Урок математики "Сложение и вычитание числа 4", 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

Создать условия для:

  • открытия способа сложения и вычитания числа 4;
  • формирования умения решать задачи на увеличение / уменьшение/числа на несколько единиц;
  • развития умения сравнивать, сопоставлять, выделять главное; обогащать словарный запас учащихся через грамотное построение и проговаривание полных ответов;
  • совершенствования умения работать в паре; общаться и сотрудничать; высказывать своё мнение и слушать окружающих;
  • развития радости познания, любознательности и вовлечённости в деятельность;
  • сохранения и укрепления здоровья.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель:

Звенит звонок! Ты входишь в класс!
Кто любит знанья получать?
Кто любит тайны открывать?
СТРЕМИСЬ ПОЗНАТЬ,
ДЕРЗАЙ УЗНАТЬ,
И БУДЕШЬ МНОГО, МНОГО ЗНАТЬ!
Учись века,
Ведь жизнь совсем уж нелегка!

- Сегодня на уроке, ребята, мне бы хотелось увидеть , как вы сами умеете добывать знания!

А, чтобы урок был удачным - мы будем внимательны, активны и точны! Пожелаем друг другу успеха!

II. УСТНЫЙ СЧЁТ.

1. Решение задач. /У детей блок-сигналы для устного счёта с числами от 1 до 10/.

Учитель: - За окном - зима! Зима подарила нам много снега, крепкий мороз, ледяные горки, замечательные катки. Кто любит кататься на санках и коньках, строить крепости и лепить снеговиков? Замечательно! Зимний спорт закаляет и укрепляет организм человека! А мы сегодня будем решать "зимние" задачи:

1-ая "зимняя" задача:

Дима прокатился с горки 7 раз, а Саша на 2 раза больше. Сколько раз Саша прокатился с горки? /9 раз/

- Каким действием решаем задачу?

- Объясни выбор действия.

2-ая "зимняя задача":

Снежную крепость во дворе строили 10 мальчиков, а девочек на 3 меньше.

- Сколько девочек строили снежную крепость? /7 девочек /

- Каким действием решаем задачу?

- Объясни выбор действия.

3-я "зимняя задача"

У Зои на руке было 8 снежинок. Растаяло 2 снежинки.

- Сколько снежинок осталось на руке? /6 снежинок /

4-ая " зимняя" задача:

В снегу купались 2 воробышка. Одного схватил кот. Сколько воробьёв осталось? / о/

/"Задача - ловушка" - развивает активность, внимание, интерес учащихся/.

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ "СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА"

/Определение знания и незнания на данном этапе/

На доске:

6+2

5+3

8+1

7+3

9-2

6-3

5-2

5+4

а). Учитель: - Найдите значения выражений в 1-ом столбике. Игра "Молчанка".

/Учитель показывает на выражение, ученики - блок-сигналами- ответ./

-Замечательно!

-В 1-ом столбике найдите "лишнее" выражение.

Ученики: - 8+1 -лишнее, так как остальные выражения на сложение и вычитание числа 2.

Учитель:- Что значит - прибавить 1? / Назвать следующее число /

- Что значит - вычесть 1?/Назвать предыдущее число /

- Чем похожи остальные выражения? /Во всех нужно + или - 2 /.

- Вспомните, как можно прибавить число 2?/Сначала 1,а затем ещё 1/.

- Как можно вычесть число 2?/Сначала 1 ,затем ещё 1/.

- Замечательно!

б). Учитель:- Найдите значения выражений во 2-ом столбике , комментируя способ решения.

/Дети, рассуждая, не могут прокомментировать способ решения в выражении 5+4 /

Учитель: - Чему же будем учиться на уроке?

Ученики: - Будем учиться прибавлять и вычитать число 4.

Учитель: - Назовите тему урока.

Ученики: - Прибавить и вычесть число 4.

/Идёт целеполагание. Ученики сами называют тему и цель урока/.

III. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Учитель: - Подумайте в паре, каким способом можно прибавить число 4?

- Что вам может помочь сделать это открытие?/ Работа с кружками /

- Положите на стол 5 красных кружков. Возьмите ещё 4 синих кружка.

- Поработайте в паре.

/Дети работают в паре. Пара, которая готова сигналит о готовности/

- Какое открытие сделали?

- Как по частям можно прибавить число 4?

/ Ученики на наборное полотно у доски ставят 5 кружков и практически демонстрируют

своё открытие, которое наработали в паре /.

Ученики: - К 5 ,прибавим сначала 2 , получится 7 , а затем к 7 прибавим ещё 2 - получится 9.

- Можно иначе. Сначала к 5 прибавим 3, получится 8 , а затем к 8 прибавим 1.

- Можно, наоборот - к 5 сначала прибавим 1 ,получится 6 ,а к 6 прибавим 3 ,то получится 9.

/Учитель на доске фиксирует приёмы прибавления числа 4/

5+4=5+2+2=9

5+4=5+3+1=9

5+4=5+1+3=9

Учитель: - Великолепно! А теперь подумайте, как можно из 5 вычесть 4?

Поработайте в паре, используя числовой ряд.

/На доске ряд чисел от 1 до 10 . У детей аналогичный находится на партах. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 /

Учитель: - Кто готов рассказать о своём открытии?

/Ученики объясняют самостоятельно с опорой на числовой ряд приёмы вычитания числа 4, делая запись на доске и в тетрадях. Учитель пояснения сопровождает стрелками/.

Запись на доске:

5-4=5-2-2=1

5-4=5-3-1=1

5-4=5-1-3=1

-Молодцы! Вы замечательно поработали!

ФИЗМИНУТКА.

/Слова сопровождаются движениями /

Вдоль по улице метелица идёт,
Все дороги и тропинки занесёт:.
Мы возьмём лопатки и скребки
Будем чистить и расчистим все пути!

IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

1. Работа с учебником.

Задание №2 стр.-8. /Комментированное управление. Ученики объясняют способы сложения и вычитания числа 4 в устной форме/.

2. Самостоятельная работа.

Задание № 5 стр.-8. /Примеры решают по вариантам. Затем учащиеся меняются тетрадями, проводя взаимопроверку/.

3. Игра "Кто быстрее скатится с горы?" /Соревнование команд в решении примеров по теме у доски. Победители получают призы./

V. ИТОГ УРОКА.

Учитель: - Какой была тема урока?

Ученик: - Сложение и вычитание числа 4.

Учитель: - Как можно прибавить и вычесть число 4?

/Ученики повторяют приёмы сложения и вычитания числа 4/.

Учитель: - Какое задание было для вас интересным?

-А какое задание было трудным?

/Дети отвечают на вопросы/

Учитель: - У каждого из вас имеются сигнальные карточки трёх цветов.

Оцените понимание темы на данном этапе.

/Ребята выполняют самооценку:

Красный цвет - высокий уровень понимания.

Зелёный цвет - средний уровень понимания.

Жёлтый - низкий уровень./

Учитель: - Урок окончен! Спасибо!