Школа работает над построением новой модели образовательного процесса, которая предполагает функционирование в режиме развития: ученик учится сам, в своей собственной деятельности, а учитель помимо информативной функции выполняет рефлексивное управление, осуществляя мотивацию, организацию, координацию, консультирование, контроль и коррекцию деятельности школьника.
В образовательном процессе особое внимание уделяется методикам развивающего обучения, усилению роли индивидуального подхода на основе диагностики академического риска у учащихся с повышенным уровнем мотивации познавательной деятельности, увеличению роли самостоятельных творческих работ, развитию навыка самоорганизации, эффективной самоорганизации и самореабилитации учащихся.
Дифференцированный, личностно-ориентированный подход реализуется не только в образовании, но и в создании для учащихся ситуации выбора направления в обучении - не только профиля, модуля, а также индивидуальной траектории обучения для каждого учащегося. Работа строится с привлечением интеллектуального потенциала вузов и других научных организаций, создаются все условия для максимального раскрытия творческого потенциала учителя. Новая модель образовательного процесса включает в себя:
- индивидуальный учебный план,
- профильные, элективные курсы,
- проектные дни,
- научно-практические конференции,
- профильные лагеря (летние, зимние),
- практики,
- интеллектуальные сессии и т.д.
Предполагает:
- Объединение всех участников учебно-воспитательного процесса: учителей, учеников, родителей и представителей внешнего социума.
- Непрерывность образовательного процесса через взаимодействие всех степеней обучения (Программа “Преемственность: ДОУ – школа – ВУЗ”).
- Дополнительное образование;
- изучение, использование и транслирование современных педагогических технологий.
В организации учебно-воспитательного процесса на первое место вышли сотрудничество учителей, учащихся и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности учителя и ученика как равноправных партнеров; разделение ответственности за результаты учебно-воспитательного процесса между учеником и учителем; высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; комфортная образовательная и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса.
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Используя в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии, методическая служба школы совместно с педагогами, психологами выработала новые подходы к выбору педагогических технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе. В практике используются современные образовательные технологии:
Технологии | Использование |
Развивающее обучение | Начальное обучение |
Проблемное обучение | Все предметы базового компонента |
Развитие исследовательских навыков | Элементы технологии используются на всех предметах базового компонента, полностью используются на предметах химии и биологии |
Проектные методы обучения | Химия, биология, физика, математика |
Технологии игрового обучения | Начальное обучение, история, МХК |
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) | Все предметы базового компонента |
Технология “Встречных усилий” | Литература |
Особое место в образовательном процессе сегодня отводится информационно-коммуникационным технологиям.
Ряд предметов ведутся с использованием этих технологий: биология, химия, ОБЖ, литература, МХК, история.
Учащиеся под руководством учителей – опытных пользователей создают собственные проектные работы, презентации, развивают навыки работы в Интернете.
Проектная и исследовательская деятельность с использованием современных информационных технологий:
Название проекта | Фамилия, имя ученика | Предмет | Класс |
“Теория графов” | Рудева Светлана Фатеева Анна |
Математика | 6 “А” |
“Зависимость загрязнения снежного покрова от удаленности от проезжей части” | Матышев Валентин | Химия | 9 “А” |
“Влияние антигололедных реагентов на текстильные материалы” | Габуева Анна | Химия | 9 “А” |
“Решение текстовых задач” | Бакланов Федор Панина Ирина |
Математика | 10 “Б” |
“Взаимоотношения подростков и родителей” | Богданова Надежда | Биология, психология | 10 “А” |
“Экологическое путешествие” (разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы) | Ускова Анастасия | Экология, английский язык | 10 “А” |
“Сравнение активности ферментов зерновых культур” | Мухин Сергей | Биология, химия | 11 “А” |
“Мой прадед Кочнов Григорий Николаевич” | Рунов Алексей | История | 10 “Б” |
“Живи и помни. История и перспективы школьного музея” | Панина Ирина | История | 10 “Б” |
“Sociological interrogation by the future Moscow elections” | Жилинский Александр, Меликян Арсен, Захаров Павел | Английский язык |
10 “Б” |
“Живу в Кузьминках я” | Кошкина Анна | Москвоведение, МХК | 10 “Б” |
- Обновление содержания образования.
- Психолого-педагогическая поддержка детей с повышенной мотивацией.
- Социализация и профессиональное самоопределение учащихся.
- Продуктом экспериментальной деятельности школы является:
- Разработка авторских программ по литературе, биологии.
- Апробация технологии встречных усилий, популяризация проектных технологий.
- Разработка проекта программы “Психологические основы профильного самоопределения учащихся”.
Создавая условия для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка и адаптации учебного процесса к его индивидуальным особенностям, в школе создано новое образовательное пространство с использованием научного и культурного потенциала г. Москвы.
Создав на первом этапе реализации Программы модель образовательного процесса, сегодня школа проводит работу по ее совершенствованию.
Одним из способов социализации профессионального самоопределения и активизации ученического самоуправления стал проектный день. В ходе проведения проектных дней: “Экологический паспорт школы. Зонирование”, “Здоровый образ жизни – это модно”, “Модель ученического самоуправления в школе”, “Учебные пособия – для нас”, “Профильный лагерь – это здорово” реализованы многочисленные проекты учащихся с 1 по 11 классы. Ежегодно проводимая заключительная научно-практическая конференция стала учебным праздником.
Продолжением учебного процесса стало участие в зимних и летних профильных лагерях.
В лагере создается развивающая образовательная среда, в которой учащиеся пробуют свои силы не только в учебной деятельности, но и в разнообразных формах научной и общественной работы.
Динамическая смена задач и форм деятельности, разнообразие принимаемых на себя функций и ответственности делает жизнь в лагере яркой и насыщенной событиями, где серьезные, требующие интеллектуального напряжения знания, переходят в игру, а игра может стать условие постановки новой учебной задачи.
Реализация задач формирования всесторонне развитой, социально активной личности не возможна без тесного взаимодействия процессов образования и воспитания.
В нашем образовательном учреждении сложилась единая система обучения и воспитания, позволяющая полнее раскрыть свои способности, стимулировать детей к самореализации и саморазвитию.
В школе созданы условия полноценного осуществления внеурочной работы с обучающимися, содействующие развитию потенциальных возможностей личности ученика, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за поступки.