Цели:
- Стимулировать речевое развитие учащихся.
- Формировать у учащихся представление о роли причастий и причастных оборотов в текстах художественного стиля.
- Совершенствовать навыки текстовосприятия и текстообразования.
- Совершенствовать ассоциативно-образное мышление учащихся.
Ход урока
1. Слово учителя.
В центре нашего внимания на уроке – определения, выраженные причастиями и причастными оборотами.
Учебная задача – выяснить роль определений, выраженных причастиями и причастными оборотами в текстах художественного стиля и поучиться использовать их при создании собственного текста.
2. Работа с текстом (у каждого на парте):
1) Когда потеряют значенья слова и предметы, на землю для их обновленья приходят поэты. (Н. Матвеева).
2) Поэзия обладает удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную свежесть. Самые стёртые, до конца выговоренные нами слова, начисто потерявшие для нас образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать! (К.Г. Паустовский).
- Какая мысль сближает два высказывания?
- Выпишите из второго текста определения, выраженные причастными оборотами.
- Дайте определения причастия и причастного оборота.
- Объясните знаки препинания в предложениях, осложнённых обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
3. Работа с дидактическим материалом.
1) Какова сфера употребления причастий и причастных оборотов?
2) Прочитайте, что об этом говорил А.С. Пушкин.
А.С. Пушкин: « Причастия … обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метёт».
3) Где же, как правило, чаще всего используются определения, выраженные причастиями и причастными оборотами?
4. Слово учителя.
Определить предмет, указать его признаки, как вы знаете, можно по-разному: с помощью прилагательных, причастий, причастных оборотов, с помощью придаточного определительного в сложноподчинённом предложении. Быть может, нет никакого различия в том, чем выражено определение, как указаны его признаки? Так ли это? Понаблюдаем.
5. Упражнение № 1 (дидактический материал, подготовленный учителем).
Прочитайте предложения, назовите определения, выраженные причастным оборотом.
Перестройте предложения, заменив определение, выраженное причастным оборотом, придаточным определительным, и запишите их.
- Чернеет лес, теплом разбуженный. (С.Я. Маршак).
- Солнце, ещё не вошедшее в силу, греет бережно и ласково. (В. Солоухин).
- Красиво смотреть со стороны на судно, грациозно плывущее по глади морских вод. (В. Плющев).
Сопоставьте простые предложения, осложнённые обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и сложноподчинённые с придаточными определительными. В чём вы видите их различие?
6. Слово учителя.
В предложениях с определениями, выраженными причастными оборотами, внимание сосредоточено на больше на признаке, а придаточное определительное, благодаря наличию в нём сказуемого, сильнее выражает действие. Кроме того, предложения с причастными оборотами (и об этом говорил Пушкин: «…заменяя краткую выразительность причастия вялым оборотом…») лаконичны по сравнению со сложноподчинёнными предложениями.
Но это не значит, что нужно совсем избегать употребления предложений с причастными оборотами в разговорной речи или сложноподчинённого предложения с придаточным определительным – в письменной. Да и Пушкин отмечал: «Чем богаче язык различными выражениями и оборотами, тем лучше для искушённого писателя».
Однако следует учитывать сильные стороны определений, выраженных причастными оборотами.
7. Обратитесь снова к предложениям упражнения № 1.
Сравните два последние предложения с причастными оборотами со сложноподчинёнными, которые вы записали.
Что произошло, когда вы заменили причастный оборот придаточным определительным?
Разрушен поэтический образ, созданный поэтом. Оказывается, причастия и причастные обороты в художественном тексте являются средством выразительности, экспрессии.
Подумайте, почему причастия, причастные обороты выигрышнее сказуемого и придаточного определительного?
Да, это связано с теми достоинствами, о которых писал ещё М.В. Ломоносов, отмечая, что причастие совмещает в себе «силу имени и глагола». Вот почему использование определений, выраженных причастиями и причастными оборотами, придаёт динамику тексту (свойства глагола) и образность, яркость описания (свойства прилагательного).
Итак, мы с вами убедились в преимуществах определений, выраженных причастиями и причастными оборотами. Знаем, что там, где нужны пафос, краткость, образность, динамичность описания, причастия и причастные обороты необходимы.
Понаблюдаем, как известный писатель Б. Полевой использует определения, выраженные причастными оборотами.
8. Сопоставительный анализ двух текстов (у каждого на парте)
1) Ядрёный морозец, ударивший ночью, сразу всё преобразил. Прочного снегу не было, но иней, густо посеребривший всё вокруг, лежал на дороге, корневищах, кустах. Небо над тайгой было ясное. Лиственные деревья, ещё не сбросившие своих уборов, радовали глаз тёмно-багровыми и ярко-зелёными пятнами. Листва, убитая морозом, текла с неподвижных веток при малейшем дуновении ветра. Листок, сорванный ветром, вертевшийся в воздухе, задевал другие, сшибал, и они ручейком, порхающим легко и грациозно, устремлялись за ним. Дорога в тайгу пестрела, будто устланная ситцем.
2) Ядрёный морозец сразу всё преобразил. Прочного снегу не было, но иней лежал на дороге, деревьях, кустах. Небо над тайгой было ясное. Лиственные деревья радовали глаз тёмно-багровыми и ярко-зелёными пятнами. Листва текла с неподвижных веток при малейшем дуновении ветра. Листок вертелся в воздухе, задевал другие, сшибал, и они ручейком устремлялись за ним. Дорога в тайгу пестрела.
- Прочитайте текст под № 1.
- Определите тип речи, стиль текста, обоснуйте ответ.
- Какое предложение определило тональность всего текста и выбор языковых средств?
- Обратите внимание, как много глаголов в этом описании. Назовите их. Подумайте, почему их так много? (Автору необходимо показать те изменения, которые произошли от ядрёного морозца, передать динамику).
- Назовите эпитеты, выраженные прилагательными. Какую роль они играют? (Помогают передать красоту той картины, которая открылась человеку).
- Но … посмотрите, как много здесь определений, выраженных причастными оборотами! Больше, чем эпитетов- прилагательных.
Назовите их. Почему их так много? (Писателю важно и образную картину нарисовать, и динамику передать. Вспомните: ведь на наших глазах тайга изменяется, преображается).
Что бы произошло, изменилось бы, если бы писатель не использовал определения, выраженные причастными оборотами? Прочитайте текст № 2. Сопоставьте с первым. Сделайте вывод из своего наблюдения.
9. Итоги наблюдений.
Итак, в художественном описании уместно, а порой необходимо использование причастий и причастных оборотов. Несомненно, что определения, выраженные причастиями и причастными оборотами, могут быть в высказываниях и научного, и публицистического стиля. Мы сегодня с вами ограничились лишь тем, что определили, какую роль играют они в художественных описаниях.
Попытайтесь теперь сами употребить определения, выраженные причастиями и причастными оборотами, при создании собственного текста.
10. Создание собственного текста – этюда на тему «Природа в предчувствии зимы» (дома учащиеся на основе своих наблюдений должны были собрать рабочие материалы, среди которых – словосочетания «определяемое слово + причастный оборот»).
11. Обсуждение текстов, составленных учащимися.
Домашнее задание. Отредактировать созданные на уроке этюды.