Задачи урока:
- Показать неразрывную связь поэзии и музыки.
- Способствовать воссозданию образной картины прошлого, чарующей атмосферы детства.
- Помочь детям обнаружить песенность поэтического произведения.
- Продолжить работу над формированием навыка выразительного чтения, расширением словарного запаса.
- Способствовать формированию чувства любви к родному краю.
Оборудование:
- М/ф. “Стойкий оловянный солдатик”;
- А/з. С. Беликов “ Деревня”, А. Пугачева “Куда уходит детство”;
- А/з. Абазов, романс на стихи И. Тургенева “Утро туманное;
- распечатка 1-го четверостишия стихотворения И. Тургенева;
- толковый словарь Ожегова;
- таблички со словарными словами, ватман, маркер.
Учебник В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова “Литературное чтение”.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Сегодня мне будут помогать эксперты (выбирается группа помощников).
2. Фиксирование изученного материала.
– Над какой большой темой мы работаем на уроках чтения?
(Такой хрупкий и такой прочный мир чувств).
– Какой вопрос для себя поставили? (Почему мир человеческих чувств называют и хрупким, и прочным?)
– Над каким произведением вы работали дома? (Авторская сказка Г.Х.Андерсена “Стойкий оловянный солдатик”)
– Посмотрите на экран. К какой части сказки относится данный сюжет? (К финалу – концовке – сказки.)
– Давайте еще раз перечитаем финальную сцену этого произведения. (Дети читают отрывок со слов “… В печке ярко пылали дрова…).
– Как вы понимаете смысл этих строчек:
“…Он чувствовал, что весь горит – то ли от огня, то ли от любви, – он и сам не знал…” И еще: “…Ветер подхватил прекрасную танцовщицу, и она, как бабочка, порхнула в печку прямо к оловянному солдатику…”
(С одной стороны – солдатик сгорел от огня, а танцовщица попала в печку из-за того, что подул ветер; с другой стороны – у игрушек тоже есть внутренний мир, душа, поэтому солдатик сгорает не только от огня, но и от любви; а танцовщица попадает в огонь, чтобы разделить судьбу с оловянным солдатиком).
– О каком чувстве идет речь в сказке? ( О любви).
– Мы можем назвать это чувство прочным? Докажите.
(О.С. так любит свою танцовщицу, что не боится никаких испытаний: в минуты опасности и даже в последние мгновения жизни он думает о своей возлюбленной, а она о нем).
– А можно ли сказать, что любовь хрупкое чувство?
(Наверное, можно. Мир чувств очень хрупкий, человек раним, его легко обидеть, даже сломать).
– На примере этой сказки видно, что любовь разрушена, сломлена?
Или здесь говорится о физической хрупкости?
(В сказке говорится о гибели солдатика и танцовщицы, но не подразумевается, что погибает само чувство).
– На примере этой сказки мы смогли ответить на наш вопрос?
(Нет, будем разбираться дальше).
3. Открытие нового знания.
а) Беседа.
– А что заключает в себе само понятие “любовь”?
– Скажите, ребята, любовь – это чувство, которое возникает только между мужчиной и женщиной? (Нет, бывает любовь к Родине, любовь родителей к детям…)
– Человеку свойственно только одно чувство – любовь? Какие еще чувства вам знакомы?
Табл. ЧУВСТВА
/ / \ \
б) Прослушивание песни.
– Сейчас вы прослушаете песню, которую написал и исполнил композитор С.Беликов. Подумайте, какое чувство выражено в этой песне.
(Прослушивание песни “Деревня”)
– О чем думает лирический герой этой песни?
– Кто знает, как называется то чувство, которое охватывает лирического героя?
НОСТАЛЬГИЯ
– Объясните лексическое значение этого слова. (Понятие заносится в схему “Чувства”.)
– Кто помнит, какой вопрос мы для себя поставили?
– На примере какого чувства, мы будем решать эту проблему?
в) Работа над стихотворением Д. Кедрина.
Первичное восприятие текста.
– Вам понравилось стихотворение?
– Какие образы вы представили?
– Какое настроение оно у вас вызывает?
Словарная работа.
– Прочитайте стихотворение про себя, найдите устаревшие слова.
(Кляча, скирда, чубарый, гумно – на доске)
– Объясните лексическое значение этих слов. Что скажут наши эксперты? Все ли теперь понятно?
Повторное чтение текста учителем.
– А теперь прослушайте это произведение еще раз и попробуйте определить, какое чувство испытывает герой этого стихотворения?
(Чувство ностальгии по прошлому).
г) Работа над содержанием текста.
– О каком именно прошлом вспоминает герой? (О детстве.)
– Какая именно строчка в тексте помогает ответить на этот вопрос? (“…Детство мое вспоминается мне…”)
– Какой прием использует Дмитрий Кедрин в своем стихотворении? (Прием повтора.)
– В каком жанре литературы часто использовался повтор? (В сказках.)
– А для чего автор использует именно этот прием? (Чтобы воссоздать картину детства.)
– Герою этого стихотворения было уютно в своем далеком прошлом? Докажите это строчками из текста.
– Докажите это строчками из текста.
Дом маленький.
Утро ясное-ясное, тихое-тихое
Детство милое– милое
Церковь-церковка
Мама поет колыбельную песню.
– Прочтите еще раз это стихотворение и определите его жанр.
(Стихотворение лирическое, т.к. в нем отражаются чувства, мысли и переживания героя).
д) Работа над ритмическим рисунком стихотворения.
– Прочтите 1 строфу стихотворения про себя. Отметьте ударные слоги, подчеркните безударные слоги. Что у нас получилось? (Ритмический рисунок).
Ударение расставляется в схеме на доске (ватман)
/ / / /
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __
– Попробуем хлопками показать чередование ударных и безударных слогов. (Ударный слог – хлопаем в ладоши, безударные – по коленкам.)
е) Работа над стихотворением “ Утро туманное…”
– А сейчас я прочту вам первую строфу одного очень известного произведения, которое написал классик русской литературы Иван Тургенев. Это стихотворение написано для взрослых, но я думаю, его содержание и настроение будет понятно и вам.
– О чем это стихотворение? (О воспоминаниях.)
– Возьмите карандаш и расставьте ударение на карточках, которые лежат на ваших столах.
Карточка:
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
(Учитель читает стихотворение, дети расставляют ударение).
– Совпадает ли ритм этого произведения и стихотворение Д. Кедрина? (Он совпадает.)
ж) Прослушивание романса “Утро туманное”.
– Стихи И. Тургенева очень понравились русскому композитору Абызову и он написал музыку. Получился замечательный романс, который мы с вами сейчас прослушаем в исполнении замечательного тенора нашего времени Соломона Хромченко.
(Прослушивание).
– О чем поется в романсе? Какова роль музыки в этом произведении?
(Музыка усиливает содержание стихотворение).
з) Определение песенного характера стихотворение Д.Кедрина.
– Как вы думаете, можно ли напеть строчки из стихотворения Кедрина?
– Какие строчки роднят его с песней? (Мама поет печальную колыбельную песню.)
– А что еще определяет песенность этого произведения? Из каких частей, обычно, состоит песня? (Куплет, припев.)
– Какую нагрузку несет на себе куплет? (Он определяет основное содержание песни.)
– А припев – что это такое? (Та часть песни, которая обычно повторяется.)
е) Работа в группах.
– Можем ли мы условно разделить текст стихотворения на куплеты и припев?
-Попробуйте это сделать. Что у вас получилось?
– Почему вы выделили 2 последние строки каждой строфы как припев? (Они очень похожи по содержанию. Здесь автор говорит о том, что ему чудится, мерещится, вспоминается.)
– Вспомните, чем отличается песня от марша или танца? (Напевностью.).
– Можем ли мы жестами передать напевность произведения? (Мы можем продирижировать произведение.)
– Пожалуйста, встаньте. Попробуем показать напевность стихотворения дирижерскими жестами на 2 четверти.
– А теперь выделите активным, более широким жестом куплет и мягким, сдержанным жестом – припев.
– Укладывается это стихотворение в дирижерскую схему?
ж) Работа над содержанием стихотворения.
– А теперь вернемся к содержанию стихотворения. Какие глаголы использует автор? Почему он пользуется такими словами? (Все эти глаголы обозначают хрупкий и призрачный мир воспоминаний.)
– Какое настроение лирического героя отражается в стихотворении? (Он с грустью вспоминает давно минувшее детство: здесь и любовь к отчему дому, родному краю. А грусть оттого, что все это уже ушло и никогда не повторится.)
4. Подведение итога урока.
а) – Знаете, ребята, я скажу вам по секрету, что все взрослые люди часто испытывают чувство ностальгии по своему детству и мечтают снова хоть на минуточку стать детьми. Как раз об этом поет в песне “ Куда уходит детство” А. Пугачева.
б) Прослушивание.
в) Заключительная беседа.
– Вспомните, в какой главе “живет” стихотворение, с которым мы сегодня познакомились. Почему его сюда поместили? (Оно повествует о воспоминаниях лирического героя.)
– На какой вопрос мы пытались ответить?
– Воспоминания, ностальгия – мир хрупкий или прочный? (Воспоминания – мир хрупкий, т.к. они со временем стираются. Но в то же время, они очень прочны, т.к. всегда живут в душе и мы в любую минуту мысленно можем вернуться в свое прошлое.)
– Мы ответили на наш вопрос? (Нет. Мир чувств очень разный и невозможно сразу решить – хрупкий он или прочный.)
5. Оценивание.
6. Домашнее задание (по выбору).
– выучить стихотворения наизусть;
– сочинить музыку к стихотворению;
– попробовать уложить его в дирижерскую сетку.