Конспект урока по литературе в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему "Виды рифмы. Особенности рифмовки в стихотворении С.Я. Маршака «Как поработала зима!..»"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • овладеть навыком выразительного чтения;
  • совершенствовать виды речевой деятельности;
  • развивать художественно-творческие и познавательные способности учащихся;
  • воспитывать интерес к чтению, развивать память, внимание.

Задачи:

  • обучить учащихся навыкам правильного беглого и выразительного чтения;
  • познакомиться с различными видами рифмы: парной, перекрестной, охватной;
  • развивать практические навыки при анализе текста “Как поработала зима!..” (С.Я.Маршак); выделить 3 вида рифмы, осознать содержательность этого приема;
  • воспитывать интерес к чтению книг, совершенствовать речевую деятельность;
  • развивать память, внимание, воображение.

Оборудование:

  • выставка книг С.Я. Маршака, портрет С.Я. Маршака;
  • карточки-задания;
  • толковый словарь С.И.Ожегова;
  • грамзапись “Времена года” П.И.Чайковского;
  • интерактивная доска.

Ход урока

1. Организационный момент

Вспомните, что вы видели на улице утром по дороге в школу? Какое было у вас настроение?

1. Проверка домашнего задания (5–7 мин.)

В каком произведении, изученном нами на прошлом уроке, мы встретились с настоящей зимой?

Сейчас мы проведем конкурс чтецов. Каждый из чтецов должен показать свое отношение к зиме в данном стихотворении. А остальные учащиеся должны высказаться, чье чтение наизусть вам больше понравится (оценивание 5-6 учащихся).

От печальных полян, описанных в стихотворении А.С. Пушкина, перенесемся теперь в другое пространство.

2. Работа по теме (20 мин.)

Сегодня мы с вами познакомимся с новым стихотворением о зиме. Прочитаем с доски: “Как поработала зима!..” С.Я. Маршак.

О чем говорит вам название стихотворения? Сегодня мы с вами рассмотрим это стихотворение с точки зрения рифмовки. Вы должны определить, какую роль играет рифма в стихотворении.

Почему автор использовал в стихотворении 3 вида рифм? Какие это рифмы?

3. Работа по учебнику (стр. 164, дыхательная гимнастика)

  1. Портрет С.Я. Маршака.
  2. Чтение стихотворения учителем (Приложение 1)

Учитель: Какую картину вы представили себе, слушая стихотворение? (Высказывания детей.)

  1. Словарная работа.

Учитель: Какие слова в тексте стихотворения вам непонятны? (Разбираются значения непонятных детям слов.)

  • Кайма – красиво обработанный тесьмой край чего-либо (ткани); полоса, украшение, отличное от поля (ткани);
  • на кровли – на крыши;
  • окаймили – сделали, оформили кайму к чему-либо.
  1. Задание учащимся прочитать стихотворение тихо, вполголоса.

Учитель: Как лучше читать стихотворение? (С торжеством в голосе.)

  1. Работа над рифмой (учащиеся получают листочки с текстом, затем карандашом соединяют рифмующиеся строчки).

I ряд – 1 строфа

Как поработала зима!..
Какая ровная кайма,
Не нарушая очертаний,
Легла на кровли стройных зданий

 II ряд – 2 строфа

Вокруг белеющих прудов –
Кусты в пушистых полушубках.
И проволока проводов
Таится в белоснежных трубках.

III ряд – 3 строфа

Снежинки падали с небес
В таком случайном беспорядке,
А улеглись постелью гладкой
И строго окаймили лес.

 Учитель: Прочитайте внимательно каждую строфу и определите виды рифм.

Рифмуется каждая строчка: поэтом передается чувство энергичности, активности - тех качеств, с помощью которых долго и хорошо “работала” зима.

Парная рифма. Физкультминутка

Во 2 строфе стихотворения поэт передает медленный ход времени. Это достигается с помощью перекрестной рифмы, когда рифмуются 1 и 3 , 2 и 4 строчки:

у прудов – проволока проводов;
в пушистых в полушубках – белоснежных трубках
(эпитет) (метафора)

В 3 строфе поэт использует охватную рифму – в ней рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строчки. Картина беспорядочно пляшущих снежинок сменяется картиной спокойствия. Именно используемая в данной строфе охватная рифма сдерживает энергичность, создает впечатление законченности действия разыгравшихся в беспорядке снежинок и вместе с тем завершенности сложной деятельности зимы.

Учитель: Итак, о каких трех видах рифмы мы узнали на уроке?

Парная, перекрестная, охватная

Почему в своем стихотворении “Как поработала зима!..” поэт использовал все три вида рифм?

Сначала в стихотворении поэтом создается картина долгой энергичной работы зимы, затем наступает затишье, события в природе развиваются медленно и спокойно; потом - опять энергичность, и снова затишье: наступает тишина, зима завершила свою нелегкую работу, природа надежно защищена красивым снежным покровом, и в душе наблюдателя – спокойствие и благодать.

Удалось ли вам почувствовать все это?

Как надо читать это стихотворение? (Обратить внимание на пружинистый и четкий ритм стиха.)

Дети читают стихотворение. Учитель комментирует.

Домашнее задание (4 мин.)

  1. Кому стихотворение пришлось по душе – выучить наизусть.
  2. У кого при чтении стихотворения возникли картины зимней природы – попробовать их зарисовать.
  3. И задание для всех: определить вид рифмы в стихотворении С.Я. Маршака “Ландыш”, поработать над текстом.

Учитель: Помните, в 3 классе мы с вами читали стихотворение о нежном хрупком цветке – колокольчике весны? Да, это “Ландыш”. Кто из вас помнит это стихотворение и может рассказать его наизусть? Как надо читать это стихотворение?

На доске появляется “Ландыш”

Приложение 2

Релаксация. Игра – снежинки. Звучит музыка П.И. Чайковского. Учащимся предлагается придумать свои удивительные сравнения снежинок.

4. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке о видах рифм?

Почему в своем стихотворении “Как поработала зима!..” поэт использовал все три вида рифм?

Что же, вы тоже очень хорошо поработали на сегодняшнем уроке (оценивание).

Список используемой литературы:

  1. Смирнова И.Г. Поурочные разработки по литературному чтению к учебному комплекту Н.А.Чураковой. – Издательство “Учитель”, г.Волгоград, 2008 г.
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО “ИТИ Технологии”, 2007 г.