Изменение агрегатных состояний вещества

Разделы: Физика


Цель:

  • повторение изученного материала,;
  • знакомство с процессами перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое;
  • обсуждение различий агрегатных состояний веществ с точки зрения МКТ и примеров изменения этих процессов в природе.

Тип урока: беседа с элементами частично-поискового метода.

Результат: систематизация имеющихся знаний и изучение нового материала

Оборудование: наличие проектора в классе.

Этап урока Действия учителя Действия учеников Время
Организационный   Подготовили ручки, тетради. 2 мин.
Постановка учебной проблемы. Определение темы урока. Показ слайдов о природе и выяснение вопроса “почему урок сегодня начался с просмотра слайдов о природе?” Наблюдение, беседа о явлениях природы, запись в тетрадь темы урока. 5–7 мин.
Повторение и изучение нового материала. Беседа об отличии одного агрегатного состояния от другого, об особенностях молекулярного строения веществ в разных агрегатных состояниях и об их процессах перехода. Записывают в тетрадь диаграмму процессов изменения агрегатных состояний веществ. 22–24 мин.
Закрепление знаний. Показ слайдов:
1. “Круговорот воды в природе”
2. “Проверь себя”.
Объясняют их:
с точки зрения МКТ процессы, описанные в стихах.
8–10 мин.
Завершение урока. Подводит итог урока.
Дает домашнее задание.
Записывают домашнее задание. 2 мин.

Урок начинаем с презентации “Агрегатные состояния вещества”, с показа первых пяти слайдов о природе.

Вопросы к классу:

  • Как вы думаете, почему сегодня урок мы начинаем с просмотра слайдов о природе?
  • Какие явления природы отражают эти слайды?
  • Какое вещество отражено на них? (вода)
  • В каких состояниях находится данное вещество? (твердое, жидкое, газообразное)
  • Как называются эти состояния вещества? (агрегатные)

Сегодня мы поговорим об агрегатных состояниях вещества и процессах перехода из одного агрегатного состояния в другое.

Тема нашего урока “Агрегатные состояния вещества”

(Показ слайда) Приложение

(Тема пишется учениками в тетрадях)

Физика – наука о природе, изучает явления природы.

Слова В. Брюсова могут стать эпиграфом к нашему уроку …….(зачитать слова на слайде).

Итак, вещество может находиться в трех агрегатных состояниях:

(Показ слайда три агрегатных состояния).

В тетрадях подчеркните тему урока, нарисуйте три стрелки и запишите агрегатные состояния вещества, как показано на слайде.

Вопрос к классу:

– Чем отличаются агрегатные состояния одного и того же вещества?

(О молекулярном строении вещества)

В основе строения любого вещества лежат основные положения МКТ.

– Каковы основные положения МКТ?

(Затем показ слайда - три положения МКТ)

– А может одно агрегатное состояние вещества переходить в другое?

(Затем показ слайда - переход агрегатных состояний, комментарии при каждом переходе и прямом и обратном.).

– Где мы с этим переходом встречаемся в жизни ? (При каждом переходе.)

Каждый процесс перехода вещества из одного состояния в другое имеет свое название.

(Показ слайдов с процессами перехода, при показе гиперссылок выяснять у учащихся, где они встречались подобными явлениями в быту, в природе).

Предложить учащимся зарисовать в тетради слайд с процессами перехода (ученики выполняют работу в тетрадях).

Закрепление.

  1. Объясните круговорот воды в природе с точки зрения МКТ.
    (Показ данного слайда)
  2. Объясните процессы, описанные в стихах. (Зачитываются стихи на слайде – проверь себя.)

Итог урока. Что узнали на уроке.

Домашнее задание (на слайде). Приложение