На сцене – экологическая эмблема: земной шар в руках ребенка, под ним стихи Д. Радовича:
“Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!”
Включается запись, воспроизводящая биение сердца: вначале тихо, затем громче, громче, постепенно начинает затихать, входит Земля.
“Я – Земля! Я – Земля! Я – Земля!
Усталость моя беспредельна!
О стоне моем не взыщите.
Хоть кто-то услышит биенье
Уставшего сердца в зените?”
Пауза. Стук продолжается.
Земля:
“Люди моей планеты!
Люди моей планеты!
Планета в опасности!
Кромсая лед, меняя рек теченье,
Твердите Вы, что дел невпроворот,
Но вы еще попросите прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька,
Но вам об этом думать неохота,
Сейчас вам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без рек и реки без воды.
Все меньше – окружающей природы,
Все больше окружающей среды.”
Пауза.
“Дети, вы слышите меня? Придите на помощь!”
Под музыку “По секрету всему свету вы раздайте песню эту …” (Выходят дети и исполняют танец.)
Земля” “Вы хотите спасти свою планету?”
Дети: “Да!”
Земля: “А вы знаете главные беды Земли?”
Дети: “Да! И расскажем о них.
Гудят заводы, всюду пыль,
Бежит дымит автомобиль.А между тем деревья стонут
В грязи и пыли просто тонут.А чтоб построить нам заводы-
Рубят лес и губят воду.
Все вместе:
Стала грязной наша вода,
От растений нет и следа.
Отнят дом у наших зверей,
Птицам, рыбам плохо теперь.
Земля:
– Знать проблемы мало. А можете вы их решить. Какой путь вы выбираете?
Ведущий:
– Чтобы помогать природе, нужно не только жалеть ее, но и знать. Наши дети не только знают природу, но и умеют самостоятельно добывать новые знания. Они читают книги о природе, находят нужные решения в жизненных ситуациях. Сегодня в этом зале мы проводим конкурс, посвященный нашему общему дому Земле. Но это не простой конкурс. А необычность его в том, что его участники – это дети, родители и учителя. И проходит он под девизом: “Папа, мама, я – читающая семья”. А ты, Земля, будь гостьей на нашем празднике! Проходи, садись.
– В нашем конкурсе принимают участие 2 команды: “Капелька” и “Подснежник”. Команды “Капелька”, “Подснежник” займите свои места.
– Представление команд. Представление судей, счетной комиссии.
1 конкурс “Загадалки”. Мои помощники будут описывать предмет при помощи 3-х определений. Если вы угадаете с первого раза, вы получаете 5 баллов, со второго – 3 балла, с третьего – 1 балл. Начинай, Настя. (Один помощник читает загадалки для одной команды, другой – для другой команды.)
2. Звучит тревожная музыка. Что-то случилось. Сейчас мы посмотрим. Открывают конверты, а в них. Слова, обозначающие названия животных, поломались и они плачут. Поможем собрать слова?
Команды: Да!
Ведущий:
– Отдайте каждой команде по конверту. И по счету – раз, два, три, приступайте к сборке слов.
– Пока жюри оценивает, мы приступим к выполнению следующего задания. Суть его в следующем: “Заболели наши планеты, чтобы их вылечить, надо правильно назвать.” Вот планеты, вот названия. Приступайте.
– Жюри, скажите, пожалуйста, оценки конкурсов.
Планета наша красивая, но в то же время хрупкая и беззащитная. Прочти, Оля, что сказал о ней Радович.
“Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!”
Но пока мы не одни. Посмотрите, какие красивые птицы к нам прилетели!
– Окончился танец птиц и они уснули. Разбудить их и спасти можно только в том случае, если вы отгадаете пол 2 загадки.
- Какие цветы растут на небе? (Астры, потому что Астра – это звезда.)
- Может ли Луна плавать в море, океане? (Луна нет, но есть рыба луна, похожая на круг, она плоская и светиться в воде голубым сиянием.)
- Что такое радуга? (Ра – по-древнегречески “солнце”, “дуга” - “полукруг”. Поэтому “Радуга” - это солнечный полукруг.)
- Почему природу называют “домом”? (Дом – это место, где живет человек. Для зверей дом – это природа.)
– Проснулись наши птицы. Жюри, покажите оценки за конкурс.
– Следующее задание будет такое: “Кто быстрее прочтет предложение?” Это задание для родителей.
– Объявляю конкурс чтецов. Этот конкурс тоже для родителей. Команды выберите по чтецу. Вот вам стихотворение:
1. “Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу возит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала,
С воза муха закричала:
“На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду.
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая!”2. “Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье,
Мешает суп кочерыжкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон,
И очень доволен он,
То-то был винегрет,
Когда починили свет!”
– Пока жюри совещается, я предлагаю следующее задание “Узнай по описанию”. Загадывать загадки вы будите друг другу. Одна команда читает, другая отгадывает.
- Рыжая, пушистая, любит кур.
- Маленький, кругленький, по земле ползет, иголки везет.
- Большой, бывает бурый и белый, зимой спит.
- Это кошка большая, полосатая, хищная.
- В воде плавает, на песке греется, зеленого цвета.
- Маленькая, покрыта перьями, бока белые.
- Живет в море – океане, большой, с фонтаном.
- Белый, пушистый, зимой на снегу не виден.
– Конечно, заяц, а сейчас нам ребята споют песню о зайце.
– Жюри, скажите оценки за конкурсы.
– Следующее задание “Заполни таблицу”. В этом задании мы проверим знания природных явлений. Вы должны сначала принести вашему капитану слово, обозначающее предмет, затем его действие и состояние погоды, в которых оно происходит. Посмотрим, кто, быстрее справится. Прочтите, что у вас получилось.
Что? Кто? |
Что делает? | Состояние погоды |
Клевер Лягушка |
Наклоняется Сидит в воде |
Дождик ожидается Если погода ясная |
Одуванчик Воробьи |
Шар сжимает В пыли купаются |
Дождик капать начинает Дождик ожидается |
Подснежник Муравьи |
Листики прижал Прячутся в дома |
Папа зонтик с собой взял Не ходите гулять без зонта |
– Жюри, объявите итоги предыдущего конкурса.
Следующий конкурс “Отгадывание кроссвордов”. Вот перед вами кроссворды, вот задания к ним. Читать их вы должны по очереди. Приступайте к разгадыванию.
– “Блиц-турнир”. Условие одно – кто быстрее ответит на вопрос:
- Почему зайчата всегда дрожат? (В дрожащих мускулах образуется тепло, которым греются зайчата.)
- Что такое туман?
- Как по снегу в овраге узнать, где юг, а где север? (На северной стороне нет снега.)
- Чем разрисованы крылья у бабочки? (Мелкими цветными чешуйками, расположенными в строгом порядке, образующем рисунок.)
- Кому и для чего нужны:
– длинные конечности? (Для быстрого бега животным.)
– острые и длинные когти? (Для лазания животным по деревьям.)
– смена шерсти? (для защиты от врагов, для приспособления).
– накапливание пищи в организме? (Пережить трудное время – медведь, верблюд.) - Какие деревья цветут без цветов? (Хвойные, их цветы – шишки.)
- У кого уши на ногах? (У кузнечика.)
- У какого травянистого растения молодые цветки розовые, а старые- фиолетовые? (У медуницы.)
- Как называется лунный камень? (Ригалит.)
- Чем занимается оляпка? (Оляпка – это водяной воробей. Это единственная из наших птиц, которая добывает пищу себе бегая под водой, по дну илистых рек и ручьев. За это ее прозвали водяным воробьем.)
- Умеют ли крокодилы плакать? (Нет, эти кровожадные животные глазами потеют.)
- Для чего белке хвост? (Рулить при прыжке.)
- Много ли змей на болоте? (Там их нет, змеи не любят сырость. Им по душе просеки, солнечные поляны, холмы.)
- Какой самый быстрый зверь на земле? (Гепард, он развивает скорость 110 км/час.)
– Пожалуйста, жюри, какие оценки получили наши команды за последний конкурс? И итоговые оценки. Награждение команд.