Цели:
- Совершенствование нравственных качеств личности, умение пользоваться полученными знаниями в межличностном общении.
- Развитие коммуникативных навыков и умений.
- Воспитание культуры общения.
Оборудование:
- карточки с пословицами;
- реквизит к сценкам;
- листы А3 для составления “кодекса класса”;
- детские ладошки из цветной бумаги;
- плакат с рисунком дерева, диск-караоке с песней о дружбе.
Ход классного часа
Учащиеся класса делятся на группы по 5–7 человек. Столы расставлены таким образом, что каждая группа сидит отдельно. Всего 5 групп.
1. Организационный момент (психологический настрой).
2. Выход на тему:
– Ребята, сейчас я вам раздам пословицы, которые записаны необычным способом. Слова стоят на своих местах, но буквы внутри каждого слова перепутаны. Верните буквы на свои места и прочтите правильно пословицы. На обсуждение дается 3–4 минуты.
Задания:
Зеб дурга в зинжи гуто.
Дург напозсяет в дебе.
Дурга щии, а дешьнай гереби.
Не ийме 100 бурлей, а ийме 100 дурзей.
Сатрый дург чулше выхно вдух.
Ребята обсуждают в группе, затем один представитель из группы зачитывает получившуюся пословицу. По мере зачитывания, учитель вывешивает на доску, правильно напечатанную пословицу:
Без друга в жизни туго.
Друг познается в беде.
Друга ищи, а найдешь, береги.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
– Объясните смысл этих пословиц. Что вы заметили? Как вы думаете, какова тема нашего классного часа?
(На доске открывается тема классного часа: “Давайте жить дружно!”)
3. Постановка проблемы.
– Что же такое “дружба” в вашем понимании? (Ответы детей.)
– В толковом словаре В. Даля “дружба” определяется так: “Взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле – бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении”. (Вывешивается слово: бескорыстная.)
– Как вы понимаете это слово? (Корысть – выгода, “бескорыстная” значит основанная не на выгоде, а на взаимоуважении, интересе друг к другу.)
– Ребята, давайте обсудим такие вопросы:
- Нужна ли дружба вообще?
- Почему люди дружат?
- Почему люди ценят дружбу?
- Кого можно назвать настоящим другом?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему было дружеское отношение?
(Каждой группе на выбор достается один из предложенных вопросов. В группах проходит обсуждение от 3 до 5 минут, затем заслушиваются ответы групп.)
– Мы с вами обсудили очень важные вопросы о дружбе, а сейчас вашему вниманию будут предложены 2 сценки В. Осеевой “Синие листья”, “Три товарища”, которые приготовили ваши одноклассники.
(Учащиеся показывают сценки.)
– Что вы можете сказать об этих ситуациях?
4. Решение проблемы.
– Ребята, а в нашем классе все дети дружные?
– Что вы можете предложить, чтобы у нас был дружный класс?
– Давайте попробуем составить “Кодекс класса”. Слово “кодекс” обозначает – законы, правила жизни в обществе. На листах А3 каждая группа составит правила дружной жизни для нашего класса.
(Группы работают 10 минут, обсуждают, выбирают выступающего.)
Афиширование, обсуждение классом предложенных правил, составление единого “Кодекса класса”.
5. Литературная страница.
Прослушаем стихи о дружбе, которые приготовили ребята из нашего класса.
(2–3 ученика читают стихи о дружбе.)
6. Итог.
– О чем мы сегодня должны задуматься, какой вывод для себя сделать?
7. Рефлексия.
– На столах у вас лежат цветные ладошки (вырезанные из цветной бумаги). Выберите любую и напишите одним предложением дружественное пожелание своему однокласснику или классу в целом.
(На доске плакат “Дерево дружбы”. Дети выходят и приклеивают ладошки с пожеланиями к дереву вместо листьев.)
– Предлагаю закончить наш классный час песней “О дружбе”.