Разработка новой модели образовательного процесса

Разделы: Администрирование школы


Школа работает над построением новой модели образовательного процесса, которая предполагает функционирование в режиме развития: ученик учится сам, в своей собственной деятельности, а учитель помимо информативной функции выполняет рефлексивное управление, осуществляя мотивацию, организацию, координацию, консультирование, контроль и коррекцию деятельности школьника.

В образовательном процессе особое внимание уделяется методикам развивающего обучения, усилению роли индивидуального подхода на основе диагностики академического риска у учащихся с повышенным уровнем мотивации познавательной деятельности, увеличению роли самостоятельных творческих работ, развитию навыка самоорганизации, эффективной самоорганизации и самореабилитации учащихся.

Дифференцированный, личностно-ориентированный подход реализуется не только в образовании, но и в создании для учащихся ситуации выбора направления в обучении - не только профиля, модуля, а также индивидуальной траектории обучения для каждого учащегося. Работа строится с привлечением интеллектуального потенциала вузов и других научных организаций, создаются все условия для максимального раскрытия творческого потенциала учителя. Новая модель образовательного процесса включает в себя:

  • индивидуальный учебный план,
  • профильные, элективные курсы,
  • проектные дни,
  • научно-практические конференции,
  • профильные лагеря (летние, зимние),
  • практики,
  • интеллектуальные сессии и т.д.

Предполагает:

  1. Объединение всех участников учебно-воспитательного процесса: учителей, учеников, родителей и представителей внешнего социума.
  2. Непрерывность образовательного процесса через взаимодействие всех степеней обучения (Программа “Преемственность: ДОУ – школа – ВУЗ”).
  • Дополнительное образование;
  • изучение, использование и транслирование современных педагогических технологий.

В организации учебно-воспитательного процесса на первое место вышли сотрудничество учителей, учащихся и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности учителя и ученика как равноправных партнеров; разделение ответственности за результаты учебно-воспитательного процесса между учеником и учителем; высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; комфортная образовательная и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса.

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Используя в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии, методическая служба школы совместно с педагогами, психологами выработала новые подходы к выбору педагогических технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе. В практике используются современные образовательные технологии:

Технологии Использование
Развивающее обучение Начальное обучение
Проблемное обучение Все предметы базового компонента
Развитие исследовательских навыков Элементы технологии используются на всех предметах базового компонента, полностью используются на предметах химии и биологии
Проектные методы обучения Химия, биология, физика, математика
Технологии игрового обучения Начальное обучение, история, МХК
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) Все предметы базового компонента
Технология “Встречных усилий” Литература

Особое место в образовательном процессе сегодня отводится информационно-коммуникационным технологиям.

Ряд предметов ведутся с использованием этих технологий: биология, химия, ОБЖ, литература, МХК, история.

Учащиеся под руководством учителей – опытных пользователей создают собственные проектные работы, презентации, развивают навыки работы в Интернете.

Проектная и исследовательская деятельность с использованием современных информационных технологий:

Название проекта Фамилия, имя ученика Предмет Класс
“Теория графов” Рудева Светлана
Фатеева Анна
Математика 6 “А”
“Зависимость загрязнения снежного покрова от удаленности от проезжей части” Матышев Валентин Химия 9 “А”
“Влияние антигололедных реагентов на текстильные материалы” Габуева Анна Химия 9 “А”
“Решение текстовых задач” Бакланов Федор
Панина Ирина
Математика 10 “Б”
“Взаимоотношения подростков и родителей” Богданова Надежда Биология, психология 10 “А”
“Экологическое путешествие” (разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы) Ускова Анастасия Экология, английский язык 10 “А”
“Сравнение активности ферментов зерновых культур” Мухин Сергей Биология, химия 11 “А”
“Мой прадед Кочнов Григорий Николаевич” Рунов Алексей История 10 “Б”
“Живи и помни. История и перспективы школьного музея” Панина Ирина История 10 “Б”
“Sociological interrogation by the future Moscow elections” Жилинский Александр, Меликян Арсен, Захаров Павел  

Английский язык

10 “Б”
“Живу в Кузьминках я” Кошкина Анна Москвоведение, МХК 10 “Б”
  • Обновление содержания образования.
  • Психолого-педагогическая поддержка детей с повышенной мотивацией.
  • Социализация и профессиональное самоопределение учащихся.
  • Продуктом экспериментальной деятельности школы является:
  • Разработка авторских программ по литературе, биологии.
  • Апробация технологии встречных усилий, популяризация проектных технологий.
  • Разработка проекта программы “Психологические основы профильного самоопределения учащихся”.

Создавая условия для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка и адаптации учебного процесса к его индивидуальным особенностям, в школе создано новое образовательное пространство с использованием научного и культурного потенциала г. Москвы.

Создав на первом этапе реализации Программы модель образовательного процесса, сегодня школа проводит работу по ее совершенствованию.

Одним из способов социализации профессионального самоопределения и активизации ученического самоуправления стал проектный день. В ходе проведения проектных дней: “Экологический паспорт школы. Зонирование”, “Здоровый образ жизни – это модно”, “Модель ученического самоуправления в школе”, “Учебные пособия – для нас”, “Профильный лагерь – это здорово” реализованы многочисленные проекты учащихся с 1 по 11 классы. Ежегодно проводимая заключительная научно-практическая конференция стала учебным праздником.

Продолжением учебного процесса стало участие в зимних и летних профильных лагерях.

В лагере создается развивающая образовательная среда, в которой учащиеся пробуют свои силы не только в учебной деятельности, но и в разнообразных формах научной и общественной работы.

Динамическая смена задач и форм деятельности, разнообразие принимаемых на себя функций и ответственности делает жизнь в лагере яркой и насыщенной событиями, где серьезные, требующие интеллектуального напряжения знания, переходят в игру, а игра может стать условие постановки новой учебной задачи.

Реализация задач формирования всесторонне развитой, социально активной личности не возможна без тесного взаимодействия процессов образования и воспитания.

В нашем образовательном учреждении сложилась единая система обучения и воспитания, позволяющая полнее раскрыть свои способности, стимулировать детей к самореализации и саморазвитию.

В школе созданы условия полноценного осуществления внеурочной работы с обучающимися, содействующие развитию потенциальных возможностей личности ученика, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за поступки.