Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальной школы

Разделы: Классное руководство


Общение имеет большое значение для формирования психики, ее развития и становления человека как личности. Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении, в их отношениях с окружающими. Выработать поведение ребенка, его речь, стиль общения можно, прежде всего через развитие коммуникативной культуры, а также примером самих родителей, взрослых. Наш выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн писал: "Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать"[5].

Каждый из нас учится продуктивно общаться с окружающими в самых разных ситуациях с детства и затем обогащает свой коммуникативный опыт в течение всей жизни.

Не все люди чувствуют себя психологически комфортно, когда включаются в общение, т.е. возникают психологические трудности. Классный руководитель должен помочь детям преодолеть трудности в общении, пока они еще учатся в школе. Сформировавшиеся отношения к другим людям и к самому себе, если они становятся устойчивыми в личности, образуют в ее структуре коммуникативную культуру и очень определенно складываются на характере человека.

В настоящее время в системе образования происходят серьезные изменения. С одной стороны, возросла потребность во взаимодействии двух ведущих педагогических систем, возрос уровень контроля родителей за учебно-воспитательным процессом в школе; формируется практика привлечения родителей к управлению школой.

С другой стороны, намечается тенденция к отчуждению между родителями и педагогами. Педагоги все больше отходят от педагогического взаимодействия с семьей учащегося, ограничиваясь информационной и организационной функциями. Это негативно сказывается на воспитании учащихся и вызывает необходимость пересмотра всей системы взаимодействия школы и семьи, а, следовательно, и поиска путей подготовки учителя, способного решать сложные педагогические задачи.

В последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки социально-экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения. Размытость нравственных идеалов, негативное влияние средств массовой информации, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, неправильное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений среди школьников. В последние годы эта проблема приобрела значительную актуальность. Причем проблемы эти касаются не только старших подростков (как это было прежде), но и детей младшего возраста.

Совместная работа с семьей, организованная классным руководителем, позволяет реально влиять на качество семейного воспитания. Одним из направлений работы по повышению педагогической культуры родителей могут стать родительские семинары, мини-лекции со специалистами, групповые дискуссии, консультации, классные родительские собрания, посещение семьи, деловые игры, вечера вопросов и ответов, “круглый стол”, конференция, дни открытых дверей, обзор педагогической литературы и т.д.

Классное родительское собрание является важной формой работы классного руководителя с родителями. На собрании обычно обсуждают актуальные вопросы учебно-воспитательной работы, а также проводятся небольшие беседы педагогического содержания, включая сообщения учителей-предметников, идет обмен опытом по воспитанию детей в семье, обсуждаются нестандартные подходы в воспитании, выслушиваются советы отдельных родителей о воспитании детей в своей семье. Проведение родительского собрания требует предварительной подготовки:

  • тщательно продумать “сценарий” собрания;
  • подготовить вопросы, которые следует задать родителям;
  • продумать оформление классной комнаты;
  • за несколько дней до собрания желательно провести анкетирование родителей или детей, чтобы посмотреть на проблему их глазами;
  • можно использовать домашние и классные сочинения детей, выдержки из которых послужат примером для обсуждения;
  • привлекать к подготовке собрания родительский комитет класса или отдельных активных родителей.

Организуя собрания по такой схеме можно за короткое время добиться значительных результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни школы, принимают активное участие в ее работе.

Посещение семьи. Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Педагог уже во время первого посещения семьи видит, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат семьи, в каких условиях развивается ребенок. На основе бесед и наблюдений педагог может четко определить дальнейшие воспитательные задачи.

Деловые игры. Деловая игра – простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умений предупреждать конфликтные ситуации.

Вечера вопросов и ответов представляют собой сбор педагогической информации по самым разнообразным проблемам. Ответы на вопросы зачастую носят дискуссионный характер и нередко переходят в заинтересованное обсуждение.

День открытых дверей – это название объединяет целый комплекс мероприятий, проводимых в масштабе всей школы в специально отведенный для этого день. К их проведению привлекаются методисты, социальные педагоги, психологи.

Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной; сравнивать умения и поведение своего ребенка с умением и поведением других детей; перенимать у педагога приемы воспитательных воздействий. Родители могут увидеть уроки и внеклассные занятия, посмотреть, как учат их детей, как учатся и работают сами школьники, что требует от них учитель, какими приемами он пользуется.

Перечень форм привлечения родителей к взаимодействию со школой, классным руководителем, несомненно, может быть расширен. Все они способствуют созданию благоприятных условий для совместной деятельности.

Таким образом, необходимо отметить, что сотрудничество и деловые взаимоотношения с родителями есть результат сознательной, целенаправленной, творческой работы учителя, его постоянного стремления включаться в процесс общения с родителями как с равными участниками, заинтересованными в успехе воспитания детей.

Проект воспитательной работы “Развитие коммуникативной культуры учащихся начальных классов при взаимодействии классного руководителя с семьей”

Цели: развитие коммуникативной культуры у учащихся через повышение уровня воспитанности.

Задачи:

  • формирование теоретических знаний и практических навыков коммуникативной культуры у учащихся начальных классов;
  • раскрытие творческих способностей школьников;
  • достижение у учащихся повышенного уровня воспитанности;
  • определение способов взаимодействия классного руководителя и семьи.
  • Программа рассчитана на весь курс начальной школы. Необходимыми условиями реализации программы являются:
  • создание дружеской, доверительной, теплой атмосферы на занятиях;
  • ориентированность на интересы детей;
  • совместная работа классного руководителя и родителей учащихся, их творческое отношение к проводимым делам.

В основу программы положены такие принципы, как общедоступность, личностная ориентация, креативность, самосовершенствование, учет возрастных особенностей детей, и их потребностей.

Целевая аудитория: ученики начальной школы, учителя, родители.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • повышение уровня воспитанности через развитие коммуникативной культуры;
  • повышение дидактического потенциала семьи.

Формы работы: класс делится на микрогруппы по 5 человек, что поможет ребятам лучше узнать и заботиться друг о друге, дает возможность быстрее разрешать межличностные конфликты.

Групповая организация класса способствует формированию терпимости и возникновению дружбы в коллективе. Навыки, полученные в процессе групповой организации класса, включают умение слушать, становится на общую точку зрения, правильно общаться, разрешать конфликты и работать сообща. При групповой организации класса значительно легче и быстрее усваиваются нравственные принципы.

Группы комплектуются по желанию ребят, соответственно родители тоже делятся на группы, в которых участвуют их дети.

План воспитательной работы классного руководителя 1-го класса

Месяц Темы Сроки Ответственные
сентябрь Этическая беседа-практикум “Прогулка по городу вежливости”
Классный час “Зачем мы ходим в школу?”
Выставка “Осенних красок красота”
Праздник Осени
Родительское собрание “Моделирование воспитательной работы класса”
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
кл. руководитель, родители
кл. руководитель, 1 экипаж класса
родители, ученики
родители, ученики
кл. руководитель
октябрь Час общения “Мое увлечение”
Классный час “Спешите делать добро”
Викторина “Что? Где? Когда?”
Родительское собрание “Воспитание в семье”. Встреча с психологом школы
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
родители, ученики
кл. руководитель, 2 экипаж класса
кл. руководитель, родители
кл. руководитель, психолог
ноябрь Классный час “От чего зависит настроение?”
Беседа-представление “Я и мои таланты”
Праздник “Давайте познакомимся”
Коллективный поход в театр
2 неделя
3 неделя
4 неделя
кл. руководитель, 3 экипаж класса
кл. руководитель, родители
родители, кл. руководитель
декабрь Классный час “Что такое общение. Умеем ли мы общаться?”
В мастерской “Деда Мороза”. Елочные игрушки своими руками
Родительское собрание-конкурс “Папа, мама, я – читающая семья”
Новогоднее представление “Наш веселый Новый год”
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
кл. руководитель, 4 экипаж класса
кл. руководитель, родители
родительский комитет
кл. руководитель, родители
январь Классный час “Как понять иностранца без слов?” (Мимика, жесты, эмоции)
Конкурс стихов К.И. Чуковского (конкурс на самого выразительного чтеца)
Инсценирование сказки “Муха-Цокотуха”
3 неделя
4 неделя
кл. руководитель, психолог
5 экипаж класса, кл. руководитель
февраль Интеллектуальный марафон “Чему учат в школе”
Конкурс пословиц и поговорок
Рыцарский турнир (посвящен празднику 23 февраля)
Родительское собрание “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
кл. руководитель
кл. руководитель, 1 экипаж класса
род. комитет, кл. руководитель
кл. руководитель, родители
март Классный час “Моя семья”
Праздник “При солнышке тепло, при матери – добро”
Игра-путешествие “Азбука безопасного поведения на улице”
Литературно-музыкальный конкурс “Я люблю тебя, мой город!”
1 неделя
2 неделя
3 неделя
кл. руководитель, 1 экипаж класса
кл. руководитель,родители
кл. руководитель, инспектор ГИБДД
кл. руководитель
апрель Классный час “Считаете ли вы себя культурным человеком”
Встреча с интересными людьми.
Защита творческих проектов
Мир профессии: кем работают наши родители.
Веселые старты
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
кл. руководитель, родители
родители
учащиеся
кл. руководитель, родители
уч. физкультуры, родители
май Классный час “Что значит быть ответственным?”
Линейка “Мы этой памяти верны!”
Экскурсия на природу “Все на белом свете солнышкины дети” (видеть красоту в обыденном)
Родительское собрание вместе с детьми “Прощание с 1 классом”
1 неделя
2 неделя
3 неделя
кл. руководитель, родители
родители, кл. руководитель
кл. руководитель
кл. руководитель

Список использованной литературы.

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы, методики, упражнения. М.: "Ось-89", 1999. – 224 с.
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  3. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М.: Просвещение, 1982. – 160 с.
  4. Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1–3 классов. – М.: Просвещение, 1989. – 176 с.
  5. Бодалев А.А. Психология общения. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж.: Издательство НПО "МОДЭК", 2002. – 320 с.