Большую роль в изучении учащимися истории своей страны, своего края, села, семьи, играет школьный музей.
Сегодня Российское образование поставило перед школой такие задачи как, формирование у учащихся познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации, овладение умениями коммуникативной, практической деятельности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности. И здесь, на мой взгляд, одним из важных средств решения этих задач, является работа школьного музея.
Школа является одним из источников формирования и развития гражданской личности. В первую очередь это решается на уроках истории и краеведения. Ведь история – это учитель жизни, зная прошлое, мы можем понять настоящее и сможем предвидеть будущее.
Работа в музее поможет понять и глубже постигнуть прошлое, традиции, обычаи, мировоззрение нашего народа. Мало знать перечень дат, событий, имен выдающихся людей, перечень памятников истории и культуры, нужно все это прочувствовать самому.
В своей урочной и внеурочной работе я стремлюсь воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Гордиться подвигами своего народа – в этом основа деятельности школьных музеев.
На сегодняшний день, моя задача как учителя истории и руководителя школьного музея заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся изучением трудовых, национальных, военных подвигов нашего народа. Кроме того, необходимо заинтересовать учащихся изучением истории своей малой Родины: быта народа, среди которого они живут, узнать его историю, национальные, культурные традиции.
Обращение к близкому, к местному материалу способствует:
- развитию патриотизма и гражданственности;
- развитию умения получать информацию и ориентироваться в ней;
- возможность непосредственного наблюдения учащимися объекта изучения.
Именно для этого уже пятый год на основе школьного музея имени “Трудовой и боевой славы колхоза”, работает кружок “Наследие”, куда входят ребята среднего и старшего возраста. Весь накопленный материал я использую на уроках истории.
Использование материалов школьного музея можно разделить на три направления:
- Исследовательская работа
- Внеклассные занятия
- Уроки
В “Исследовательской деятельности” за четыре года работы нам с ребятами удалось написать 10 творческих работ, которые стали призерами районных, краевых и всероссийских конкурсов:
- “О чем рассказал фронтовой дневник? ”
- “Депортация немцев Поволжья”
- “Политические репрессии”
- “Эстонцы”
- “Новогородка многонациональное село”
- “Письмо с фронта...”
- “Красноармейская книжка...”
Все работы сопровождаются электронной версией, сделанные в разных программах (MICROSOFT EXCEI, PINNACIE STUDIO, Adobe Photoshop, Front Page)
web-страницы:
- “Мой род – моя крепость”;
- “Моя семья”
- “Приметы и говор жителей села Новогородка”
Все работы используются на уроках при изучении истории своей страны, т.е. Истории России.
Работы “О чем рассказал фронтовой дневник? ”, “Письмо с фронта...”, “Красноармейская книжка...” помогают ребятам на примерах знакомым им людям (жителей села) проследить судьбу простых солдат на фронтах Великой Отечественной войны.
Знакомясь с народами страны и их культурой, используется исследовательский материал “Новогородка – многонациональное село” и “Приметы и говор жителей села Новогородка”, где раскрываются традиции, обычаи, говор разных народов проживающих в селе.
В работах “Депортация немцев Поволжья”, “Политические репрессии” можно проследить этапы депортации и репрессий через судьбы людей проживающих в нашем селе.
С работой “Эстонцы” связана реформа П.А. Столыпина.
Ребятам важно понять ту нить, которая связывает все поколения. Прочувствовать, что история страны непосредственно связана с историей села, историей своей семьи. Ребята на уроках отвечают на вопрос, как история страны связана с историей их семьи.
Наш школьный музей был основан в ноябре 1984 года и хранит более 300 экспонатов. В настоящее время музей имеет разделы: "Колхоз вчера и сегодня", "История школы", "Участники Великой Отечественной войны", "Труженики тыла", "Первые выпускники", "История села", "Репрессированные", "История колхоза", экспозиция русской избы и другие.
Поэтому на уроках и внеклассных занятиях использование материалов музея состоит и в работе с вещественными источниками и письменными. Непосредственно через анализ источников и игровую деятельность.
Схема работы на уроках истории с использованием музейных экспонатов
1. Изучение физической характеристики:
- форма, размер, вес, цвет, материал
2. Эстетическая сторона:
- насколько привлекателен предмет, в чем это выражается
3. Назначение предмета:
- выяснить полезность вещи, для ее владельца
- полезность и ценность для нас
Игровые формы используются в основном в начальном и среднем звене, например:
- “Бабушкин сундук”
Кроме того мы с ребятами проводим различные акции, материал которых также можно использовать на уроках истории.
- Акция “Профессии села”
- Акция “Реликвия моей семьи” – в ходе, которой узнаем, что в каждой семье есть вещи, которые памятны и дороги;
- Акция “Мои увлечения…” – каждый человек имеет свое дело, кто-то шьет, кто-то делает картины из цветного стекла… Почему именно оно?
- Акция “Горжусь своими корнями” – ребята проводят взаимосвязь истории страны и своей семьи
Важно то, что в данной работе принимают участие не только ребята школы, но и жители села. В ходе такой работы происходит обмен опыта между представителями старого поколения и нового. Всегда подводим итоги акций, делаем выставки, проводим экскурсии, действуют переносные стенды. Весь собранный материал оформляем в альбомы, которые хранятся в музее.
<Рисунок 4>. Приложение
Именно использование материалов школьного музея на уроках истории и во внеклассной работе помогает воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Такая работа способствует возрождению русского национального характера российской духовности, помогает воспитывать у детей бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю.
Литература:
- Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч. Методические рекомендации. – М., 1988.
- Терминологические проблемы музееведения. Сб. науч. тр. ред. Т.Г.Шумная – М., 1986.
- Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России: Методическое пособие – М., 1990. Внеклассное занятие по истории, 9 класс.