Использование материалов школьного музея на уроках истории и во внеклассной работе

Разделы: История и обществознание


Большую роль в изучении учащимися истории своей страны, своего края, села, семьи, играет школьный музей.

Сегодня Российское образование поставило перед школой такие задачи как, формирование у учащихся познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации, овладение умениями коммуникативной, практической деятельности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности. И здесь, на мой взгляд, одним из важных средств решения этих задач, является работа школьного музея.

Школа является одним из источников формирования и развития гражданской личности. В первую очередь это решается на уроках истории и краеведения. Ведь история – это учитель жизни, зная прошлое, мы можем понять настоящее и сможем предвидеть будущее.

Работа в музее поможет понять и глубже постигнуть прошлое, традиции, обычаи, мировоззрение нашего народа. Мало знать перечень дат, событий, имен выдающихся людей, перечень памятников истории и культуры, нужно все это прочувствовать самому.

В своей урочной и внеурочной работе я стремлюсь воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Гордиться подвигами своего народа – в этом основа деятельности школьных музеев.

На сегодняшний день, моя задача как учителя истории и руководителя школьного музея заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся изучением трудовых, национальных, военных подвигов нашего народа. Кроме того, необходимо заинтересовать учащихся изучением истории своей малой Родины: быта народа, среди которого они живут, узнать его историю, национальные, культурные традиции.

Обращение к близкому, к местному материалу способствует:

  • развитию патриотизма и гражданственности;
  • развитию умения получать информацию и ориентироваться в ней;
  • возможность непосредственного наблюдения учащимися объекта изучения.

Именно для этого уже пятый год на основе школьного музея имени “Трудовой и боевой славы колхоза”, работает кружок “Наследие”, куда входят ребята среднего и старшего возраста. Весь накопленный материал я использую на уроках истории.

Использование материалов школьного музея можно разделить на три направления:

  • Исследовательская работа
  • Внеклассные занятия
  • Уроки

В “Исследовательской деятельности” за четыре года работы нам с ребятами удалось написать 10 творческих работ, которые стали призерами районных, краевых и всероссийских конкурсов:

  • “О чем рассказал фронтовой дневник? ”
  • “Депортация немцев Поволжья”
  • “Политические репрессии”
  • “Эстонцы”
  • “Новогородка многонациональное село”
  • “Письмо с фронта...”
  • “Красноармейская книжка...”

Все работы сопровождаются электронной версией, сделанные в разных программах (MICROSOFT EXCEI, PINNACIE STUDIO, Adobe Photoshop, Front Page)

web-страницы:

  • “Мой род – моя крепость”;
  • “Моя семья”
  • “Приметы и говор жителей села Новогородка”

Все работы используются на уроках при изучении истории своей страны, т.е. Истории России.

Работы “О чем рассказал фронтовой дневник? ”, “Письмо с фронта...”, “Красноармейская книжка...” помогают ребятам на примерах знакомым им людям (жителей села) проследить судьбу простых солдат на фронтах Великой Отечественной войны.

Знакомясь с народами страны и их культурой, используется исследовательский материал “Новогородка – многонациональное село” и “Приметы и говор жителей села Новогородка”, где раскрываются традиции, обычаи, говор разных народов проживающих в селе.

В работах “Депортация немцев Поволжья”, “Политические репрессии” можно проследить этапы депортации и репрессий через судьбы людей проживающих в нашем селе.

С работой “Эстонцы” связана реформа П.А. Столыпина.

Ребятам важно понять ту нить, которая связывает все поколения. Прочувствовать, что история страны непосредственно связана с историей села, историей своей семьи. Ребята на уроках отвечают на вопрос, как история страны связана с историей их семьи.

Наш школьный музей был основан в ноябре 1984 года и хранит более 300 экспонатов. В настоящее время музей имеет разделы: "Колхоз вчера и сегодня", "История школы", "Участники Великой Отечественной войны", "Труженики тыла", "Первые выпускники", "История села", "Репрессированные", "История колхоза", экспозиция русской избы и другие.

Поэтому на уроках и внеклассных занятиях использование материалов музея состоит и в работе с вещественными источниками и письменными. Непосредственно через анализ источников и игровую деятельность.

Схема работы на уроках истории с использованием музейных экспонатов

1. Изучение физической характеристики:

  • форма, размер, вес, цвет, материал

 2. Эстетическая сторона:

  • насколько привлекателен предмет, в чем это выражается

3. Назначение предмета:

  • выяснить полезность вещи, для ее владельца
  • полезность и ценность для нас

Игровые формы используются в основном в начальном и среднем звене, например:

  • “Бабушкин сундук” – изучение содержимого сундука, предназначение каждой вещи (анализ можно производить по предложенной схеме);
  • “Путешествие в музей” – непосредственно экскурсия по музею по определенной теме;
  • “Забытый чемодан” – кто-то оставил в школе чемодан, мы должны открыть его для того, чтобы узнать, кому он принадлежит. В ходе работы мы даем характеристику предметам находящимся внутри и составляем, потрет человека и примерную эпоху, в которой он жил.

Кроме того мы с ребятами проводим различные акции, материал которых также можно использовать на уроках истории.

  • Акция “Профессии села” – ребята узнают, какие профессии популярны в сельской местности;

  • Акция “Реликвия моей семьи” – в ходе, которой узнаем, что в каждой семье есть вещи, которые памятны и дороги;

  • Акция “Мои увлечения…” – каждый человек имеет свое дело, кто-то шьет, кто-то делает картины из цветного стекла… Почему именно оно?
  • Акция “Горжусь своими корнями” – ребята проводят взаимосвязь истории страны и своей семьи

Важно то, что в данной работе принимают участие не только ребята школы, но и жители села. В ходе такой работы происходит обмен опыта между представителями старого поколения и нового. Всегда подводим итоги акций, делаем выставки, проводим экскурсии, действуют переносные стенды. Весь собранный материал оформляем в альбомы, которые хранятся в музее.

<Рисунок 4>. Приложение

Именно использование материалов школьного музея на уроках истории и во внеклассной работе помогает воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Такая работа способствует возрождению русского национального характера российской духовности, помогает воспитывать у детей бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю.

Литература:

  1. Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч. Методические рекомендации. – М., 1988.
  2. Терминологические проблемы музееведения. Сб. науч. тр. ред. Т.Г.Шумная – М., 1986.
  3. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России: Методическое пособие – М., 1990. Внеклассное занятие по истории, 9 класс.