Цель.
Развивать речь учеников на основе пересказывания сказки при помощи учителя и с опорой на наглядность.
Задачи.
- Учить детей пересказывать сказку “Колобок” с помощью учителя и с опорой на наглядность.
- Развивать речь учащихся, обогащая словами– антонимами,
корректировать выразительность речи. - Воспитывать культурное поведение в кинотеатре, театре.
Ход урока
1. Организационный этап. Введение в тему урока.
– Сегодня мы с вами продолжаем знакомство со сказками, будем участвовать в спектакле. А сейчас побываем в кинотеатре.
– Как мы ведем себя в театре?
– Внимательно смотрите мультфильм, чтобы ответить на вопрос, какую сказку мы будем рассказывать?
(Просмотр мультфильма “Колобок” начиная с момента после субтитров до слов “…покатился Колобок”).
– Как называется сказка? (“Колобок”.)
– Мы посмотрели начало сказки “Колобок”, а теперь продолжим урок за партами.
(Дети пересаживаются за парты.)
2. Повторение пройденного.
– О чем мы посмотрели в кинотеатре?
– Расскажите начало сказки.
(Сильный ученик рассказывает начало сказки.)
3. Словарная работа.
– Алеша назвал слово… – это место, где раньше хранилась мука, крупы.
– Вспомните, как оно называется. (Амбар.)
– А у нас в интернате есть такое место? (Ответы детей.)
– Мы ходили на экскурсию по территории школы и я вам показала овощехранилище, которое можно назвать амбаром.
– Что такое сусеки?
– Это отделы, где хранятся овощи, крупы, мука.
4. Рассказывание сказки “Колобок” учителем с помощью кукол.
– Вот бабушка по амбару помела, по сусекам поскребла, набрала горсти две муки и испекла колобок. (Учитель достает Колобка – “мягкую” игрушку.)
– Вам нравится Колобок? Какой он получился?
(Дети описывают Колобка: круглый, румяный, симпатичный).
– Поставила его на окошко остыть. Надоело Колобку лежать, он и прыгнул с окошка и покатился по дорожке. Катился, катился, а навстречу ему Зайчик. (Достаю Зайчика – игрушку.)
Заяц. Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок. Не ешь меня, серенький. Я тебе песенку спою.
– Помогите мне, ребята, пожалуйста.
– Поможем ему, ребята?
5. Речевая разминка.
– Чтобы запомнить слова песенки Колобка, исполним ее с движениями. Повторяем за мной. Встали все.
Я Колобок, Колобок.
По амбарам метен,
По сусекам скребем.
6. Изучение нового материала.
Задание. Подобрать антонимы.
Заяц. Я все равно тебя не отпущу, Колобок, пока не поможешь мне подобрать слова – наоборот, противоположные по смыслу.
Колобок. Помогите мне, ребята!
Заяц.
Меня зовут все, что я трус,
А я отвечу – я храбрец.
Теперь – начало – я скажу,
Ты отвечай – … конец.
Скажу я слово – высоко,
А ты ответишь – … низко.
Скажу я слово – далеко,
А ты ответишь – … близко.
Заяц. Молодцы! Беги, Колобок, дальше.
– Катится, катится Колобок, а на встречу ему Волк.
(Учитель показывает игрушку – волка).
Волк. Колобок, Колобок, Я тебя съем!
Колобок. Не ешь меня, Волк, мы с ребятами тебе песенку споем. Максим и Алеша, помогите мне песенку спеть.
Идите ко мне, мы сейчас ее будем петь и показывать. (Два сильных ученика говорят слова песенки Колобка, остальные ребята ее исполняют в движении.)
Волк. Я отпущу Колобка, если вы, ребята поможете ему собрать картинки из сказки.
Задание. Учащиеся собирают разного уровня сложности картинки из сказки.
Рис. 1 Рис. 2
Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5
Волк. О чем твоя картинка?
(Пересказывание сказки 2–3 учениками среднего уровня по картинке).
Волк. Молодцы! Помогли Колобку. Беги, Колобок, дальше.
– Катится, катится Колобок, а навстречу ему Медведь.
(Учитель показывает игрушку – медведя).
Медведь. Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок. Не ешь меня, Мишка, мы с ребятами тебе песенку споем.
– Оксана и Гоша, помогите мне спеть песенку (с движениями).
(Слабого уровня ученики исполняют у своих парт с движениями).
Медведь. А теперь помогите собрать сказку из картинок, которые перепутались.
Задание. Ребята выполняют задание и пересказывают сказку по ряду сюжетных картинок.
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6
Медведь. Молодцы, ребята. Беги, Колобок, дальше.
– Катится, катится Колобок, а на встречу ему Лиса.
Лиса. Колобок, Колобок, я тебя съем.
Колобок. Не ешь меня, Лисичка, я тебе песенку спою.
Лиса. Погодите, не буду я есть Колобка, если мне сказочку покажете, люблю я сказочки смотреть.
Колобок. Давайте, ребята, покажем Лисичке сказку в театре?
– Тихо встали и пошли в театр.
(Дети садятся на стульчики).
7. Беседа о поведении в общественном месте.
Как мы ведем себя в театре?
– Сидим тихо, не мешаем артистам. (Распределение ролей: сильные ученики показывают роли с большим количеством слов, средние – роли с меньшим количеством слов, слабые – добавляют слова песни Колобка.)
А я – суфлер (кто подсказывает слова артистам) и главный постановщик.
– Ребята, выступили на сцене и садимся на свои стульчики, не мешаем другим артистам.
(На сцене “домик” и “деревья”.)
8. Выступление детей. Творческое задание.
– Ребята, конец у сказки грустный. Давайте придумаем счастливое окончание сказки, чтобы Лисичка не съела Колобка.
(Показ картинки со всеми животными: зайцем, медведем, волком).
Рис. 12
– Кто сможет выручить Колобка из беды? А как?
9. Итог урока.
– Кто из героев сказки вам больше всего понравился? А тебе, тебе... Почему?
10. Домашнее задание.
– Нарисуйте любимого героя из сказки “Колобок”.