Цели урока:
- Закрепить и обобщить знания о временах глагола, неопределеннной форме глагола.
- Учиться писать правильно окончания глаголов.
- Развивать устную и письменную речь учащихся.
Оборудование:
- Презентация к основной части урока.
- Магнитофон для физминутки.
- Образцы букв, цветной мел.
- “Орфографический словарик”.
- Таблицы для проверки выполненных работ.
Структура урока:
- Подготовка к “полету”. (Организационный момент).
а) Минутка каллиграфии.
б) Словарная работа.
в) Определение темы и цели урока. - Основная часть. “Виртуальное путешествие на “Машине времени”.)
а) Перемещение в прошедшее время.
б) Перемещение в будушее время.
в) Перемещение в настоящее время. - Возвращение. (Итог урока)
Ход урока
1. Подготовка к “полету”. Организационный момент
Сегодня мы совершим виртуальное путешествие на “Машине времени”. Для этого разделимся на три экипажа, в каждом выберем командира. До начала полета нужно пройти небольшую подготовку.
Минутка каллиграфии.
На доске крупно написано:
ть чь ти ть чь ти ть чь ти ть чь ти
– Что напоминают вам эти буквы? (Так заканчиваются глаголы неопределенной формы.)
– Запишите их, соединяя безотрыной плавной линией в виде полукруга, совершив поворот влево-вверх. При письме соблюдайте одинаковую высоту элементов, наклон букв.
2. Словарная работа.
– Запишите по памяти несколько глаголов в неопределенной форме из нашего “Орфографического словарика”.
Дети записывают несколько слов. (Готовить, желать, жужжать, извинить, кипеть, и др. слова).
– Проведите заимопроверку выполненной работы. Работайте в своем экипаже дружно, не забывайте о взаимовыручке. Поставьте каждому члену экипажа на полях тетради отметку простым карандашом.
Определение темы и цели урока.
Рифмованное упражнение
Учитель выдает детям листочки с заданиями.
Задание для 1 экипажа:
Прошедшее время –
То, что прошло.
Вчера мы писали,
И время ушло.
Задание для 2 экипажа:
Настоящее время
Приходит сейчас:
Учитель диктует,
И пишет наш класс.
Задание для 3 экипажа:
Будущее время
Скоро придет.
Как только допишем
Урок уж пройдет!
Выпишите глаголы, определите у них число, лицо или род.
В тетради появилась запись:
Прошедшее время
- прошло (прош. вр, ед. ч., ср.р.):
- писали (прош. вр, мн. ч.)
- ушло (прош. вр, ед. ч., ср.р.)
Настоящее время
- приходит (наст. вр., ед.ч., 3-е л.)
- диктует (наст. вр., ед.ч., 3-е л.)
- пишет ( наст. вр., ед.ч., 3-е л.)
Будущее время
- придет: (буд. вр, ед. ч., 3-е л.)
- допишем (буд. вр, мн. ч., 1-е л.)
- пройдет (буд. вр., ед.ч., 3-е л.)
– Определите тему урока. (Времена глаголов)
– Какую цель мы определим для себя? (Будем закреплять свои знания об изменениях глаголов по временам, родам, числам; учиться писать правильно окончания глаголов.)
3. Основная часть. “Виртуальное путешествие на “Машине времени”.
Используется “Презентация”. (Приложение)
Итак, цель ясна. Отправляемся в путь, ребята!
а) Перемещение в прошедшее время.
Дан текст:
“Первые книги появилось вместе с “крещением Руси”. Начало школьному обучению положили князь Владимир Красное Солнышко. Постепенно число школ росла. Книга пользовалось большим почетом в Древней Руси. В случае пожара книги спасал_ в первую очередь”.
Задания:
- Найдите ошибки в тексте (глаголах) и исправьте.
- Как изменяются глаголы в прошедшем времени? Запишите свои ответы в таблицу. На выполнение задания дается 5 минут.
- Итак, какой экипаж справился быстрее?
Проверка:
Слово положил |
Число ед. ч. |
Род м.р. |
4. Физминутка:
Если сидя вы устали,
На носочки все привстали.
Сели, встали,
Сели, встали.
Разговаривать не надо,
Приседайте до упада.Раз-два! Раз-два!
Всякий раз зарядку делай,
Будешь сильным, будешь смелым!
Встали, сели.
Встали, сели.
Тихо… сели.
б) Перемещение в будушее время.
Замените глаголы неопределенной формы глаголами будущего времени.
Дан текст:
“Егорка восторженно:
– Это отрывок из романа Герберта Уэллса “Когда спящий проснуться”: “С целью наилучшего усвоения материала обучение учеников вести во время гипноза…”
Мишка:
– Ты прочитать дальше?
Егорка, думая о своем:
– Неужели и я так учиться?
Мишка мечтательно:
– Не такие чудеса еще мы увидеть”.
Должен получиться следующий текст:
“Егорка восторженно:
– Это отрывок из романа Герберта Уэллса “Когда спящий проснется”: “С целью наилучшего усвоения материала обучение учеников будут вести (поведут) во время гипноза…”
Мишка:
– Ты хочешь прочитать (прочитаешь) дальше?
Егорка, думая о своем:
– Неужели и я так буду учиться?
Мишка мечтательно:
– Не такие чудеса еще мы увидим”.
Запишите свои ответы в таблицу. На выполнение задания дается не более 5 минут.
Проверка:
Слово буду учиться |
Число ед.ч. |
Лицо 1 л. |
Форма (простая или сложная) сложная |
– Итак, какой экипаж справился быстрее?
– Домашнее задание – “задание на будущее”, т.е. на завтра. Напишите мини-сочинение с использованием глаголов разных времен на тему: “Если б у меня был звездолет…”
5. Физминутка:
Под музыку выполняются плавные произвольные танцевальные движения “На волнах фантазии”.
в) Перемещение в настоящее время.
– Подберите и запишите пропущенные глаголы.
Дан текст:
– “Как тебя зовут? – (спрашивает) Учитель.
– Компьютер, – гордо (отвечаю) я.
– А что ты тут (делаешь)?
– Видите, (учу) ребятишек.
– Тогда мы с вами коллеги, оба (работаем) с детьми”.
– Как изменяются глаголы в настоящем времени? Запишите свои ответы в таблицу. На выполнение задания дается около 5 минут.
Проверка:
Слово зовут |
Число мн.ч. |
Лицо 3 л. |
– Итак, какой экипаж справился быстрее?
6. Возвращение. (Итог урока)
– Выполните на своих листках чайнворд, который будет означать завершение нашего “путешествия” во времени.
Задание:
- Часть речи, который имеет инфинитив (неопределенную форму) – Глагол.
- Что общего в изменениях глаголов настоящего и будущего времени? – Лицо.
- Как могут изменяться глаголы прошедшего времени ед. числа? – Род.
- Какую форму могут иметь все глаголы, кроме неопределенной формы? – Число.
7. Подведение итога урока:
Учитель: Ребята, добились ли мы своей цели, поставленной в самом начале пути?
– Чему вы научились во время этого “путешествия”?
– Кто из одноклассников оказал вам большую помощь? Давайте оценим свои ответы.