Целью подготовительного курса является развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющие им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
Принципы программы "Ступеньки детства"
- Оптимальный учёт функциональных возможностей и естественных законов развития ребёнка при организации различных видов деятельности.
- Ограничение учебных нагрузок дошкольников, отказ от экстенсивного пути в организации учебно-познавательной деятельности за счёт оптимизации педагогического процесса.
- Создание каждому ребёнку условий максимального эмоционального благополучия и успешности в процессе усвоения предусмотренных программой знаний, умений и навыков.
- Забота о духовно-нравственном развитии личности в рамках учебных занятий, свободных видов деятельности и организации общения с детьми.
- Включение опыта ребёнка в процесс усвоения знаний, умений и навыков.
- Приоритет самостоятельной деятельности ребёнка в процессе обучения.
- Интеграция знаний, умений и навыков (через содержание и виды познавательной деятельности, организуемой по отдельным направлениям).
- Открытый характер предметного содержания образовательно-развивающей работы с детьми на всех ступенях. Отсутствие нацеленности на работу по определённому учебно-методическому комплекту в школе.
Основные задачи программы "Ступеньки детства"
- Укрепление психофизиологического здоровья детей, создание предпосылок к духовно - нравственному саморазвитию личности.
- Развитие любознательности, стремления к расширению знаний.
- Развитие инициативности, самостоятельности, активности.
- Формирование и развитие основных познавательных процессов (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь) и умственных действий.
- Формирование приёмов учебно-познавательной деятельности (ориентировка в задании; действия, необходимые для его выполнения; самоконтроль).
- Формирование коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогом и со сверстниками.
- Методическая поддержка педагогов дошкольных образовательных учреждений, позволяющая осуществлять полноценное развитие ребёнка с сохранением его физического и психического здоровья и в тесной взаимосвязи с естественными потребностями и законами.
- Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить у ребят интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, воспитать бережное отношение к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребёнка положительный эмоциональный атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческой потенциал. [ 3]
- В основе подготовительного курса лежит программа "Ступеньки детства", (составитель Н.М.Конышева).
Данная программа состоит из разделов:
- "Подготовка к чтению и письму" (автор - О.И. Бадулина)-28ч;
- "Сохрани своё здоровье сам!" (автор - М.В.Зверева)-14 ч;
- "Математическая подготовка" (автор -Н.Б.Истомина)-28 ч;
- "Окружающий мир" (автор -О.Т. Поглазова)-14ч ;
- "Художественно - конструкторская деятельность" (автор -Н.М.Конышева)- 28 ч.
Основные задачи учебно-методического комплекта:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
- Развитие любознательности и стремления к расширению знаний.
- Формирование коммуникативных умений, умений взаимодействовать с педагогом и сверстниками.
- Развитие самостоятельности, инициативности, активности.
- Развитие основных психических процессов (восприятие, внимание, мышление, воображение, память).
- Формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности (ориентировка в задании, определение действий, необходимых для его выполнения, самоконтроль).
- Методическая поддержка педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Практически все занятия в каждой предметной области носят комплексный характер, позволяющий:
- За счёт переключения с одних видов деятельности на другие не допустить утомления детей.
- Повысить сознательность выполняемых видов работы.
- Максимально использовать конкретную работу для развития самых разных психических процессов и приёмов умственной деятельности.
Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребёнка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе.
На это направлены обследования педагога - психолога, а также его консультации родителей будущих первоклассников.
Результаты диагностик и обследования ребёнка заносятся в "Психолого - педагогическую карту".
В ходе работы выявляются дети ,недостаточно готовые к школьному обучению, а также те, которые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются необходимые рекомендации родителям.
Организация занятий по данной программе осуществляется в соответствии с Положением о "Школе раннего развития ребёнка":
Организация образовательного процесса в школе развития регламентируется расписанием занятий, утверждённым заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе, ответственным за её работу .
Продолжительность академического часа занятий в школе развития может составлять 25-30 минут, 2 раза в неделю по 2 занятия в день.
Наполняемость учебных групп в школе развития устанавливается в количестве 10-12 обучающихся.
Тематическое планирование по программе "Ступеньки детства"
Подготовка к чтению и письму
28 часов
Данный раздел программы нацелен на развитие речи ребёнка, его фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики мышц. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:
- отчетливо и ясно произносить слова;
- выделять из слов звуки;
- находить слова с определенным звуком;
- определять место звука в слове;
- составлять предложения на заданную тему по опорным словам;
- составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
- пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию.
Математическая подготовка
28 часов
Данный раздел программы направлен на развитие умений: наблюдать, сравнивать объекты (в том числе геометрические фигуры), выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер и т.д.); понимать относительность свойств объекта; делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность; уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:
- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- различать свойства предметов(цвет, форма, размер и т.д.);
- соотносить цифру с числом предметов;
- присчитывать и отсчитывать по единице;
- ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
Художественно - конструкторская деятельность
28 часов
Данный раздел программы направлен на расширение и обогащение чувственного опыта дошкольников, их знаний и представлений об объектах окружающего мира; развитие познавательных процессов и приёмов познавательной деятельности (умственной и практической) в ходе художественной конструкторской деятельности; ознакомление с природными материалами; развитие любознательности, формирование положительной мотивации учения.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен:
- воспринимать различные конструкции предметов;
- знать виды соединений и способы крепления деталей;
- уметь пользоваться правилами безопасной работы ручными инструментами.
Сохрани своё здоровье сам!
14 часов
В курсе "Сохрани своё здоровье сам!" интересно и доступно для детей даются простейшие сведения об устройстве и жизнедеятельности организма человека, а также советы о том, как беречь и укреплять своё здоровье.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:
- как устроен человек;
- какие органы помогают человеку воспринимать мир;
- как беречь и укреплять своё здоровье;
- о правильном питании;
- о важности выполнения режима дня;
- ядовитые и лекарственные растения.
Окружающий мир
14 часов
Раздел программы основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, которые проводятся в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:
- распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе;
- перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
- называть основные признаки времён года;
- уметь различать диких и домашних животных;
- распознавать обитателей суши, водоёмов, морей.
Рекомендуемая литература:
- Дедова О.Ю., Яшина Н.Ю.Преемственность между дошкольным и начальным звеном образования. Нижний Новгород, 2006
- Истомина Н.Б.Методика обучения математике. Смоленск, "Ассоциация XXI век", 2005.
- Конышева Н.М. Программа-концепция. Смоленск, "Ассоциация XXI век", 2007.
- Сорокоумова Е.А. Готовим детей к школе. Нижний Новгород, 1995.
- Яшина Н.Ю. Готовим детей к школе. Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 1996.