Цели урока:
- Образовательная:
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Подготовка учащихся к активной учебной деятельности.
1. Устный счет.
– запишите число, которое на 2 больше 10;
– какое число, при счете следует за числом 19;
– найдите сумму чисел 10 и 3;
– чему равна разность чисел 20 и 1?
– первое слагаемое – 9, второе слагаемое – 7. Чему равна сумма?
– чему равна сумма чисел 9 и 9?
– расположите ответы в порядке возрастания;
– подставьте под цифры соответствующие буквы;
12 | 18 | 13 | 19 | 16 | 20 |
А | У | З | К | Б | А |
– прочтите, какое слово у вас получилось. (Азбука).
2. Формулирование темы урока.
Учитель:
– Над какой темой мы с Вами работали на предыдущих уроках?
– Откройте учебники на странице 44.
– Посмотрите, какой у нас по счету урок? (Сотый.)
– Сегодня мы подведем итог: чему же мы смогли научиться за эти сто уроков.
– Прочтите задание № 1.
Дети выполняют задание устно с комментированием.
Учитель: Прочтите задание № 2.
– Исправьте ошибки в решении примеров.
– За каждое правильно выполненное задание я буду давать вам по одной букве.
(К, И, Р, И, Л, Л).
Дети выполняют задание и получают буквы.
Физкультминутка:
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка в присядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И считать, друзья, начните.
III. Обобщение и систематизация знаний и способов действий.
1. Работа над задачей.
(Дети работают на листах с напечатанным заданием)
Блиц-турнир. Дети решают самостоятельно 3 задачи., записывают решение и ответ.
Задача 1. Лена прочла 12 книг, а Петя на 4 книги меньше. Сколько книг прочел Петя?
Задача 2. У Вовы на полке 15 книг. Из них 9 книг со сказками, а остальные с рассказами. Сколько книг с рассказами у Вовы на полке?
Задача 3. Петя написал без ошибок 14 слов, а Катя 10 слов. На сколько слов больше написал Вова, чем Катя?
Учитель проверяет решение задач, ответы записываются на доске: 864.
2. Решение уравнений.
Учитель:
Найдите значение х и у и числовые значения запишите в таблицу под соответствующие буквы.
М х + 5 = 12 Ф 15 – х = 10 |
Д у – 5 = 8 И 7 + х =13 |
Е 9 + у = 18 О х – 4 = 7 |
Й х – 10 = 10 |
7 | 9 | 5 | 11 | 13 | 6 | 20 |
М | Е | Ф | О | Д | И | Й |
Учитель обращает внимание учеников на записи на доске (азбука, Кирилл, Мефодий, 864) и просит подумать почему именно эти слова выбраны для урока, что могут обозначать цифры. Если дети сумеют, то прочитают число (восемьсот шестьдесят четыре).
Обобщаются ответы. Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки, а 864 это год ее создания. На обратной стороне листа дана икона Св. Кирилла и Мефодия.
Учитель сообщает ученикам о том, что Кирилл и Мефодий придумали способ записи чисел с помощью букв. Над каждой буквой ставился особый знак и она уже обозначала не звук, а число.
3. Решение математических выражений.
На листах учеников дается пример такой записи.
А | 1 | Z | 7 |
В | 2 | Н | 8 |
Г | 3 | О | 9 |
Д | 4 | I | 10 |
Е | 5 | К | 20 |
S | 6 | P | 100 |
Учитель предлагает записать детям с помощью букв следующие примеры:
4 + 9 = … 19 – 1 = … 8 + 10 = … 5 + 0 = …
– Какой пример не удалось записать? (Последний)
– Почему? (Нет буквы, которая обозначает 0).
IV. Подведение итогов урока.
– Что нового узнали дети на уроке?
– Что повторили?
– О чем бы им хотелось рассказать дома?
– В круге в конце листа нарисуйте какое у вас настроение после нашего урока.
V. Информация о домашнем задании.
Творческое домашнее задание. По желанию составить математические выражения, записав их способом, который предложили Кирилл и Мефодий (выражения записать на карточках для демонстрации своим одноклассникам).
Приложение 1. Дополнительный материал к уроку.
Приложение 2. Самоанализ урока математики в 1 “В” классе.