Цель создание условий для:
- обобщения и систематизирования знаний по предметам, умения анализировать задания и способы их выполнения;
- развития творческих, интеллектуальных и личностных качеств учащихся;
- формирования совместной учебно-познавательной, творческой и игровой деятельности участников команд, направленной на достижение хорошего результата.
Оборудование:
- мультимедийная установка;
- записи музыки к песням и танцам;
- поле для подведения итогов конкурсов (расчерченный лист ватмана);
- 4 стола (3 – для команд и 1 – для жюри);
- стулья для игроков и жюри;
- таблицы с названием команд;
- карточки с заданиями, фломастеры.
Ход урока
Здравствуйте, самые дружные, обаятельные и любознательные, знающие, умеющие и терпеливые. Сегодня мы с вами пришли в необычную школу – школу интеллектуалов (1 слайд). Приложение 1
В этой школе будут учиться не все, а от каждого класса по 6 представителей самых умных. Прошу учеников занять свои места в импровизированных классах, а мы их поприветствуем! (Команды рассаживаются на свои места за столиками).
Вы должны стать настоящими волшебниками. А использовать будете самую могущественную палочку на свете – интеллект и смекалку. В расписании школы 5 уроков и веселые переменки. Оценки же вам будет ставить компетентное жюри:
- зам. директора по учебно-воспитательной работе в начальных классах Кочанова З.Н.;
- зам. директора по воспитательной работе Пиценко С.В.;
- психолог Афакина Т.И.
Первый урок “Знакомство” (2 слайд).
Девиз нашей игры назовет председатель жюри Кочанова З. Н.:
“К нам пришел – не хмурь лица,
Будь веселым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей “гвоздь”!”
Динь-дилень звенит звонок, начинается урок!
Команды должны себя представить девизом, эмблемой и защитить свой любимый предмет:
1 команда “Знатоки” (3 слайд)
Девиз:
Задавайте нам вопросы,
Знатоки на все ответят.
Как на море мы – матросы,
Не страшны нам шторм и ветер.
Наш любимый предмет – математика:
Эту книгу прочитаешь,
Математику узнаешь.
Не решить нам всех проблем
Без простейших теорем.
И не отогнать сомнений
Без квадратных уравнений.
Помни, друг, как воздух и вода
Математика нужна всегда!
2 команда “Умники” (4 слайд)
Девиз:
Мы умники, а это значит –
Нас ждет успех и ждет удача!
Вперед к победе – наш девиз.
А кто слабее – берегись!
Наш любимый предмет – литература:
Книга все тебе покажет.
Книга все тебе расскажет:
Князь Гвидон куда все рвется,
С кем герой былинный бьется,
Где Кащей, где Дед Мороз,
Чародей кого унес…
Книга всюду вместе с нами,
Книга учит нас добру,
Учит чтенью и письму.
Учит смелым, честным быть,
Учит Родину любить!
3 команда “Эрудиты” (5 слайд)
Девиз:
Эрудиты – это ум,
Эрудиты – это мощно.
Не страшны нам тишь и шум,
Мы в победу верим точно!
Наш любимый предмет – русский язык:
Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех и зовуч.
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша могуч.
Мы в родном краю по русски
Пишем, думаем, поем.
Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим,
Речь на русском языке,
И в своей столице древней,
И в поселке, и в деревне,
И от дома в далеке!
Вот мы с вами и познакомились.
Второй урок “Занимательная математика” (6 слайд).
В этом уроке 2 блока: задачи-шутки и нестандартные задачи.
Первое задание (7 слайд, по одной задаче каждой команде):
У Маши 3 брата и 2 сестры. Сколько братьев и сестер у ее брата Миши?
Два отца и три сына съели три апельсина. Сколько апельсинов съел каждый?
За столом сидели две дочки, две матери и одна бабушка. Сколько человек сидело за столом?
Второе задание (8 слайд): а теперь капитаны возьмите карточки со следующими заданиями. Над ними нужно подумать всей команде. На листах сделайте нужные чертежи и объясните.
1. В огороде 3 грядки с капустой. Туда заскочили 3 зайца. Как 3 линиями отделить зайцев от грядок?
З | К | |||
К |
|
З | ||
З | К |
2. Знайке с Незнайкой дали задание: начертить 3 прямые линии, на каждой отметить по 3 точки. Всего точек должно быть 6. У Незнайки ничего не получилось, а Знайка справился с заданием. Как он это сделал?
3. Стоят 3 стакана с водой и 3 пустых стакана. Как сделать так, чтобы стаканы с водой чередовались с пустыми стаканами? Разрешается брать только один стакан.
Игра со зрителями (слайд 9).
Пока ребята выполняют свои задания, предлагаю болельщикам помочь командам заработать дополнительные 3 балла. Мы с вами в “Бюро находок”. Попробуем вспомнить (слайд 10). Приложение 1
- Какой сказочный герой мог потерять эту вещь?
- Как называется сама сказка?
- Кто автор этой сказки?
За каждый правильный ответ присуждается по 1 баллу.
Молодцы! И наши интеллектуалы тоже справились с заданием. Заслушаем их. А пока жюри оценивает ваши ответы, у нас веселая переменка. Музыкальная переменка (исполняется песенка из мультфильма “Зима в Простоквашино”).
Предоставим слово жюри для подведения итогов двух уроков и помощи болельщиков.
(11 слайд)И снова звонок нас зовет на третий урок!
“Язык родной, дружи со мной”
Вопросы – шутки:
- Чем кончается день и ночь? (Слайд 12)
- Что стоит посредине земли? (Слайд 13)
- В каком слове 40 гласных? (Слайд 14)
“Составлялки” (15 слайд):
У меня 3 буквы: “Д”, “Б”, “М”. Интеллектуалы выберут по одной. Нужно составить предложение, в котором все слова начинаются на выбранную вами букву. За каждое слово балл. Чем больше слов, тем больше баллов. На работу отводится 3 минуты.
А в это время предлагаю поиграть зрителям (слайд 16).
Игра “Расшифруйте названия профессий”. За правильный ответ – 1 балл (слайд 17).
ЦЕПРАДОВ
ДИОВЕТЛЬ
УТШАКУРТ
Все хорошо потрудились. Пока жюри подводит итоги последних конкурсов, предлагаю отдохнуть. Музыкальная переменка (исполняется танец “Гномики”).
Динь-дилень звенит звонок. Он зовет нас на 4-й урок!
“В мире книг” (слайд 18)
Первое задание: “Узнай литературную сказку” (слайд 19).
Интеллектуалы по очереди должны назвать героев, название, автора. За каждый правильный ответ 1 балл.
Второе задание “Народная мудрость” (слайд 20).
Используя пары слов, нужно восстановить пословицу:
ПОГИБАЙ – ВЫРУЧАЙ
ОТМЕРЬ – ОТРЕЖЬ
ДЕЛО – СМЕЛО
Интеллектуалам для работы отводится 2 минуты, а мы вновь поиграем со зрителями (слайд 21).
Игра “Волшебные заклинания”. Вспомните, в каких сказках звучат эти заклинания (слайд 22):
- “Сезам, откройся”
- “По щучьему веленью, по моему хотенью”
- “Ловись рыбка мала и велика”
А сейчас наоборот, я буду называть сказку, а вы должны вспомнить заклинание.
- “Золотой ключик”
- “Сивка-Бурка”
- “Оле-Лукойе”
Интеллектуалы готовы? Зачитывайте свои варианты. Ну а пока жюри оценивает ваши ответы, проведем еще одну веселую переменку. Музыкальная переменка (исполняется песенка “Веселая переменка).
И последний 5-й урок: “Окно в мир” (23 слайд)
Проведем блиц-турнир (слайд 24). Каждой команде будет задано по 2 вопроса. За каждый правильный ответ по 1 баллу. Болельщики могут поддержать свои команды.
- Что в году 4 раза переодевается?
- Какое крупное животное гордо носит на своем носу грозное оружие?
- Что такое тихая охота?
- Глаза на рогах, а дом на спине. Кто это?
- Цветы ангельские, а когти дьявольские?
- Что за конь прыгает по дну моря и океана?
На этом мы сегодня закрываем нашу школу. Вы все замечательно поработали и отдохнули. Жюри подведет окончательные итоги, а для вас последний музыкальная переменка (исполняется танец “Школьная полька”).
Слово жюри (25 слайд, подведение итогов, награждение).