Цели и задачи:
- Образовательная – восприятие учащимися и первичное осознание учебного материала в форме групповой работы. Осмысление причинно-следственных связей.
- Развивающая – развитие коммуникативных навыков при работе в группах. Формирование внимания при переключении на разные виды деятельности. Развитие познавательного интереса к работе в группах.
- Воспитательная – формирования эстетического восприятия материала (“…у природы нет плохой погоды, каждая погода благодать”). Воспитание чувства само– и взаимоуважения при работе в группах.
Тип урока: изучение нового материала при групповой форме работы
Методы обучения: репродуктивный;
- Конструктивный – (умение давать характеристику погоды при прохождении циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов);
- Творческий – (умение прогнозировать погоду).
Термины и понятия: атмосферный фронт, циклон и антициклон, холодный и теплый атмосферные фронты.
Оборудование: климатическая карта России, картины: теплый фронт, холодный фронт, образование циклонов и антициклонов.
Структура урока
- Организация начала урока.
- Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
- Изучение нового материала, его первичное закрепление.
- Контроль и самопроверка знаний.
- Подведение итогов занятия, объявление оценок.
- Информация о домашнем задании.
Ход урока
- В начале урока учитель предлагает ученикам вспомнить факторы, определяющие климат (ГП, солнечная радиация, движение ВМ, подстилающая поверхность).
- Ученики отвечают на вопросы учителя.
– Что такое климат?
– Что такое погода?
– Что такое атмосферное давление?
– В чем причина постоянного перемещения ВМ?
– Как сказывается на климате России отсутствие гор на севере.
Повторение с использованием презентации (Приложение 1).
- Учитель делает ввод в новый материал, определяя цели занятия, тип урока.
- На следующем этапе урока – работа в группах. Выдаются карточки с инструкцией для каждой группы. Работая с карточками, нарисовать схемы образования циклона, антициклона, теплого и холодного фронтов, ответить на вопросы карточки.
Первая группа: теплый фронт.
- Условия формирования ТФ.
- Что происходит с теплым воздухом.
- Какую погоду приносит теплый фронт.
- Что такое атмосферный фронт
Вторая группа: холодный фронт.
- Что такое атмосферный фронт.
- Условия формирования ХФ.
- Что происходит с холодным воздухом
- Какую погоду приносит холодный фронт
Третья группа: циклоны.
- Что называется циклоном
- Куда движется воздух в циклоне
- Что происходит с воздухом в циклоне
- Какая погода характерна для циклона?
Четвертая группа: антициклон.
- Что называется антициклоном?
- Куда движется воздух в антициклоне?
- Что происходит с воздухом в центре антициклона.
- Какая погода характерна для антициклона?
На работу в группах по данным заданиям отводится 10-15 минут.
Ребята работают по учебникам, схемам, обсуждая вопросы между собой. В тетрадях, а затем на доске записывают опорный конспект или схему образования атмосферных вихрей и атмосферных фронтов.
5. На представление проделанной работе каждой группе отводится по 5–7 минут.
6. Контроль и проверка усвоения первичных знаний. По карточкам, которые выдаются каждой группе, установить соответствие между атмосферными явлениями и их признаками.
Атмосферные явления | Признаки |
Циклон | – активное наступление теплого воздуха на холодный |
– атмосферный вихрь с высоким давлением в центре | |
– атмосферный вихрь с низким давлением в центре | |
Антициклон | – моросящие осадки и медленное потепление |
– устанавливается в основном над Восточной Сибирью | |
– устойчив и малоподвижен | |
Холодный атмосферный фронт | – сопровождается последующим похолоданием |
– восходящие токи воздуха в центре | |
– нисходящие токи воздуха в центре | |
Теплый атмосферный фронт | – воздух движется от центра к периферии |
– воздух движется против часовой стрелки к центру | |
– формируется в основном в Северной Атлантике, в Баренцевом и Охотском морях. |
Группы обмениваются заполненными карточками, проверяют их.
7. Подведение итогов занятия и объявление оценок. Работа учащихся в течение урока оценивается следующими жетонами:
Красный кружок – “5”– полный правильный ответ.
Зеленый треугольник – “3” – за дополнение.
Для стимула в работе:
три зеленых треугольника = оценка “5”,
два зеленых треугольника = оценка “4”.
Жетоны подсчитываются и объявляются оценки.
8. Информация о домашнем задании:
§ 17, составить прогноз погоды для территорий России. При работе использовать карты атласа 1 группа – Дальний Восток.
- 2 группа – Западная Сибирь.
- 3 группа – Волго-Вятский район
- 4 группа – Республика Коми.
Подобрать отрывки из стихов, которые бы соответствовали изученным атмосферным явлениям.
Например:
“…Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась…”