Урок изобразительного искусства по теме "Храмовая архитектура Руси. Магаданский кафедральный собор". 8-й класс

Разделы: Администрирование школы, МХК и ИЗО

Класс: 8


Технология: творческий проект.

Тема: Храмовая архитектура Руси. Магаданский Кафедральный собор.

Цели:

  • сформировать представление о храмовой крестово-купольной архитектуре Руси;
  • воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, любовь к искусству и культуре России;
  • развивать творческую и познавательную активность;
  • формировать практические навыки работы в конкретном материале по макетированию.

Оборудование: Телевизор, мультимедийная установка, компьютер.

Материалы:

  1. Интерактивная презентация (приложение), которая включает в себя:
  • термины с комментариями;
  • иллюстрации с изображением архитектуры Руси 10-11 в;
  • фотоматериалы Кафедрального собора города Магадана;
  1. Видеофильм о строительстве магаданского Кафедрального собора.
  2. Пластилин, бутылочная основа, стеки.

Ход урока

1. Организационный этап урока:

  • приветствие учащихся;
  • проверка готовности учащихся к уроку.

2. Постановка цели урока:

  • продолжить знакомство с архитектурой России;
  • выяснить в чём заключается оригинальность архитектуры храма
  • начать работу над созданием макета одноглавого крестово-купольного храма.

3. Проверка знаний.

Презентация построена таким образом, чтобы учащиеся могли проверить правильность своих ответов.

Работа с терминами.

  • архитектура (искусство возводить и проектировать здания и сооружения);
  • зодчий (строитель, архитектор, специалист в области архитектуры);
  • храм (здание, предназначенное для совершения богослужения и религиозных обрядов);
  • собор (главная или большая церковь в городе, в монастыре).

Работа с изображением.

Слайд Кижи. Преображенская церковь, построенная 1714 году

Задание: по изображению определить архитектурное сооружение и его особенности.

Вопросы к учащимся:

  • название?
  •  дата возведения?
  •  в чём заключается уникальность храма?
  • какого типа купола использованы в оформлении этого храма?

Изобразите на доске разные формы куполов (яйцевидные, шлемовидные, луковичные)

  • Какая из этих форм наследие Византии?
  • Какой вид купола прижился в русском зодчестве?
  • Как вы думаете, имеет ли какое то значение количество куполов на храме? (2 купола – единство божественного и человеческого в Христе, 13 – символизировали Христа и 12 апостолов).

4. Рассказ учителя изобразительного искусства.

В древнерусском искусстве архитектура занимала особое место. К сожалению, до нас дошли далеко не все архитектурные сооружения того времени, а многие сохранились в искажённом виде. Но и они достаточно ярко свидетельствуют о том, что первые каменные строения на Руси не были копированием византийской архитектуры, так как дохристианская Русь имела древнюю традицию деревянного зодчества и имела своё понимание архитектурного ансамбля.

Именно русские зодчие рубили первые деревянные христианские храмы. К сожалению, история не сохранила имена первых зодчих. Нам известны только Миролег и Ждан-Никола – это мастера из Киева, которые имеют отношение к 11 веку.

До наших дней деревянных построек сохранилось немного. Среди них уже известный вам архитектурный памятник – музей – заповедник Кижи.

- Каковы же архитектурные особенности храма? Чем он отличается от других здании?

Рассматриваем схему (слайд). Учащиеся называют элементы архитектуры храма (внешнее устройство). Учащиеся, опираясь на полученные знания прошлых уроков должны назвать: барабан, купол, крест, портал.

- Как вы думаете, магаданский Кафедральный собор строится в соответствии с особенностями храмовой архитектуры?

На экране фотографии Кафедрального собора. Учащиеся рассматривают и находят элементы архитектуры, изученные ранее и на этом уроке.

Строительство храма, тем более такого грандиозного, величественного, как в Магадане сложная, непростая задача. На Руси храмы порой строились не один год. Давайте посмотрим, как проходит строительство магаданского Кафедрального собора. Сложность возведения этого собора заключается в том, что в его основе лежит девятиэтажное здание, которое благодаря архитекторам супругам Колосовым – Владимиру Григорьевичу и Елене Валентиновне было перепроектировано в Кафедральный собор. Высота Кафедрального собора от земли до креста 71 метр..

5. Просмотр видео фильма о строительстве Кафедрального собора.

В фильме хорошо просматриваются этапы построения собора, от частичного разбора здания, до вида собора в наши дни. До сих пор строительство собора продолжается.

6. Рассказ учителя.

До начала рассказа учитель обращает внимание учащихся на термины и пояснения к ним, которые выписаны на доске. Термины будут использованы в рассказе учителя.

Покаяние – церковное, то же, что исповедь.

Исповедь – в христианстве таинство: раскрытие верующим своих грехов и получение прощения (отпущение грехов) именем Христа.

Благо – синоним добра.

Мощи – нетленные останки людей объявленные духовенством чудотворными. Объект поклонения у православных и католиков.

Рассказ учителя сопровождается слайдами презентации.

Рассказ сопровождается слайдами презентации.

На высоком берегу Пинеги слегка покачивались от ветра могучие сосны, лиственницы, пихты. И дома срубленные из этого леса, тоже были крепкими, добротными.

Крутой берег Пинеги походил на слоёный пирог: белые пласты известняка, красной глины, жёлтого песка, а ниже расстилался речной простор, по которому торопливо бежали волны. На берегу реки стояло село Веркол, в котором в 1532 году родился мальчик Артемий. Его родители – Косьма и Аполинария были простыми крестьянами и кормились земледелием. Оба они были благочестивы и добродетельны. Таким же благочестивым и добродетельным был их маленький сын Артемий. В Верколе, в каждом доме подрастали дети. Летом они часто бегали на улице, играли в шумные игры.

- Артемий! Артемий, выходи, играть будем! – звали они.

- Не могу, - отвечал он, - некогда мне, я матушке помогаю, воду носить с реки!

- Артемий! – звали его в другой раз. – Идём с нами, костры будем жечь!

- Не могу, - снова отвечал он, батюшке помогаю, сено ворошу.

Он удивлял всех соседей своим благоразумием и казался не по годам умным. Почитал своих родителей, был послушен им во всём, посещал церковь. Отличался тихим нравом и избегал ребячьих шалостей.

23 июня 1544 года, когда Артемий помогал отцу боронить поле. Погода была тёплая, солнечная. От земли поднимался пар. Но вот задул ветер, и на краю неба появилось первое облако. Вскоре ветер усилился. Он нагнал тяжёлые тучи, и небо быстро начало темнеть. Началась сильная гроза. Один из ударов молнии пришёлся на то место, где стоял мальчик, после чего, тот от «ужаса» скончался. Стало быть, он умер при странных обстоятельствах – внезапно, без покаяния. Для верующего человека смерть без покаяния страшна.

По традиционным представлениям верующих людей так умирают только грешники.

- Не доброе это дело, - говорили односельчане, когда узнали о внезапной гибели отрока. – Знать, были у него тайный грехи.

А раз так, Артемия нельзя хоронить на кладбище. И тело Артемия положили на пустом месте в лесу поверх земли, прикрыли хворостом и берестой. С тех пор прошло 32 года.

1577 году дьячок Агафоник собирал в лесу грибы, увидел среди деревьев свет. Подойдя к тому месту, он увидел, что свет исходит от тела Артемия. Приблизившись Агафоник, увидел, что оно совершенно цело. Односельчане перенесли мощи праведного Артемия в село. Много больных получили исцеление прикоснувшись даже к бересте. Тогда односельчане перенесли мощи праведного Артемия в Никольскую церковь. На досках гроба было написано несколько икон праведного Артемия Веркольского, от которых многие получили исцеление. В 17 веке в Верколе в честь праведного Артемия был основан мужской монастырь. К его возникновению был причастен воевода Афанасий Пашков.

У этого человека был единственный сын – Еремей, который тяжело был болен и исцелился благодаря праведному Артемию. В благодарность за чудо Афанасий Пашков построил на свои средства церковь на том самом месте, где были обретены мощи святого Артемия. Так и возник Артемиево-Веркольский монастырь. В конце IV века появилась икона Праведный Артемий Веркольский с житием.

Такова история возникновения одного из храмов матушки Руси.

8. Постановка художественной задачи.

Выполнить макет одноглавого крестово-купольного храма в любой технике (бумажная пластика, пластилин с использованием пластиковой основы).

9. Домашнее задание.

Найти информацию об истории возведения храма Святого духа в г. Магадане.