Конспект занятия в старшей группе "Вечные двигатели организма"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Создать условия для познавательной активности детей, направленной на ознакомление со своим организмом.
  • Закреплять и углублять знания детей об основных особенностях функционирования сердца и легких человека.
  • Формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью спорта, витаминов.
  • Поощрять готовность и желание высказать свою точку зрения, пользуясь распространенной формой предложения, при этом слушать друг друга.
  • Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Материал: Плакаты с изображением кровеносной и дыхательной систем человека, зеркала по количеству детей, настольно-печатная игра «Аскорбинка и ее друзья» ОАО «Радуга» г. Киров, кукла «Растишка» в костюме космонавта. Воздушные шары, кусочки ваты, бабочки из бумаги для упражнений на дыхание. Бумага, цветные карандаши. Сердечки разного цвета (4 красного, 4 синего, 4 зеленого). Мольберт. Иллюстрации «Зарядка», «Витамины» автор Стеркина Р.Б («Безопасность» рабочая тетрадь).

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и чтение детской энциклопедии «Потомучка» Ф.Эрдаг перевод Л.Л.Затолокиной издательство «Астрель», игровые упражнения типа «Послушай свой организм», дидактическая игра «Умею – не умею», в которой активизируется внимание на физических возможностях организма.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята! Вы заметили, в каком необычном костюме встретил вас сегодня Растишка?

Он в костюме космонавта, он полетит в космос.

И мне он рассказывал, что собирается полететь на Луну, рассказать жителям Луны, если они, конечно, там есть о людях.

Ему будет трудно рассказывать о человеке, он ведь всего лишь кукла, наш талисман. Но он так давно живет у нас в группе и знает, что вы все занимаетесь в клубе юных ученых. Поэтому Растишка просит вас записать на диктофон рассказы о том, как устроен человек, а уж он доставит кассету с записями на Луну.

Воспитатель: Вы согласны помочь?

Тогда сделаем вот что: выбирайте себе сердечко любого цвета. Занимайте места в зале ученого совета, в секторе такого же цвета.

Дети выбирают сердечки и рассаживаются. 4 ребенка в синем секторе (на стульях синие прямоугольники, лежат приготовленные воспитателем головные уборы соответствующего цвета, на столе в середине синий круг), 4 ребенка в красном секторе, 4 ребенка в зеленом секторе. Дети надевают головные уборы.

Воспитатель: Ну, наконец, мы можем приступить к работе. Я включаю диктофон, не забудьте, пожалуйста, что говорить надо громко, четко и понятно.

Первый вопрос – какие органы человека никогда не отдыхают?

– Сердце, легкие.

Воспитатель: Докажите это.

– Человек дышит и днем и ночью. Сердце всегда стучит. Если сердце перестанет работать, человек умрет.

Воспитатель: Где находиться сердце, и как можно определить работает ли оно?

– Сердце находится в груди, ближе к левой стороне.

Чтобы определить работает сердце или нет, можно приложить ухо к чьей-нибудь груди и послушать.

Проверить пульс.

Доктор определяет.

С помощью УЗИ.

Воспитатель: Много способов вы назвали, молодцы. Давайте же проверим, работают ли сердца у ваших товарищей? Приложите ухо к груди соседа, послушайте.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам нащупать у себя на руке пульс. Чувствуете, как пульсирует под пальчиком жилка? Это сердце толкает кровь.

Воспитатель: Вы сказали, что сердце может услышать доктор. Да для этого у него есть аппарат, который называется СТЕТОСКОП. Давайте хором повторим это трудное название.

Воспитатель: Кто расскажет Растишке о том, что такое УЗИ? Кто проходил эту процедуру?

Теперь мы все знаем, что доктор ведет по человеку специальной компьютерной мышкой и видит на экране здоровое сердце у тебя или нет.

Воспитатель: А сейчас, ребята, трудное задание. Посовещайтесь и попробуйте изобразить сердце.

Воспитатель: Каким способом вы изображали сердце? Почему?

Воспитатель: Да, из вас действительно вырастут настоящие ученые, вы все сделали правильно. Действительно, сердце человека похоже на его кулак и внешним видом, и размером.

Выставляю на мольберт плакат, изображающий кровеносную систему человека.

Воспитатель: Посмотрите, внутри сердце разделено перегородками на левую и правую половины.

Из левой половинки – ярко-красная кровь, богатая кислородом поступает ко всем органам, ко всем клеточкам нашего организма.

А когда кровь отдала кислород, полезные вещества, витамины организму, она по другим трубочкам (они синего цвета) течет обратно в сердце, только в правую половинку. Эта кровь забрала в себя вредные для человека вещества, цвет ее стал темно-красный.

Сердце толкает кровь, значит, оно должно быть сильным. Его надо укреплять и беречь. Как же мы можем это сделать?

Воспитатель: Давайте попробуем выполнить несколько упражнений, с которыми справились дети на этой картинке.

Выставляю на мольберт иллюстрацию «Зарядка».

Проводиться физминутка.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам найти с помощью вот этого лабиринта (раздаю каждому сектору карточки) какой же витамин наиболее полезен для сердца.

Дети находят опытным путем и соединяют стрелочками сердце и витамин В.

Воспитатель: Давайте найдем и назовем для Растишки продукты, в которых есть полезные витамины для сердца.

Проводиться дидактическая игра «Где спрятался витамин».

Дети собирают пазлы

– Витамин «В» есть в молоке, йогурте, петрушке, рыбе.

– Еще он спрятался в печени, мясе, бананах, горохе.

– Полезно кушать творог, гречневую кашу и апельсины.

Воспитатель: Спасибо, дети, все ваши советы для Растишки я записала на диктофон. Возвращайтесь, пожалуйста, на свои места.

Интересно, а для чего человеку легкие?

– Легкие нужны для того, чтобы человек дышал.

– Легкие подают кислород в организм. Он содержится в воздухе, которым мы дышим.

Воспитатель: выставляет на мольберт плакат «Дыхательная система человека». Сколько легких у человека?

Воспитатель: Где находятся легкие? Они чем-то защищены?

– Легкие находятся в груди. Рядом с сердцем. Внутри грудной клетки. Она их защищает.

Воспитатель: А состоят легкие из миллионов крошечных воздушных мешочков – легочных пузырьков, их можно увидеть только в микроскоп. Когда мы делаем вдох, они наполняются воздухом. При выдохе воздух из пузырьков выходит. Сейчас мы проведем опыт (раздаю детям зеркала).

Сделайте вдох, а потом выдохните на зеркало. Что случилось с зеркалом?

– Зеркало запотело.

Почему же это произошло?

– Мы выдохнули воздух.

Воспитатель: Проведите по зеркалу пальчиком. Каким он стал?

Воспитатель, собирая зеркала: Пальчики стали мокрыми.

Это произошло потому, что вместе с воздухом мы выдыхаем из организма и лишнюю воду. За день каждый ребенок выдыхает 2 стакана воды, а взрослые целых 4 стакана.

Воспитатель: Растишка предлагает показать инопланетянину упражнения, с помощью которых люди могут развивать свои легкие.

Раздаю на один стол – кусочки ваты на подносе, на второй – воздушные шарики, на третий – бумажные бабочки на нитке.

Дети экспериментируют с предложенными предметами и выполняют упражнения: «У кого бабочка улетит дальше», «Сдуй пушинку», «Надувание шаров».

Воспитатель: Легкие – очень важный орган. Какие же правила надо выполнять, для их хорошей работы?

– Чаще гулять на природе, дышать свежим воздухом.

– Поменьше простужаться.

– Никогда не курить – это вредно.

Воспитатель: Как вы думаете, помогли мы Растишке? И если да, то чем?

– Конечно, помогли.

Мы рассказали ему о том, что сердце и легкие – это важные органы для людей, их надо укреплять. Назвали полезные продукты. Можно остановить запись (выключаю магнитофон).

Растишка обязательно доставит кассету с записью вашего рассказа на Луну.