Цель:
- овладеть навыком выразительного чтения;
- совершенствовать виды речевой деятельности;
- развивать художественно-творческие и познавательные способности учащихся;
- воспитывать интерес к чтению, развивать память, внимание.
Задачи:
- обучить учащихся навыкам правильного беглого и выразительного чтения;
- познакомиться с различными видами рифмы: парной, перекрестной, охватной;
- развивать практические навыки при анализе текста “Как поработала зима!..” (С.Я.Маршак); выделить 3 вида рифмы, осознать содержательность этого приема;
- воспитывать интерес к чтению книг, совершенствовать речевую деятельность;
- развивать память, внимание, воображение.
Оборудование:
- выставка книг С.Я. Маршака, портрет С.Я. Маршака;
- карточки-задания;
- толковый словарь С.И.Ожегова;
- грамзапись “Времена года” П.И.Чайковского;
- интерактивная доска.
Ход урока
1. Организационный момент
Вспомните, что вы видели на улице утром по дороге в школу? Какое было у вас настроение?
1. Проверка домашнего задания (5–7 мин.)
В каком произведении, изученном нами на прошлом уроке, мы встретились с настоящей зимой?
Сейчас мы проведем конкурс чтецов. Каждый из чтецов должен показать свое отношение к зиме в данном стихотворении. А остальные учащиеся должны высказаться, чье чтение наизусть вам больше понравится (оценивание 5-6 учащихся).
От печальных полян, описанных в стихотворении А.С. Пушкина, перенесемся теперь в другое пространство.
2. Работа по теме (20 мин.)
Сегодня мы с вами познакомимся с новым стихотворением о зиме. Прочитаем с доски: “Как поработала зима!..” С.Я. Маршак.
О чем говорит вам название стихотворения? Сегодня мы с вами рассмотрим это стихотворение с точки зрения рифмовки. Вы должны определить, какую роль играет рифма в стихотворении.
Почему автор использовал в стихотворении 3 вида рифм? Какие это рифмы?
3. Работа по учебнику (стр. 164, дыхательная гимнастика)
- Портрет С.Я. Маршака.
- Чтение стихотворения учителем (Приложение 1)
Учитель: Какую картину вы представили себе, слушая стихотворение? (Высказывания детей.)
- Словарная работа.
Учитель: Какие слова в тексте стихотворения вам непонятны? (Разбираются значения непонятных детям слов.)
- Кайма – красиво обработанный тесьмой край чего-либо (ткани); полоса, украшение, отличное от поля (ткани);
- на кровли – на крыши;
- окаймили – сделали, оформили кайму к чему-либо.
- Задание учащимся прочитать стихотворение тихо, вполголоса.
Учитель: Как лучше читать стихотворение? (С торжеством в голосе.)
- Работа над рифмой (учащиеся получают листочки с текстом, затем карандашом соединяют рифмующиеся строчки).
I ряд – 1 строфа Как поработала зима!.. |
II ряд – 2 строфа Вокруг белеющих прудов – |
III ряд – 3 строфа Снежинки падали с небес |
Учитель: Прочитайте внимательно каждую строфу и определите виды рифм.
Рифмуется каждая строчка: поэтом передается чувство энергичности, активности - тех качеств, с помощью которых долго и хорошо “работала” зима.
Парная рифма. Физкультминутка
Во 2 строфе стихотворения поэт передает медленный ход времени. Это достигается с помощью перекрестной рифмы, когда рифмуются 1 и 3 , 2 и 4 строчки:
у прудов – проволока проводов;
в пушистых в полушубках – белоснежных трубках
(эпитет) (метафора)
В 3 строфе поэт использует охватную рифму – в ней рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строчки. Картина беспорядочно пляшущих снежинок сменяется картиной спокойствия. Именно используемая в данной строфе охватная рифма сдерживает энергичность, создает впечатление законченности действия разыгравшихся в беспорядке снежинок и вместе с тем завершенности сложной деятельности зимы.
Учитель: Итак, о каких трех видах рифмы мы узнали на уроке?
Парная, перекрестная, охватная
Почему в своем стихотворении “Как поработала зима!..” поэт использовал все три вида рифм?
Сначала в стихотворении поэтом создается картина долгой энергичной работы зимы, затем наступает затишье, события в природе развиваются медленно и спокойно; потом - опять энергичность, и снова затишье: наступает тишина, зима завершила свою нелегкую работу, природа надежно защищена красивым снежным покровом, и в душе наблюдателя – спокойствие и благодать.
Удалось ли вам почувствовать все это?
Как надо читать это стихотворение? (Обратить внимание на пружинистый и четкий ритм стиха.)
Дети читают стихотворение. Учитель комментирует.
Домашнее задание (4 мин.)
- Кому стихотворение пришлось по душе – выучить наизусть.
- У кого при чтении стихотворения возникли картины зимней природы – попробовать их зарисовать.
- И задание для всех: определить вид рифмы в стихотворении С.Я. Маршака “Ландыш”, поработать над текстом.
Учитель: Помните, в 3 классе мы с вами читали стихотворение о нежном хрупком цветке – колокольчике весны? Да, это “Ландыш”. Кто из вас помнит это стихотворение и может рассказать его наизусть? Как надо читать это стихотворение?
На доске появляется “Ландыш”
Релаксация. Игра – снежинки. Звучит музыка П.И. Чайковского. Учащимся предлагается придумать свои удивительные сравнения снежинок.
4. Итог урока.
Что нового вы узнали на уроке о видах рифм?
Почему в своем стихотворении “Как поработала зима!..” поэт использовал все три вида рифм?
Что же, вы тоже очень хорошо поработали на сегодняшнем уроке (оценивание).
Список используемой литературы:
- Смирнова И.Г. Поурочные разработки по литературному чтению к учебному комплекту Н.А.Чураковой. – Издательство “Учитель”, г.Волгоград, 2008 г.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО “ИТИ Технологии”, 2007 г.