Общение имеет большое значение для формирования психики, ее развития и становления человека как личности. Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении, в их отношениях с окружающими. Выработать поведение ребенка, его речь, стиль общения можно, прежде всего через развитие коммуникативной культуры, а также примером самих родителей, взрослых. Наш выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн писал: "Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать"[5].
Каждый из нас учится продуктивно общаться с окружающими в самых разных ситуациях с детства и затем обогащает свой коммуникативный опыт в течение всей жизни.
Не все люди чувствуют себя психологически комфортно, когда включаются в общение, т.е. возникают психологические трудности. Классный руководитель должен помочь детям преодолеть трудности в общении, пока они еще учатся в школе. Сформировавшиеся отношения к другим людям и к самому себе, если они становятся устойчивыми в личности, образуют в ее структуре коммуникативную культуру и очень определенно складываются на характере человека.
В настоящее время в системе образования происходят серьезные изменения. С одной стороны, возросла потребность во взаимодействии двух ведущих педагогических систем, возрос уровень контроля родителей за учебно-воспитательным процессом в школе; формируется практика привлечения родителей к управлению школой.
С другой стороны, намечается тенденция к отчуждению между родителями и педагогами. Педагоги все больше отходят от педагогического взаимодействия с семьей учащегося, ограничиваясь информационной и организационной функциями. Это негативно сказывается на воспитании учащихся и вызывает необходимость пересмотра всей системы взаимодействия школы и семьи, а, следовательно, и поиска путей подготовки учителя, способного решать сложные педагогические задачи.
В последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки социально-экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения. Размытость нравственных идеалов, негативное влияние средств массовой информации, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, неправильное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений среди школьников. В последние годы эта проблема приобрела значительную актуальность. Причем проблемы эти касаются не только старших подростков (как это было прежде), но и детей младшего возраста.
Совместная работа с семьей, организованная классным руководителем, позволяет реально влиять на качество семейного воспитания. Одним из направлений работы по повышению педагогической культуры родителей могут стать родительские семинары, мини-лекции со специалистами, групповые дискуссии, консультации, классные родительские собрания, посещение семьи, деловые игры, вечера вопросов и ответов, “круглый стол”, конференция, дни открытых дверей, обзор педагогической литературы и т.д.
Классное родительское собрание является важной формой работы классного руководителя с родителями. На собрании обычно обсуждают актуальные вопросы учебно-воспитательной работы, а также проводятся небольшие беседы педагогического содержания, включая сообщения учителей-предметников, идет обмен опытом по воспитанию детей в семье, обсуждаются нестандартные подходы в воспитании, выслушиваются советы отдельных родителей о воспитании детей в своей семье. Проведение родительского собрания требует предварительной подготовки:
- тщательно продумать “сценарий” собрания;
- подготовить вопросы, которые следует задать родителям;
- продумать оформление классной комнаты;
- за несколько дней до собрания желательно провести анкетирование родителей или детей, чтобы посмотреть на проблему их глазами;
- можно использовать домашние и классные сочинения детей, выдержки из которых послужат примером для обсуждения;
- привлекать к подготовке собрания родительский комитет класса или отдельных активных родителей.
Организуя собрания по такой схеме можно за короткое время добиться значительных результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни школы, принимают активное участие в ее работе.
Посещение семьи. Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Педагог уже во время первого посещения семьи видит, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат семьи, в каких условиях развивается ребенок. На основе бесед и наблюдений педагог может четко определить дальнейшие воспитательные задачи.
Деловые игры. Деловая игра – простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умений предупреждать конфликтные ситуации.
Вечера вопросов и ответов представляют собой сбор педагогической информации по самым разнообразным проблемам. Ответы на вопросы зачастую носят дискуссионный характер и нередко переходят в заинтересованное обсуждение.
День открытых дверей – это название объединяет целый комплекс мероприятий, проводимых в масштабе всей школы в специально отведенный для этого день. К их проведению привлекаются методисты, социальные педагоги, психологи.
Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной; сравнивать умения и поведение своего ребенка с умением и поведением других детей; перенимать у педагога приемы воспитательных воздействий. Родители могут увидеть уроки и внеклассные занятия, посмотреть, как учат их детей, как учатся и работают сами школьники, что требует от них учитель, какими приемами он пользуется.
Перечень форм привлечения родителей к взаимодействию со школой, классным руководителем, несомненно, может быть расширен. Все они способствуют созданию благоприятных условий для совместной деятельности.
Таким образом, необходимо отметить, что сотрудничество и деловые взаимоотношения с родителями есть результат сознательной, целенаправленной, творческой работы учителя, его постоянного стремления включаться в процесс общения с родителями как с равными участниками, заинтересованными в успехе воспитания детей.
Проект воспитательной работы “Развитие коммуникативной культуры учащихся начальных классов при взаимодействии классного руководителя с семьей”
Цели: развитие коммуникативной культуры у учащихся через повышение уровня воспитанности.
Задачи:
- формирование теоретических знаний и практических навыков коммуникативной культуры у учащихся начальных классов;
- раскрытие творческих способностей школьников;
- достижение у учащихся повышенного уровня воспитанности;
- определение способов взаимодействия классного руководителя и семьи.
- Программа рассчитана на весь курс начальной школы. Необходимыми условиями реализации программы являются:
- создание дружеской, доверительной, теплой атмосферы на занятиях;
- ориентированность на интересы детей;
- совместная работа классного руководителя и родителей учащихся, их творческое отношение к проводимым делам.
В основу программы положены такие принципы, как общедоступность, личностная ориентация, креативность, самосовершенствование, учет возрастных особенностей детей, и их потребностей.
Целевая аудитория: ученики начальной школы, учителя, родители.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- повышение уровня воспитанности через развитие коммуникативной культуры;
- повышение дидактического потенциала семьи.
Формы работы: класс делится на микрогруппы по 5 человек, что поможет ребятам лучше узнать и заботиться друг о друге, дает возможность быстрее разрешать межличностные конфликты.
Групповая организация класса способствует формированию терпимости и возникновению дружбы в коллективе. Навыки, полученные в процессе групповой организации класса, включают умение слушать, становится на общую точку зрения, правильно общаться, разрешать конфликты и работать сообща. При групповой организации класса значительно легче и быстрее усваиваются нравственные принципы.
Группы комплектуются по желанию ребят, соответственно родители тоже делятся на группы, в которых участвуют их дети.
План воспитательной работы классного руководителя 1-го класса
Месяц | Темы | Сроки | Ответственные |
сентябрь | Этическая беседа-практикум “Прогулка по городу
вежливости” Классный час “Зачем мы ходим в школу?” Выставка “Осенних красок красота” Праздник Осени Родительское собрание “Моделирование воспитательной работы класса” |
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя |
кл. руководитель, родители кл. руководитель, 1 экипаж класса родители, ученики родители, ученики кл. руководитель |
октябрь | Час общения “Мое увлечение” Классный час “Спешите делать добро” Викторина “Что? Где? Когда?” Родительское собрание “Воспитание в семье”. Встреча с психологом школы |
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя |
родители, ученики кл. руководитель, 2 экипаж класса кл. руководитель, родители кл. руководитель, психолог |
ноябрь | Классный час “От чего зависит настроение?” Беседа-представление “Я и мои таланты” Праздник “Давайте познакомимся” Коллективный поход в театр |
2 неделя 3 неделя 4 неделя |
кл. руководитель, 3 экипаж класса кл. руководитель, родители родители, кл. руководитель |
декабрь | Классный час “Что такое общение. Умеем ли мы
общаться?” В мастерской “Деда Мороза”. Елочные игрушки своими руками Родительское собрание-конкурс “Папа, мама, я – читающая семья” Новогоднее представление “Наш веселый Новый год” |
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя |
кл. руководитель, 4 экипаж класса кл. руководитель, родители родительский комитет кл. руководитель, родители |
январь | Классный час “Как понять иностранца без слов?”
(Мимика, жесты, эмоции) Конкурс стихов К.И. Чуковского (конкурс на самого выразительного чтеца) Инсценирование сказки “Муха-Цокотуха” |
3 неделя 4 неделя |
кл. руководитель, психолог 5 экипаж класса, кл. руководитель |
февраль | Интеллектуальный марафон “Чему учат в школе” Конкурс пословиц и поговорок Рыцарский турнир (посвящен празднику 23 февраля) Родительское собрание “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость” |
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя |
кл. руководитель кл. руководитель, 1 экипаж класса род. комитет, кл. руководитель кл. руководитель, родители |
март | Классный час “Моя семья” Праздник “При солнышке тепло, при матери – добро” Игра-путешествие “Азбука безопасного поведения на улице” Литературно-музыкальный конкурс “Я люблю тебя, мой город!” |
1 неделя 2 неделя 3 неделя |
кл. руководитель, 1 экипаж класса кл. руководитель,родители кл. руководитель, инспектор ГИБДД кл. руководитель |
апрель | Классный час “Считаете ли вы себя культурным
человеком” Встреча с интересными людьми. Защита творческих проектов Мир профессии: кем работают наши родители. Веселые старты |
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя |
кл. руководитель, родители родители учащиеся кл. руководитель, родители уч. физкультуры, родители |
май | Классный час “Что значит быть ответственным?” Линейка “Мы этой памяти верны!” Экскурсия на природу “Все на белом свете солнышкины дети” (видеть красоту в обыденном) Родительское собрание вместе с детьми “Прощание с 1 классом” |
1 неделя 2 неделя 3 неделя |
кл. руководитель, родители родители, кл. руководитель кл. руководитель кл. руководитель |
Список использованной литературы.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы, методики, упражнения. М.: "Ось-89", 1999. – 224 с.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
- Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М.: Просвещение, 1982. – 160 с.
- Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1–3 классов. – М.: Просвещение, 1989. – 176 с.
- Бодалев А.А. Психология общения. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж.: Издательство НПО "МОДЭК", 2002. – 320 с.