Учебник В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова "Литературное чтение".
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с произведениями М. Исаковского "Ветер" и А. Пушкина "Ветер".
2. Учить видеть литературные приёмы при создании литературного образа.
3. Закрепить приём графики при создании образа ветра в живописи.
4. Способствовать расширению кругозора и словарного запаса учащихся.
5. Создать условия для воспитания аккуратности и культуры.
:Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение ранее изученного.
Учитель начальных классов
С каким произведением мы с вами познакомились на прошлом уроке? (с русской народной сказкой "Мороз, Солнце и Ветер")
А как вы думаете, почему народ выдумал сказку о Морозе, Ветре, Солнце? (не понимали, боялись, молились, чтобы природа смилостивилась) (В древние времена люди обожествляли силы природы, поклонялись им, как богам.)
- На прошлом уроке мы с вами составляли характеристику каждого из главных героев сказки. Давайте откроем тетради и посмотрим, есть ли в этих характеристиках что-то общего? А чтобы получить полную характеристику ваши ответы я буду фиксировать на доске. Какие же характеристики являются общими? (на доске: обидчивые, хвастливые, завистливые, ревнивые)
Вы согласны, какими словами и выражениями вы можете подтвердить эту характеристику? (аналогичная работа со всеми характеристиками)
3. Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке мы более подробно поговорим об образе одного из явлений природы. А о каком, вы узнаете, открыв учебник на стр. 89.
Догадались, о чем пойдет речь? (об образе ветра)
Какие подсказки на этой странице вам помогли ответить на вопрос? (эпиграф, рисунки, название)
На этой странице помещены два произведения, к какому жанру литературы они относятся? (стихотворение)
Можно ли эти стихотворения отнести к жанру устного народного творчества? (нет - есть автор)- Как вы думаете, у М. Исаковского и А. Пушкина ветер будет такой же, как в русской народной сказке? (нет - это уже авторское творчество, да - авторы опираются на народные традиции)
- Кто из вас прав, а кто нет, мы узнаем сегодня на уроке. А кто сможет сформулировать вопрос урока? / Наши мнения разделились. Будем выяснять кто прав? А на какой вопрос нам нужно с вами ответить? (Одинаковый ли образ ветра у авторов и в сказке?)
4. Открытие нового знания.
- А чтобы ответить на вопрос, что нужно сделать? (Прочитать)
(дети читают первое и второе стихотворение)
- Образ ветра, какого автора вам понравился больше? Почему? (варианты ответов детей)
Этот ветер похож на вас, он такой же игривый и озорной. По сравнению с этим ветром, какой ветер у А. Пушкина? (Суровый, могучий, старый)
- Какими словами описывает ветер М. Исаковский?
- Найдите слова, которыми пользуется А. Пушкин для создания образа ветра.
- Какую интонацию нужно выбрать, чтобы передать характер ветра М. Исаковского? (игриво)
- Попробуем выразительным чтением передать характер ветра. (читают 3-4 человека)
- А как нужно прочитать отрывок стихотворения А.С. Пушкина? (торжественно, бодро)
- Попробуем чтением создать образ ветра (читают 3-4 человека)
- Давайте посмотрим внимательно на доску и вспомним вопрос нашего урока. Как он звучал? (Одинаковый ли образ ветра в авторской литературе и в народной сказке)
- Как вы теперь ответите на этот вопрос? (Образ разный)
- Почему образ ветра получился разным? (Автор передаёт своё отношение к этому явлению, нет страха, ветром можно восхищаться)
- Какой литературный прием лежит в основе этих стихотворений? (олицетворение)
- Обоснуйте свой ответ.
- Как вы думаете, почему авторы учебника помесили эти стихотворения на одной странице. (показать различие образов, ветер может быть разным, :)
- Что помогло поэтам создать образ ветра? (воображение, литературные приемы)
- А только ли в литературе можно создать образ ветра? Кто еще может создать образ ветра? (музыканты, художники, :)
Анализ картин (учитель изобразительного искусства.)
- Сегодня на уроке вы побываете в роли художника и попробуете создать образ ветра, в этом вам поможет Людмила Александровна.
- Давайте вспомним, какими средствами пользуются художники, создавая образ? (красками)
- Мы художники и нам нужно нарисовать ветер, а можно ли увидеть ветер? (Нет)
- Вы правы, его можно только ощутить, почувствовать.
- А как же это ощущение могут передать художники? Посмотрите внимательно на репродукции картин, есть ли на них ветер? (Есть)
- Почему вы так решили? (Волны, ветки качаются, ::)Значит, художники могут передать образ ветра, изображая движение воды, веток деревьев.
- Как вы думаете, какие из этих репродукций подходят к стихотворениям, которые вы читали на уроке?
- А как бы вы назвали эти картины? ("Весёлый ветер", "Озорной ветер")
- Когда дует ветер и на деревьях очень много листьев, что мы слышим? (шелест листвы)
- Картина так и называется "Зелёный шум".
- Рассмотрим вторую картину Айвазовского, как бы вы ее назвали? ("Буря", "Шторм")
- Почему? Что изобразил художник? (туман, волны, раскачиваются корабли, паруса, :)
- А может ли это быть в спокойную погоду? (нет)
- Картина так и называется - "Бурное море".
5. Практическая часть.
Сегодня мы постараемся создать образ ветра, используя для этого пастель.
К какому виду изобразительного искусства относится пастель? (графика)
Давайте вспомним, как работать пастелью (пастель - материал хрупкий, поэтому надо работать аккуратно, рисовать нужно как цветными карандашами, накладывая один слой на другой, рисуют на шершавой бумаге)
В ваших работах должен присутствовать образ ветра, вы можете изобразить любое время года, лес, море.
Работу будем выполнять на картоне.
Работу лучше начинать с фона, наметив только контуры крупных предметов, например ствол дерева или корабль, а мелкие детали изобразить в самую последнюю очередь поверх фона.
Дети выполняют работу.
6. Подведение итога урока.
- У вас получились замечательные работы.
- Получилось ли у вас передать образ ветра?
- Какими приемами пользуются художники, создавая образ ветра?
- С творчеством каких художников и поэтов мы познакомились сегодня на уроке?
- Какими приемами пользуются поэты, создавая образ ветра? (олицетворение)
7. Оценивание
8. Домашнее задание.
Выучить стихотворение М. Исаковского "Ветер" на стр. 89.