Цель:
- повторение изученного материала,;
- знакомство с процессами перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое;
- обсуждение различий агрегатных состояний веществ с точки зрения МКТ и примеров изменения этих процессов в природе.
Тип урока: беседа с элементами частично-поискового метода.
Результат: систематизация имеющихся знаний и изучение нового материала
Оборудование: наличие проектора в классе.
Этап урока | Действия учителя | Действия учеников | Время |
Организационный | Подготовили ручки, тетради. | 2 мин. | |
Постановка учебной проблемы. Определение темы урока. | Показ слайдов о природе и выяснение вопроса “почему урок сегодня начался с просмотра слайдов о природе?” | Наблюдение, беседа о явлениях природы, запись в тетрадь темы урока. | 5–7 мин. |
Повторение и изучение нового материала. | Беседа об отличии одного агрегатного состояния от другого, об особенностях молекулярного строения веществ в разных агрегатных состояниях и об их процессах перехода. | Записывают в тетрадь диаграмму процессов изменения агрегатных состояний веществ. | 22–24 мин. |
Закрепление знаний. | Показ слайдов: 1. “Круговорот воды в природе” 2. “Проверь себя”. |
Объясняют их: с точки зрения МКТ процессы, описанные в стихах. |
8–10 мин. |
Завершение урока. | Подводит итог урока. Дает домашнее задание. |
Записывают домашнее задание. | 2 мин. |
Урок начинаем с презентации “Агрегатные состояния вещества”, с показа первых пяти слайдов о природе.
Вопросы к классу:
- Как вы думаете, почему сегодня урок мы начинаем с просмотра слайдов о природе?
- Какие явления природы отражают эти слайды?
- Какое вещество отражено на них? (вода)
- В каких состояниях находится данное вещество? (твердое, жидкое, газообразное)
- Как называются эти состояния вещества? (агрегатные)
Сегодня мы поговорим об агрегатных состояниях вещества и процессах перехода из одного агрегатного состояния в другое.
Тема нашего урока “Агрегатные состояния вещества”
(Показ слайда) Приложение
(Тема пишется учениками в тетрадях)
Физика – наука о природе, изучает явления природы.
Слова В. Брюсова могут стать эпиграфом к нашему уроку …….(зачитать слова на слайде).
Итак, вещество может находиться в трех агрегатных состояниях:
(Показ слайда – три агрегатных состояния).
В тетрадях подчеркните тему урока, нарисуйте три стрелки и запишите агрегатные состояния вещества, как показано на слайде.
Вопрос к классу:
– Чем отличаются агрегатные состояния одного и того же вещества?
(О молекулярном строении вещества)
В основе строения любого вещества лежат основные положения МКТ.
– Каковы основные положения МКТ?
(Затем показ слайда - три положения МКТ)
– А может одно агрегатное состояние вещества переходить в другое?
(Затем показ слайда - переход агрегатных состояний, комментарии при каждом переходе и прямом и обратном.).
– Где мы с этим переходом встречаемся в жизни ? (При каждом переходе.)
Каждый процесс перехода вещества из одного состояния в другое имеет свое название.
(Показ слайдов с процессами перехода, при показе гиперссылок выяснять у учащихся, где они встречались подобными явлениями в быту, в природе).
Предложить учащимся зарисовать в тетради слайд с процессами перехода (ученики выполняют работу в тетрадях).
Закрепление.
- Объясните круговорот воды в природе с точки зрения МКТ.
(Показ данного слайда) - Объясните процессы, описанные в стихах. (Зачитываются стихи на слайде – проверь себя.)
Итог урока. Что узнали на уроке.
Домашнее задание (на слайде). Приложение