Урок русского языка в 3-м классе по теме "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • совершенствовать навыки написания слов с безударными гласными и парными согласными в корне слова;
  • формировать умение проверять написание слов с безударными гласными и парными согласными в корне;
  • формирование здорового образа жизни младших школьников;
  • воспитывать интерес к учению.

Оборудование: учебники, тетради, словари, справочники, рисунок доктора Пилюлькина, рисунки фруктов (яблоко, банан, апельсин, виноград, лимон, мандарин), мёд в баночке, тесты для проверки правила.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова, будем учиться правильно подбирать проверочные слова. А ещё на уроке мы будем говорить о здоровье, как его сохранить и укрепить в зимнее время.

- Так как у нас сегодня урок необычный, то и гости у нас необычные, а сказочные. Кто догадался, какой сказочный персонаж будет присутствовать на нашем уроке, помогать нам своими советами и принимать самое активное участие? (На плакате рисунок с изображением сказочного персонажа из сказки-повести Николая Носова "Приключения Незнайки и его друзей" доктор Пилюлькин).

- Из какого произведения этот сказочный персонаж? Кто автор? ("Приключения Незнайки и его друзей", автор Николай Носов.)

- А каких ещё сказочных докторов вы знаете? Из каких они произведений? Кто автор? (Доктор Айболит Корнея Чуковского, доктор Медуница из сказки "Приключения Незнайки и его друзей" Н. Носова.

3. Чистописание.

- Запишем сегодняшнее число (17 декабря) и слова Классная работа в тетради. Тетрадь держим под наклоном. Чтобы письмо наше было каллиграфическим, надо каждый день совершенствовать его. На первой строке запишем буквы с петельным элементом.

здв     здрв

здоровье здравие здравствуй

- В каком слове можно встретить эти буквы? (В слове "здоровье", "здравствуй".

- Слова здоровье и здравствуй - однокоренные. Здороваясь, мы желаем друг другу быть здоровыми.

- Запишите двустишье: (запись на доске)

Солнце, воздух и вода -

Наши лучшие друзья!

- Кто может сформулировать первый совет от доктора Пилюлькина, что надо делать, чтобы сохранить наше здоровье.

(Совет доктора Пилюлькина: Закаляйтесь и занимайтесь физкультурой).

(На доске вывешиваются "Советы доктора Пилюлькина).

4. Словарная работа.

- Давайте вместе подумаем, что нужно ещё для укрепления нашего здоровья? (Есть сырые фрукты и овощи, и насыщаться витаминами.)

Учитель демонстрирует рисунки фруктов, учащиеся записывают слова, подчёркивают орфограммы, ставят ударение.

Слова: яблоко, апельсин, лимон, банан, мандарин, гранат.

(Взаимопроверка, один ученик комментирует написанное.)

(Совет доктора Пилюлькина: Ешьте сырые овощи и фрукты)

5. Физминутка "Ветерок":

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
А деревья выше, выше,
Сядем тише, тише, тише.

(Совет доктора Пилюлькина: Проветривайте помещение).

6. Повторение пройденного материала.

- Какие парные согласные вы знаете?

Б В Г Д Ж З

П Ф К Т Ш С

- Как проверить парные согласные в корне слова? (Дети рассказывают правило правописания парных согласных в корне слова: Чтобы узнать, какой буквой обозначается согласный звук, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный звук или согласный звук [н]).

- Я прочитаю несколько слов. Вы должны увязать одно слово с другим и назвать итоговое слово - целебный природный продукт.

Цветок, бочонок, сладость, аромат, польза, пчела. >(Мёд)

- Выполните фонетический разбор слова мёд.

Мёд - [м'от] 3 буквы, 3 звука.

м - [м'] - согласный, звонкий, твёрдый

ё - [0] - гласный, ударный

д - [т] - согласный, парный, глухой, твёрдый

_________________________

3 буквы, 3 звука

- К слову мёд подберите родственные слова, запишите через запятую, выделите корни.

Мёд, медовый, Медуница, медочек, медовик.

- Докажите, что эти слова родственные. (Все слова близки по своему лексическому значению и имеют одинаковый корень).

- Какая орфограмма в слове мёд? (Парная согласная в корне слова.)

- Могут ли данные родственные слова быть проверочными к данному слову? (Могут, потому что после парного согласного звука следуют гласные звуки).

(Совет от доктора Пилюлькина: Пейте чай с мёдом).

7. Тестирование. (Всем детям даётся распечатанный тест).

- Чтобы проверить ваши знания о правописании безударных гласных мы проведём тестирование. Я предлагаю вам тест по этой теме. Ваша задача состоит в том, чтобы отметить в тесте правильные ответы:

ТЕСТ

1. Проверяемые безударные гласные могут быть:

а) в приставке;

б) в суффиксе;

в) в корне;

г) в окончании.

2. Если безударный гласный звук находится в суффиксе, надо:

а) запомнить написание;

б) подобрать проверочное слово.

3. Если безударный гласный звук находится в корне, надо:

а) запомнить написание;

б) подобрать проверочное слово.

4. Если безударный гласный звук находится в приставке, надо:

а) запомнить написание;

б) подобрать проверочное слово.

8. Повторение и закрепление пройденного материала.

- На доске записаны слова: закалка, прогулка, спортивный, сладенький.

- В данных родственных словах найдите безударный гласный звук. Как его проверить?

- Обозначьте части слова, в которых пропущены безударные гласные, объясните их правописание.

(В слове закалка безударный гласный звук находится в приставке, его надо запомнить,

в слове прогулка безударный гласный звук находится в приставке, его надо запомнить,

в слове спортивный безударный гласный звук находится в корне, проверочное слово - спорт,

в слове сладенький безударный гласный звук находится в суффиксе, его надо запомнить).

(Совет от доктора Пилюлькина: Играйте на свежем воздухе).

9. Подведение итогов урока.

- Чем запомнился наш урок?

- Что нового узнали?

- Чем он был для вас интересен?

- Давайте ещё раз прочитаем советы от доктора Пилюлькина.

(Закаляйтесь и занимайтесь физкультурой.

Ешьте сырые овощи и фрукты.

Проветривайте помещение.

Пейте чай с мёдом.

Играйте на свежем воздухе.)

- Сформулируйте свой совет от доктора Пилюлькина.

10. Домашнее задание. Упражнение № 191.