Приемы технологии развития критического мышления на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Curiosity killed the cat, but satisfaction brought him back!

Перед каждым современным педагогом стоит проблема выбора технологии, которую с успехом он мог бы применить на практике. Важно, чтобы эта технология не была “навязана” кем–то, а выбрана самим педагогом и стала частью его профессиональной деятельности.

Педагоги нашего методического объединения этот выбор сделали в пользу технологии развития критического мышления. Основоположниками данной технологии были американские педагоги Дж. Стил, К. Меридит и Ч.Темпл. Они разработали структуру ТРКМ, состоящую из трех стадий: вызов (EVOCATION), осмысление содержания (REALIZATION OF MEANING), рефлексия (REFLECTION).

На стадии вызова происходит актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по какой–либо теме, пробуждение интереса к этой теме. Они обнаруживают и осознают недостаточность имеющихся у них знаний. Важно побудить учащихся к активной деятельности.

Стадия осмысления предусматривает активное получение и осмысление новой информации, а также ее соотнесение с собственными знаниями. На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализ и синтез имеющейся информации и новой.

Завершающим этапом становиться стадия рефлексии, главная задача которой заключается в том, чтобы вывести знания на уровень понимания и применения.

Эффективность процесса обучения, на наш взгляд, напрямую зависит от постоянно поддерживаемого интереса обучающихся к теме урока, что связано с умением правильно выбрать технологические приемы, а также успешно их комбинировать на всех трех стадиях.

Описание различных приемов ТРКМ можно найти и в печатных изданиях, и в Интернет. Мы же хотим продемонстрировать фрагменты уроков, которые мы проводили с применением ТРКМ в 5 и 6 классах (преподавание ведется по учебнику Английский язык для 5–6 классов, авторы Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. ).

“Bodyguards” & “Vets” (с. 49)

Стадия вызова

Учитель задает обучающимся два вопроса:

  • What dangerous jobs do you know?
  • What characteristics are necessary for these jobs?

Учащиеся высказывают свою точку зрения, учитель записывает их ответы на доске в виде кластера, пример которого дан на рис. 1.

Рис. 1

Стадия осмысления

В ходе урока класс делится на две группы, одна из которых работает с текстом “Vets”, другая – “Bodyguards”. Задание при прочтении текста может быть следующим:

  • Now, you are going to read about some other jobs. While reading you should complete the table.

Таблица 1

                  Job:
deal with…
have to…
main characteristics
Is this job dangerous? (Yes/No)

После завершения работы над текстом учитель задает учащимся следующие вопросы:

  • You’ve read about two jobs. What are they?
  • Are they dangerous? Can we add these jobs to our cluster?

После чего учитель, используя ответы детей, дополняет кластер, который был нарисован на доске в начале занятия.

Далее обучающиеся из разных групп объединяются в пары и заполняют общую (сводную) таблицу (табл. 2), опираясь на предыдущую (табл.1). В центральный столбик учащиеся вносят общие черты для этих профессий.

Таблица 2

Vets                                  Bodyguards
Dangerous(Yes/No)
Clients
Duties
Characteristics

Стадия рефлексии

Учащимся на выбор предлагается выполнить следующие задания:

  • рассказать об опасных профессиях, пользуясь таблицей,
  • написать стих “Diamante Poem”.

“Diamante Poem” имеет форму бриллианта и следующую структуру:

Beginning Topic
Adjective, Adjective (about beginning topic)
-ing word, -ing word, -ing word (about beginning topic)
Four nouns -or- a short phrase (about beginning and ending topic)
-ing word, -ing word, -ing word (about ending topic)
Adjective, Adjective (about ending topic)
Ending Topic

Такие стихи могут быть об одном объекте, а могут сравнивать и показывать контраст между двумя противоположностями.

Наши пятиклассники сочинили следующие стихи:

Bodyguards
Athletic, brave
Guarding, risking, saving
Dangerous jobs can be different.
Loving, caring, helping
Friendly, responsible
Vets

Person
Shy, talkative, bright
Learning, dreaming, working
Your job must be your vocation
Desiring, trying, making
Clever, intelligent, serious,
Professional

“The Lollipop Lady” (с. 84)

Стадия вызова.

Учитель вводит новую тему (слайд 1. Приложение):

  • Nowadays there are a lot of cars and buses in the streets. Sometimes it is very difficult to cross the road. What can help you to feel comfortable in any city?
  • Of course the great helpers for us are signs.

Далее следует работа с презентацией:

Слайд 2: Match the signs and their descriptions.

На слайде даны различные дорожные знаки. После того, как учащиеся найдут соответствия на слайде, учитель обращает их внимание на знак: Stop! Children (Слайд 3).

Стадия вызова.

  • Do you know this sign? What does it mean? What does it look like? (дети высказывают свои предположения, после чего на слайде появляются леденцы на палочке – lollipops).
  • As you can see there is a special person who holds this sign. It’s a lady in a bright coat. Do you want to learn more about this lady. Then read a text on the page 84. While reading you should complete a diagram (Слайд 4). It looks like a lollipop. In each part of it there is a question. So, you read a question and put your answer into the diagram.

Учащиеся читают текст и заполняют диаграмму (Five W’s Diagram) (рис. 2).

Рис. 2

Стадия рефлексии.

На стадии рефлексии учитель предлагает задание на выбор:

  • составить рассказ о Lollipop Lady с опорой на диаграмму и презентовать его классу,
  • придумать собственный знак и составить его описание.