и наконец нашли; «взрывчатый» – взрыв в чате и др.). Их материалы были опубликованы в первоапрельском номере газеты.
Материал дляшкольной газеты можно найти в каждодневной жизни школы. Так в ноябрьском номере за 2007 год помещен материал, содержащий сведения по химии. Ученица 11 класса, пишет об алюминиевых вилках и ложках в нашей школьной столовой. Оказывается, во время мытья посуды при соприкосновении алюминия с содой происходит химическая реакция, последствия которой вредят здоровью. А в февральском номере за 2008 год на страничке, посвященной Дню Святого Валентина, была предложена на конкурс формула любви – чисто математическое вычисление. Победительницей стала учительница начальных классов. Это говорит о том, что газету читают и ребята, и учителя.
В прошлом году редакция школьной газеты внедряла в практику работы методику «выпускающий редактор». Эта методика предполагает самостоятельный выпуск номера одним из членов редакции – от планирования материала до верстки газеты. Задача выпускающего редактора – выступить в роли координатора действий. Начинается с подбора тематики номера и каждой отдельной странички. Чтобы газету читали ребята, в ней должны быть подняты проблемы, волнующие их. В 11 номерах газеты в качестве выпускающего редактора попробовали себя 8 человек. И здесь еще надо сказать о том, что после выпуска каждого номера редакция собирается для того, чтобы проанализировать то, что получилось. В беседе постоянно слышно: «Вот здесь надо было…», «Вот тут бы лучше…», «Давайте в следующем номере…». То есть идет рефлексия, ребята способны проанализировать полученные результаты, причем они видят не только положительное, но и недостатки. Методика «выпускающий редактор» способствует формированию всех ключевых компетентностей, начиная с предметной и заканчивая социальной.
В декабре 2007 года состоялся межведомственный окружной семинар по дополнительному образованию «Творчество без границ». Наши журналисты работали на этом семинаре в качестве корреспондентов. Это была серьезная социальная проба. В результате в январе 2008 года вышел специальный номер школьной газеты, посвященный этому событию.
Обогащение личностного опыта подростков идет и через общение со сверстниками из школ области и других регионов страны. Наши юнкоры уже дважды побывали на фестивале юношеской прессы «Под парусом мечты». Фестиваль проходит в начале августа в Бошарово. В 2007 году мы имели возможность пообщаться не только с журналистами Кировской области, а также с ребятами из Ульяновска, Тюмени, Чувашской республики. А еще на этом фестивале были иностранные журналисты из Сербии, Норвегии, Польши и Швейцарии. С ними ребята общались в неофициальной обстановке и узнали много интересного. Этим летом было продолжено знакомство с иностранными журналистами из Италии, Англии и Южной Кореи. Особенно примечателен тот факт, что наши юнкоры пытаются вести беседу самостоятельно, без переводчика, получая при этом прекрасную возможность языковой практики.
Юные журналисты нашей газеты получают возможность общения с профессиональными журналистами. Так незабываемой стала встреча с президентом общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов», членом общественной палаты, генеральным директором информационной службы новостей «Русского радио» А. Я. Школьником. Эта встреча – одно из ярчайших событий фестиваля-2007, где Школьник сказал, что журналистика для молодых – «средство сделать жизнь интереснее».1 А еще в ноябре 2007 года на базе нашей школы прошла встреча юнкоров района с Натальей Юрьевной Смирновой, корреспондентом областной газеты «Я расту». Мастер-класс, проведенный Натальей Юрьевной, многому научил ребят.
В настоящее время в систему образования все шире внедряется компьютерная техника, которая является одним из средств формирования ключевых компетентностей обучающихся. Компьютерные программы широко используются в решении образовательных задач, организационных и финансовых проблем. Учащиеся с интересом используют компьютерные технологии в журналистской деятельности. В январе 2008 года в Октябрьской школе прошел второй районный фестиваль юношеской прессы «Точка опоры». На нем повышали свое профессиональное мастерство наши верстальщики.
Таким образом, работа в школьной газете помогает ребятам познакомиться с основами профессии журналиста, закрепляет навыки грамотности, речевой культуры, учит писать сочинения разных жанров, развивает культуру поведения в процессе коммуникативного общения, содействует воспитанию нравственных качеств личности, в результате способствует формированию социальной, рефлексивной, коммуникативной и информационной компетентностей учащихся.
1 Мильчакова, О.Н. Новая встреча «Под парусом мечты» / «Знамя труда», 28 августа 2007 г. № 104