Цели:
Создать условия для:
- открытия способа сложения и вычитания числа 4;
- формирования умения решать задачи на увеличение / уменьшение/числа на несколько единиц;
- развития умения сравнивать, сопоставлять, выделять главное; обогащать словарный запас учащихся через грамотное построение и проговаривание полных ответов;
- совершенствования умения работать в паре; общаться и сотрудничать; высказывать своё мнение и слушать окружающих;
- развития радости познания, любознательности и вовлечённости в деятельность;
- сохранения и укрепления здоровья.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель:
Звенит звонок! Ты входишь в класс!
Кто любит знанья получать?
Кто любит тайны открывать?
СТРЕМИСЬ ПОЗНАТЬ,
ДЕРЗАЙ УЗНАТЬ,
И БУДЕШЬ МНОГО, МНОГО ЗНАТЬ!
Учись века,
Ведь жизнь совсем уж нелегка!
- Сегодня на уроке, ребята, мне бы хотелось увидеть , как вы сами умеете добывать знания!
А, чтобы урок был удачным - мы будем внимательны, активны и точны! Пожелаем друг другу успеха!
II. УСТНЫЙ СЧЁТ.
1. Решение задач. /У детей блок-сигналы для устного счёта с числами от 1 до 10/.
Учитель: - За окном - зима! Зима подарила нам много снега, крепкий мороз, ледяные горки, замечательные катки. Кто любит кататься на санках и коньках, строить крепости и лепить снеговиков? Замечательно! Зимний спорт закаляет и укрепляет организм человека! А мы сегодня будем решать "зимние" задачи:
1-ая "зимняя" задача:
Дима прокатился с горки 7 раз, а Саша на 2 раза больше. Сколько раз Саша прокатился с горки? /9 раз/
- Каким действием решаем задачу?
- Объясни выбор действия.
2-ая "зимняя задача":
Снежную крепость во дворе строили 10 мальчиков, а девочек на 3 меньше.
- Сколько девочек строили снежную крепость? /7 девочек /
- Каким действием решаем задачу?
- Объясни выбор действия.
3-я "зимняя задача"
У Зои на руке было 8 снежинок. Растаяло 2 снежинки.
- Сколько снежинок осталось на руке? /6 снежинок /
4-ая " зимняя" задача:
В снегу купались 2 воробышка. Одного схватил кот. Сколько воробьёв осталось? / о/
/"Задача - ловушка" - развивает активность, внимание, интерес учащихся/.
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ "СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА"
/Определение знания и незнания на данном этапе/
На доске:
6+2
5+3
8+1
7+3
9-2
6-3
5-2
5+4
а). Учитель: - Найдите значения выражений в 1-ом столбике. Игра "Молчанка".
/Учитель показывает на выражение, ученики - блок-сигналами- ответ./
-Замечательно!
-В 1-ом столбике найдите "лишнее" выражение.
Ученики: - 8+1 -лишнее, так как остальные выражения на сложение и вычитание числа 2.
Учитель:- Что значит - прибавить 1? / Назвать следующее число /
- Что значит - вычесть 1?/Назвать предыдущее число /
- Чем похожи остальные выражения? /Во всех нужно + или - 2 /.
- Вспомните, как можно прибавить число 2?/Сначала 1,а затем ещё 1/.
- Как можно вычесть число 2?/Сначала 1 ,затем ещё 1/.
- Замечательно!
б). Учитель:- Найдите значения выражений во 2-ом столбике , комментируя способ решения.
/Дети, рассуждая, не могут прокомментировать способ решения в выражении 5+4 /
Учитель: - Чему же будем учиться на уроке?
Ученики: - Будем учиться прибавлять и вычитать число 4.
Учитель: - Назовите тему урока.
Ученики: - Прибавить и вычесть число 4.
/Идёт целеполагание. Ученики сами называют тему и цель урока/.
III. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
Учитель: - Подумайте в паре, каким способом можно прибавить число 4?
- Что вам может помочь сделать это открытие?/ Работа с кружками /
- Положите на стол 5 красных кружков. Возьмите ещё 4 синих кружка.
- Поработайте в паре.
/Дети работают в паре. Пара, которая готова сигналит о готовности/
- Какое открытие сделали?
- Как по частям можно прибавить число 4?
/ Ученики на наборное полотно у доски ставят 5 кружков и практически демонстрируют
своё открытие, которое наработали в паре /.
Ученики: - К 5 ,прибавим сначала 2 , получится 7 , а затем к 7 прибавим ещё 2 - получится 9.
- Можно иначе. Сначала к 5 прибавим 3, получится 8 , а затем к 8 прибавим 1.
- Можно, наоборот - к 5 сначала прибавим 1 ,получится 6 ,а к 6 прибавим 3 ,то получится 9.
/Учитель на доске фиксирует приёмы прибавления числа 4/
5+4=5+2+2=9
5+4=5+3+1=9
5+4=5+1+3=9
Учитель: - Великолепно! А теперь подумайте, как можно из 5 вычесть 4?
Поработайте в паре, используя числовой ряд.
/На доске ряд чисел от 1 до 10 . У детей аналогичный находится на партах. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 /
Учитель: - Кто готов рассказать о своём открытии?
/Ученики объясняют самостоятельно с опорой на числовой ряд приёмы вычитания числа 4, делая запись на доске и в тетрадях. Учитель пояснения сопровождает стрелками/.
Запись на доске:
5-4=5-2-2=1
5-4=5-3-1=1
5-4=5-1-3=1
-Молодцы! Вы замечательно поработали!
ФИЗМИНУТКА.
/Слова сопровождаются движениями /
Вдоль по улице метелица идёт,
Все дороги и тропинки занесёт:.
Мы возьмём лопатки и скребки
Будем чистить и расчистим все пути!
IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
1. Работа с учебником.
Задание №2 стр.-8. /Комментированное управление. Ученики объясняют способы сложения и вычитания числа 4 в устной форме/.
2. Самостоятельная работа.
Задание № 5 стр.-8. /Примеры решают по вариантам. Затем учащиеся меняются тетрадями, проводя взаимопроверку/.
3. Игра "Кто быстрее скатится с горы?" /Соревнование команд в решении примеров по теме у доски. Победители получают призы./
V. ИТОГ УРОКА.
Учитель: - Какой была тема урока?
Ученик: - Сложение и вычитание числа 4.
Учитель: - Как можно прибавить и вычесть число 4?
/Ученики повторяют приёмы сложения и вычитания числа 4/.
Учитель: - Какое задание было для вас интересным?
-А какое задание было трудным?
/Дети отвечают на вопросы/
Учитель: - У каждого из вас имеются сигнальные карточки трёх цветов.
Оцените понимание темы на данном этапе.
/Ребята выполняют самооценку:
Красный цвет - высокий уровень понимания.
Зелёный цвет - средний уровень понимания.
Жёлтый - низкий уровень./
Учитель: - Урок окончен! Спасибо!