Цель урока: закрепить в процессе решения задач полученные знания и навыки.
Задачи урока:
- закрепить теоретический материал по теме “Прямоугольник. Ромб. Квадрат”;
- совершенствовать навыки решения задач;
- развитие элементов геометрического мышления и воспитание интереса к оперированию геометрическими понятиями;
- умение выполнять и оценивать выполненную работу;
- расширение кругозора, развитие чувства взаимопомощи, совершенствование навыков работы с компьютером.
Оборудование: доска, компьютеры, карточки с заданиями, тесты, справочный материал, таблицы.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.
- Какую тему мы изучаем?
- В процессе изучения темы вы должны знать:
Уметь:
Учащиеся должны:
Знать: определение прямоугольника и его свойства, определение и свойства
ромба, определение квадрата и все его свойства.
Уметь: доказывать особое свойство прямоугольника и ромба, применять
свойства прямоугольника, ромба и квадрата при решении задач, решать задачи, в
которых рассматриваются параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат.
На сегодняшний день мы
знаем: определение прямоугольника и его свойства, определение и
свойства ромба, определение квадрата и все его свойства;
умеем: доказывать особое свойство прямоугольника и ромба.
Что не умеем? применять свойства прямоугольника, ромба и квадрата при решении задач, решать задачи, в которых рассматриваются параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат.
Поэтому целью нашего урока будет закрепить в процессе решения задач полученные знания и навыки.
2. Актуализация знаний учащихся.
Повторим знания, полученные на прошлом уроке. Предлагаю вам, работая в парах, дать определения параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата и, вспомнив их свойства заполнить таблицу.
Теоретический опрос (работа в парах).
- Дать определения понятиям: параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат.
- Вспомнить свойства и заполнить таблицу, отметив знаки + (да) и - (нет).
По первому вопросу оценить друг друга. Оценки выставляем в лист учета.
Свойство | Параллелограмм | Прямоугольник | Ромб | Квадрат |
Противолежащие стороны параллельны и равны. | ||||
Все стороны равны. | ||||
Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180. | ||||
Все углы прямые. | ||||
Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. | ||||
Диагонали равны. | ||||
Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов. |
Произведите взаимопроверку и оцените друг друга.
Используя определения и свойства фигур, выполните математический диктант.
Математический диктант (графический).
Вариант 1.
- Является ли прямоугольником параллелограмм, у которого есть прямой угол?
- Верно ли, что каждый параллелограмм является прямоугольником?
- Диагонали параллелограмма равны 3 см и 5 см. Является и этот параллелограмм прямоугольником?
- Верно ли, что каждый ромб является параллелограммом?
- Ромб АВСD имеет прямой угол. Является ли этот ромб квадратом?
Вариант 2.
- Обязательно ли является прямоугольником четырехугольник, у которого есть прямой угол?
- Верно ли, что каждый прямоугольник является параллелограммом?
- Диагонали четырехугольника равны. Обязательно ли этот четырехугольник – прямоугольник?
- Верно ли, что каждый параллелограмм является ромбом?
- Две соседние стороны параллелограмма равны и образуют прямой угол. Называется ли такой параллелограмм - квадратом?
Проверьте правильность своих ответов и оцените свой диктант.
Итак, мы повторили определения и свойства параллелограмма, прямоугольника, квадрата, ромба. Но основной нашей целью является закрепить в процессе решения задач, полученные знания и навыки, научиться применять свойства прямоугольника, ромба и квадрата при решении задач.
Поэтому перейдем к решению задач с использованием теоретического материала.
3. Формирование умений и навыков. Решение задач.
Решение задач (устно и по готовым чертежам). (таблица 5).
1. Найдите стороны параллелограмма АВСD, зная, что его периметр равен 24 см.
Всегда ли при решении задач используем свойства?
(Определение).
Значит, для решения задач надо знать и свойства, и определения.
Выполнение задания – карточки с печатной основой (для коррекции знаний учащихся).
№ 11, 12, 14.
Решение задачи с комментированием.
1. В прямоугольнике АВСD диагонали АС и ВD пересекаются в точке О, причем, угол АОВ равен 40. Найдите угол DАО.
Обратите внимание на правильное оформление решения задачи. А теперь решим задачу с записью в тетради.
Решение задачи с комментированием в тетради. Учебник № 403.
4. Контроль за знаниями, умениями и навыками решения задач.
Мы повторили теоретический материал, разобрали решение задач с применением свойств фигур. А теперь предлагаю вам, решить самостоятельно задачи теста и задачи, предложенные компьютером.
1 вариант – у компьютера,
2 вариант – выполняет тест; затем поменялись местами.
Задания на карточках (тест, 2 варианта).
Вариант 1.
А1. Диагональ ромба образует с его стороной угол 26. Найдите наибольший угол ромба.
1) 128; 2) 154; 3) 104; 4) 52.
А2. Периметр параллелограмма равен 42 см, а одна из его сторон на 5 см больше другой. Найдите меньшую сторону параллелограмма.
1) 5 см; 2) 9 см; 3) 13 см; 4) 8 см.
А3. В прямоугольнике АВСD : ВD = 10 см, периметр треугольника ВОС равен 16 см. Найдите длину стороны ВС.
1) 5 см; 2) 6 см; 3) 7 см; 4) 8 см.
Вариант 2.
А1. Диагональ ромба образует с его стороной угол 32. Найдите наибольший угол ромба.
1) 148; 2) 64; 3) 126; 4) 116.
А2. Периметр параллелограмма равен 56 см, а одна из его сторон в 3 раза больше другой. Найдите большую сторону параллелограмма.
1) 14 см; 2) 12 см; 3) 21 см; 4) 16 см.
А3. В прямоугольнике АВСD : АВ = 5 см, АС = 12 см. Найдите периметр треугольника АОВ.
1) 15 см; 2) 25 см; 3) 17 см; 4) 7 см.
Оцените правильность ответов теста.
Проверка верных ответов.
Вариант 1: А1. – 1), А2 – 4), А3 – 2).
Вариант 2: А1 – 4), А2 – 3), А3 – 3).
Задания на компьютере.
В программе “ Планиметрия” открыть тему “ Четырехугольники”.
В разделе “ Контрольные вопросы” решить задачу. (3, 4, 7, 8, 11).
В журнале узнать свой средний бал и записать его в лист учета.
5. Итог урока.
Самооценка своей деятельности на уроке.
Урок подходит к концу, давайте подведем итоги. Посмотрим, удалось ли нам реализовать поставленную цель?
Какая была цель?
(Закрепить в процессе решения задач полученные знания и навыки, научиться применять свойства прямоугольника, ромба и квадрата при решении задач.)
Достигли ли мы ее?
Оцените, на сколько успешно каждый из вас справился с поставленной целью. Каждый, работая на уроке, оценивал свои знания теоретического материала.
У кого оценка “5”? “4”? “3”?, а есть оценка “2”?
Если ваши знания не на “5”, то дома вам еще раз необходимо проработать п. 45, 46, и ответить на вопросы 12–15.
Оценим свои умения по решению задач.
У кого оценка “5”? “4”? “3”?, а есть оценка “2”?
Для того, чтобы вы могли лучше решать задачи, дома необходимо решить следующие задачи № 405, 401 (а).
Запишите домашнее задание в дневник.
6. Домашнее задание.
Повторить п. 45, 46, вопросы 12–15, № 405, 401 (а).
Урок окончен. Спасибо за урок.
Литература
- Рабочая тетрадь по геометрии для 8 класса / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина - М.: Просвещение, 2003.
- Геометрия, 7–9: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2003.
- Современный учебно-методический комплекс “Планиметрия” 7–9. Просвещение – Медиа, 2003.
- Упражнения по планиметрии на готовых чертежах: Пособие для учителя / С. М. Саврасова, Г. А. Ястребинецкий. – М.: Просвещение, 1987.