Урок географии в 8-м классе в системе уроков "Климат" по теме "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны"

Разделы: География


Цели и задачи:

  • Образовательная – восприятие учащимися и первичное осознание учебного материала в форме групповой работы. Осмысление причинно-следственных связей.
  • Развивающая – развитие коммуникативных навыков при работе в группах. Формирование внимания при переключении на разные виды деятельности. Развитие познавательного интереса к работе в группах.
  • Воспитательная – формирования эстетического восприятия материала (“…у природы нет плохой погоды, каждая погода благодать”). Воспитание чувства само– и взаимоуважения при работе в группах.

Тип урока: изучение нового материала при групповой форме работы

Методы обучения: репродуктивный;

  • Конструктивный – (умение давать характеристику погоды при прохождении циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов);
  • Творческий – (умение прогнозировать погоду).

Термины и понятия: атмосферный фронт, циклон и антициклон, холодный и теплый атмосферные фронты.

Оборудование: климатическая карта России, картины: теплый фронт, холодный фронт, образование циклонов и антициклонов.

Структура урока

  1. Организация начала урока.
  2. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
  3. Изучение нового материала, его первичное закрепление.
  4. Контроль и самопроверка знаний.
  5. Подведение итогов занятия, объявление оценок.
  6. Информация о домашнем задании.

Ход урока

  1. В начале урока учитель предлагает ученикам вспомнить факторы, определяющие климат (ГП, солнечная радиация, движение ВМ, подстилающая поверхность).
  2. Ученики отвечают на вопросы учителя.
    – Что такое климат?
    – Что такое погода?
    – Что такое атмосферное давление?
    – В чем причина постоянного перемещения ВМ?
    – Как сказывается на климате России отсутствие гор на севере.

Повторение с использованием презентации (Приложение 1).

  1. Учитель делает ввод в новый материал, определяя цели занятия, тип урока.
  2. На следующем этапе урока – работа в группах. Выдаются карточки с инструкцией для каждой группы. Работая с карточками, нарисовать схемы образования циклона, антициклона, теплого и холодного фронтов, ответить на вопросы карточки.

Первая группа: теплый фронт.

  1. Условия формирования ТФ.
  2. Что происходит с теплым воздухом.
  3. Какую погоду приносит теплый фронт.
  4. Что такое атмосферный фронт

Вторая группа: холодный фронт.

  1. Что такое атмосферный фронт.
  2. Условия формирования ХФ.
  3. Что происходит с холодным воздухом
  4. Какую погоду приносит холодный фронт

Третья группа: циклоны.

  1. Что называется циклоном
  2. Куда движется воздух в циклоне
  3. Что происходит с воздухом в циклоне
  4. Какая погода характерна для циклона?

Четвертая группа: антициклон.

  1. Что называется антициклоном?
  2. Куда движется воздух в антициклоне?
  3. Что происходит с воздухом в центре антициклона.
  4. Какая погода характерна для антициклона?

На работу в группах по данным заданиям отводится 10-15 минут.

Ребята работают по учебникам, схемам, обсуждая вопросы между собой. В тетрадях, а затем на доске записывают опорный конспект или схему образования атмосферных вихрей и атмосферных фронтов.

5. На представление проделанной работе каждой группе отводится по 5–7 минут.
6. Контроль и проверка усвоения первичных знаний. По карточкам, которые выдаются каждой группе, установить соответствие между атмосферными явлениями и их признаками.

Атмосферные явления Признаки
Циклон – активное наступление теплого воздуха на холодный
  – атмосферный вихрь с высоким давлением в центре
  – атмосферный вихрь с низким давлением в центре
Антициклон – моросящие осадки и медленное потепление
  – устанавливается в основном над Восточной Сибирью
  – устойчив и малоподвижен
Холодный атмосферный фронт – сопровождается последующим похолоданием
  – восходящие токи воздуха в центре
  – нисходящие токи воздуха в центре
Теплый атмосферный фронт – воздух движется от центра к периферии
  – воздух движется против часовой стрелки к центру
  – формируется в основном в Северной Атлантике, в Баренцевом и Охотском морях.

Группы обмениваются заполненными карточками, проверяют их.

7. Подведение итогов занятия и объявление оценок. Работа учащихся в течение урока оценивается следующими жетонами:

Красный кружок – “5”– полный правильный ответ.

Зеленый треугольник – “3” – за дополнение.

Для стимула в работе:

три зеленых треугольника = оценка “5”,
два зеленых треугольника = оценка “4”.

Жетоны подсчитываются и объявляются оценки.

8. Информация о домашнем задании:

§ 17, составить прогноз погоды для территорий России. При работе использовать карты атласа 1 группа – Дальний Восток.

  • 2 группа – Западная Сибирь.
  • 3 группа – Волго-Вятский район
  • 4 группа – Республика Коми.

Подобрать отрывки из стихов, которые бы соответствовали изученным атмосферным явлениям.

Например:

“…Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась…”