На состоявшейся еще в 1992 году международной конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро участники забили тревогу за будущее планеты и выразили в двух словах "Биосфера в опасности" От экологической катастрофы человечество отделяет 30-–40 лет. Осознание ужасающего состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая технократическую цивилизацию, вошла в противоречие с законами природы – потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Поэтому и решение экологических проблем следует искать – в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм взаимодействия с окружающей средой, которые помогут изменить ситуацию к лучшему. Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей, и им предстоит распутывать сложный клубок экологических проблем, от их действий будет зависеть жизнь Планеты. В этом процессе экологическое образование, воспитание и просвещение должны рассматриваться как наиболее приемлемая основа для формирования нового образа жизни, необходимого для обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития страны.
Возраст детей: 10–12 лет.
Цели и задачи:
- Доставить детям радость, создать праздничную атмосферу.
- Показать Землю, как общий дом.
- Вызвать стремление беречь, как условие сохранения жизни человечества и всех обитателей.
Оборудование:
- Видеосюжеты “Загрязнении окружающей среды”.
- Видеосюжет “Красная Книга”.
- Творческие работы детей: рисунки, рефераты, кроссворды, визитки.
- Оформление кабинета, как уголка природы, музыкальные произведения, плакаты с высказываниями о Земле.
Продолжительность: 40 минут.
Планируемые результаты: ориентация материалов на изучение глобальных экологических проблем, развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Ход праздника
Учитель: В 70-х годах американский сенатор Нельсон предложил отмечать ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗЕМЛИ 22 апреля. С 1995 года этот день отмечается и у нас. В нашей школе отмечается традиционно уже 3 год. Поэтому сегодня праздник мне хочется начать словами французского писателя Антуана Сен Экзюпери “Все мы – пассажиры одного корабля по имени Земля”.
(Элементы инсценировки: трамвай с пассажирами)
Ведущий: Был, говорят, где-то случай такой:
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг чудеса!
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом:
Ученик 1: Где эта улица?
Ученик 2: Где этот дом?
Ученица: Все перепуталось, все изменилось,
Ученик 1: К счастью такое, лишь в сказке случилось.
Ведущий:
Мы рассказали про это нарочно.
Чтобы проверить – знаешь ли точно,
Где ты живешь, где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
Ты нам ответишь:
Ученик 3:
Живу я в квартире, номер ее – 24,
Дом на Петелина, рядом- кино,
Все что кругом, мне знакомо давно.
Ведушиий:
Дом на Петелина? Этого мало,
Город (село) назови для начала.
Ученик 1. Поселок Горноправдинск.
Ведущий:
Расскажи, что кругом:
Все, что кругом, это тоже твой дом.
Ученик 2:
Поселок стоит на широкой реке,
А за рекой виден лес вдалеке.
Тянутся к лесу луга и поля,
Очень красивая наша Земля!
Ведуший:
Верно, красива. Но где же она?
В России – это наша страна.
Ведущий: Ну, а страна где? Сумеешь ответить?
Ученица: Как и все страны – на нашей планете!
Ведущий обращается к классу: Как называется наша планета?
Ответы с места: Земля.
Ученица:
Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом.
Мы все с рожденья в нем живем.
Ученица 1: Для моряка – она берег.
Ученик: Для геолога – твердь, хранящая руды и нефть, голубой газ.
Ученик: Для солдата – она образ Родины, ее просторов, та ценность, которую он защищает, та сила, которая питает его.
Ученица: Для хлебопашца земля – это то, во что он вкладывает пот и любовь, от которого ждет плодородного хлеба.
Звучит песня “Земля в иллюминаторе”.
Ведущий: Так что же она Земля? Земля всегда увлекала человека, ему хотелось заглянуть: что же там, за зарей, за соседним лугом. Человек всегда стремился к Земле, открывая ее, давая имена и названия, одушевляя ее, он бьется за нее, как за высшую святыню и ценность.
Ученик: “Мы рождены, чтоб сказку сделать былью! Какая красивая была мечта и как уродливо исказила ее жизнь.
Ведущий: Человек загнал себя в пороховую бочку, обрел все живое на гибель. “Отравлен хлеб и воздух выпит”. В отношении между природой и человеком наступил кризис. Озабочена вся планета. Интересны результаты социологического опроса, проведенного в Японии. Большинство опрошенных людей готовы пойти на снижение жизненного уровня, если стабильность поддерживается за счет ухудшения состояния экологической среды.
Видеоролик “Экологические проблемы Земли”.
Звучит метроном.
Ученик:
Океан седой гремит набатно. Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна на крутой, разгневанной волне,
Стали люди сильными, как боги.
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги у земного шара на боках
Мы давно освоили планету, широко шагает этот век.
На Земле уж белых пятен нету, черные сотрешь ли человек?
Отрывок из песни “Расскажите, птицы”
Ведущий: Печальную эстафету принимает от нас грядущее поколение. Набатным колоколом сегодня звучит слово экология. Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети 21 века купаться в реке, море, гулять в лесу, видеть звезды и вдыхать аромат цветов.
Ученики:
- Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом.
- Подсчитано, что за день исчезает 100 видов растений и животных.
- Сокращается площадь леса на 15 млн. га
- Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы
- За пять лет температура воздуха увеличилась на 2,9 градуса.
- сокращается количество пресной воды.
- 60% болезней – это производные от состояния экологического напряжения.
- Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные “удобрениями” овощи и фрукты.
Видеоролик “Красная Книга”.
Ученица: У меня в Руках Красная Книга. Все знают, что в нее заносятся редкие исчезающие виды растений и животных. Некоторые из них остались в единичных экземплярах. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.
Отрывок из песни “Беловежская пуща”.
Ученик читает стихотворение “Царь”.
Ведущий:
Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей.
Без журавлей над хвойной чащей.
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь, ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы
О, человек, венец природы,
Что без природы твой конец.
Ученик: Земля умирает, если ее убивать, Земля оживает, если ее возрождать. Смысл сегодняшней деятельности в том, чтобы давать ей посильные нагрузки, беря от нее, давать ей, нанося раны, лечить. Видеть в ней не временный, а постоянный плацдарм жизнедеятельности.
Ученица читает стих “Заклинание с полюса”.
Ученик: Помните: каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая сорванная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если эту рану нанесешь ты, другую – твой товарищ, третью, четвертую, пятую – кто-то еще, то что же станет с природой. Природе трудно залечить даже самые маленькие раны. Нельзя забывать, что на Земле все взаимосвязано, охраняя растения и животных, помните о борьбе с загрязнением воздуха.
Мы заявляем – наше нет:
- Любым войнам с природой. Под какими бы лозунгами благого преобразования они не скрывались.
- Безграмотному технократизму в природопользовании.
- Всему, что грозит биосфере Земли, угрожает людям, каждому человеку.
Ученица: Врачи утверждают – оптимисты реже болеют, а если и болеют, то быстрей выздоравливают. Секрета тут нет. Вспомните сами: как бывалое неприятное болезненное воспоминание с годами куда-то уходит, а светлое, радостное помнится долго и так отчетливо.
Ученик 1: Протрите глаза! И вы увидите очи любимых, милые личики детей, мозоли отцов, светлые озера, ленты рек, ширину полей и дали водных просторов.
Ученик 2: Прислушайтесь: и сквозь рев транзисторов и моторов вы услышите шелест травы, журчанье ручьев, пение птиц, неповторимую звенящую тишину. Сама природа подталкивает человека к тому, чтобы мы сказали “Нет” – унынию и принимали жизнь ту, которая есть сегодня, как подарок.
Ведущий: Мы надеемся. Что наша встреча и прозвучавшие на ней стихи и песни подарили Вам частицу человечности и надежды на то, что мы будем счастливы с вами в нашем общем доме по имени Земля. И чтобы наша встреча запомнилась вам, мы приготовили вам открытки – сувениры.