ЦЕЛЬ: Формирование личности, способной к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в жизненных ситуациях.
ЗАДАЧИ:
- Воспитание общечеловеческих ценностей: доброты, отзывчивости, понимания и уважения к окружающим людям.
- Развивать навыки общения, работы и в коллективе.
- Совершенствовать и развивать творческие способности, фантазию детей.
Подготовительная работа:
- Мини-сочинение "Добро не знает границ"
- Рисунки на тему "Добрые дела в моей жизни"
Домашнее задание:
а) пословицы и поговорки о доброте;
б) найти в толковом словаре значения слов: добро, доброта, добрый.
Музыкальное сопровождение:
1) песня "Улыбка" из мультфильма "Крошка Енот"
2) "Песенка друзей" из мультфильма "Волшебник Изумрудного города"
3) исполнение песни "Дорога добра"/ аккомпанемент учителя музыки
4) мелодия "Аве, Мария!"
Художественное оформление:
- выставка рисунков учащихся "Добрые дела в моей жизни"
- воздушные шары
- эпиграф В.Гюго
- пословицы и поговорки о добре:
- Добро помни, а зло забывай!
- Делать добро спеши!
- Зло может остановить только добро!
- изображение Дровосека
Техническое обеспечение:
- компьютер
- мультимедийный видеопроектор
- магнитофон
Раздаточный материал:
а) кружочки 3-х цветов по количеству учащихся
б) 3 вазочки с условным обозначением групп
в) полоски-лучи
г) листы бумаги, ручки.
д) сердечки по количеству учащихся
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Организационный момент.
Звучит мелодия песни "Улыбка"
(Слайд №1)
- Ребята! У меня на подносе кружки трех цветов. Вы берете один кружок и садитесь за тот стол, где условный знак такого же цвета.
Во внутреннем мире человека ДОБРОТА - это СОЛНЦЕ! (В.Гюго)
Вступительное слово учителя
Звучит "Песенка друзей" из мультфильма "Волшебник Изумрудного города". (Последние слова - слова о трех желаниях героев).
(Слайд №2)
- Ребята! Вы узнали, эту песню? Откуда она?
- В этой песне поется о трех желаниях. А какие же заветные желания были у героев этого произведения?
- Каждая группа должна вспомнить и назвать из сказки Александра Волкова "Волшебник Изумрудного города" одного героя и его желание.
- Называем только одного героя и его заветное желание.
(доброе сердце - железному Дровосеку, мозги - Страшиле, храбрость - трусливому Льву).
- О заветном желании Дровосека мы с вами сегодня и поговорим.
Основная часть.
1. Открывается кружок, в центре которого написано "ДОБРО"
- ДОБРО: ДОБРОТА: ДОБРЫЙ: Вспомните, у вас было домашнее задание:
Найти определение, что означают слова: добро, доброта, добрый?
(Слайд №3)
Дети высказываются по группам (один - "ДОБРО", два - "ДОБРОТА", три - "ДОБРЫЙ").
2. Долгие годы в народе складывали пословицы и поговорки о ДОБРЕ.
- У вас было домашнее задание - найти такие пословицы и поговорки.
- Назовите по пять пословиц и поговорок в каждой группе, не повторяясь при этом.
(ребята вспоминают пословицы и поговорки о ДОБРЕ).
Учитель: - А я тоже подобрала для вас пословицы и поговорки о ДОБРЕ:
(Слайд № 4)
- Добро помни, а зло забывай!
- Делать добро спеши!
- Зло может остановить только добро!
- Добро совершают люди, которым свойственны отзывчивость, душевное расположение к окружающим, то есть свойственна ДОБРОТА. Драматург Виктор РОЗОВ так говорил о доброте:
"Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг друга:"
3. Очень интересно определил понятие доброты великий французский писатель В.Гюго. Он сказал: "Во внутреннем мире человека ДОБРОТА - это СОЛНЦЕ"
А давайте создадим НАШЕ СОЛНЦЕ, СОЛНЦЕ ДОБРОТЫ.
(Слайд №5)
Чтобы СОЛНЦЕ нам ярко светило, что к нему нужно добавить? (лучи)
- Правильно, лучи.
а) - У вас на столах по 12 полосок с надписями.
Вам задание: подумайте, какие определения подходят к нашему понятию ДОБРО? Даю вам 3 минуты на обсуждение.
- Чья группа готова к ответу, поднимайте полоски вверх.
- Но каждая группа называет только 3 составляющих понятие ДОБРО, не повторяясь за предыдущей группой.(ребята по группам называют 9 составляющих понятие ДОБРО).
б) - А какие определения не входят в понятие ДОБРО?
- Назовите их.
(ребята называют отрицательные понятия)
- Давайте уничтожим, разорвем все это ЗЛО.
(Слайд № 6)
- Пусть уходит ЗЛО из нашей жизни! Чтобы на свете царило только ДОБРО! Чтобы всем жилось радостнее!
в) - А теперь, ребята, давайте все составляющие понятия ДОБРО, которые вы называли по группам, закрепим на доске.
(Слайд №7)
- Прошу 3-х представителей от каждой группы прикрепить свои полоски-ЛУЧИ к нашему СОЛНЦУ ДОБРА. Напоминаю: повторений не должно быть.
г) - Посмотрите, как теперь засветило наше солнышко! Вы чувствуете, как тепло стало вокруг?!
"ДОБРОТА избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку:"
4. Учитель. - Ребята! Я прочитала все ваши сочинения на тему "Добро не знает границ". Каждое из них очень трогательное и искреннее. Вот послушайте фрагмент одного сочинения и подумайте, какое определение подходит для данной ситуации?
(зачитывается фрагмент одного сочинения о милосердии)
Однажды летом, гуляя всей семьей по Анапе, я увидел женщину с грудным ребенком на руках, которая просила милостыню. А мне папа только что дал денег на мороженое и газированную воду. Было очень жарко, хотелось утолить жажду чем-нибудь прохладным. Но когда я увидел женщину с малышом, которым не только мороженое, но, вероятно, молоко с хлебом не на что было купить, мне до слез стало жалко их. Не раздумывая, я отдал им деньги.
И сейчас я испытываю чувство гордости за то, что тогда, в Анапе, я поступил правильно. Думаю, что это и есть сострадание.
- А как еще можно назвать данный поступок? Синоним к слову СОСТРАДАНИЕ (МИЛОСЕРДИЕ).
5. Давайте каждый заглянем в себя. Что мы сделали доброго сегодня, вчера или ещё раньше?
- Расскажите, пожалуйста, друг другу в своей группе о добром поступке, совершенном вами когда-либо
(Слайд №8)
(музыкальная заставка "Аве, Мария!")
- А теперь, когда вы друг друга выслушали, определите, кто из вас сможет рассказать всем о своем ДОБРОМ ДЕЛЕ.
(от каждой группы рассказывают по одной истории)
- Каждый из вас столько уже совершил добрых дел!. А сколько еще предстоит совершить, чтоб МИР на земле стал ДОБРЕЕ и краше.
- Посмотрите на выставку ваших рисунков "Добрые дела в моей жизни". Узнаете свои рисунки? Это ваши родители помогли оформить выставку. И мы еще раз убеждаемся, что каждый нормальный человек постоянно совершает добрые поступки.
- Делайте ДОБРО, и оно вернется к вам.
(Слайд №9)
Заключительная часть
- Ребята! У каждого на столе лежит сердечко. Возьмите и напишите на нем добрые слова кому захочется и подарите после классного часа. (3 минуты)
(Слайд №10)
- А как же железный Дровосек? Так и останется без доброго сердца?
- Давайте все-таки подарим ему такое Доброе сердце.
(Прикрепляем на доске сердце Дровосеку .)
- Вспомните, ребята, еще раз и проговорите по группам, какие же определения входят в понятие Добро.
(Ребята еще раз называют по три определения ДОБРА).
(Слайд №11)
Учитель: - Ребята! А ведь в копилке дел нашего класса есть немало добрых начинаний.
Это и поздравление с праздниками наших ветеранов войны и труда
(Слайд №12)
(Слайд № 13)
и изготовление кормушек для зимующих птиц.
(Слайд №14)
Это и операция "Книжкина больница"
(Слайд №15)
и помощь одноклассникам в объяснении трудных задач
(Слайд №16)
Я считаю, что в список добрых дел надо отнести и все трудовые десанты:
по озеленению класса и уборке школьной территории
(Слайд №17)
а также по уборке нашего класса.
(Слайд №18)
- Надеюсь, что копилка хороших, добрых дел обязательно будет пополняться.
- А сейчас давайте встанем в круг и споем песню " ДОРОГА ДОБРА".
- Я желаю вам ребята, мира, счастья, терпения, умения прощать и пусть ваше сердце всегда добрым будет!
- Вы хотите, чтобы сердце ваше добрым было?
- Давайте все вместе скажем, соединив свои ладошки: "Пусть сердце добрым будет!"
- На этом наш классный час завершен.
- Спасибо всем за работу.
- На память о сегодняшнем классном часе я хочу подарить вам воздушные шары-сердечки и НАШЕ СОЛНЦЕ ДОБРА.
Пусть оно освещает ДОРОГУ ДОБРА не только Дровосеку, но и всем нам. Пусть оно ярко светит каждому из вас всю жизнь.
(звучит мелодия песни "Дорога добра")
См. Приложения:
№1 - Слайды для проведения классного часа (только в электронном виде);
№2 - Слова песни " Дорога добра";