Тема урока "Воины Древней Руси" (Окружающий мир, 4-й класс. УМК "Начальная школа XXI века" под ред.Н.Ф. Виноградова)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Материал по теме “Человек защитник своего Отечества” на основе изучения истории очень важен для воспитания патриотических чувств, формирование у младших школьников умения оценивать поступки людей в прошлом с позиции базовых ценностей. Исторические факты ярко преподнесенные воздействуют на эмоциональную сферу учащихся, создание “переживаний” способствующих пониманию событий прошлого истории России.

Подготовка урока начиналась со структурно-функционального анализа урока на основе содержания материала учебника, соотнесение с учебной программой и Госстандартом.

Формой проведения – урок комбинированный.

Учащиеся при подготовке к уроку были разделены на подгруппы, каждая подгруппа получила тему и совместно с учителем подбирали материал по энциклопедиям печатным и электронным, мультимедийным альбомам, учебнику, анализировали, выделяли главное для сообщения на уроке.

При изложении материала учитывались различные анализаторы: слуховые (рассказ), зрительные (рисунки, картины, карты, мультимедийные презентации), тактильные и кинестетические (кисть руки, стрелки липучки).

Представляя исторический материал упоминаются географические понятия-названия частей света, стран, городов, рек. Формируются правильные представления о территории нашей Родины в прошлом, взаимоотношений с другими государствами.

Карты были красочными, с условными обозначениями, использовались при работе плоские изображения (стрелки), выделяли места сражений, показывали пути и направления взаимодействия народов, что способствует установлению логических взаимодействий, лучшему запоминанию информации.

Использовались картины исторического содержания созданные выдающимися художниками (изображающие исторические события, батальные сцены, портреты.

Исторические картины способствуют формированию целостного образа эпохи, эмоциональному восприятию события, формирование личностного отношения к событию и личности.

Все это использовалось в информационных технологиях – мультимедийной презентации.

Учащиеся работали в рабочих тетрадях, упражнения на сопоставление, разгадывание и др. После урока просмотрели фрагменты художественного фильма (“Александр Невский”).

Цель:

  • познакомить с войнами Древней Руси и причинами их возникновения,
  • развивать монологическую речь, воспитывать чувства патриотизма.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • карты, карточки, стрелки липучки;
  • выставка детских рисунков и сообщений о древнерусском оружие.

Ход урока

1. Организационный момент.

Подготовка учащихся к уроку.

Прозвенел звонок, мы начинаем урок. Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и плодотворной.

2. Актуализация опорных знаний и умений – вводное повторение, подготовка к восприятию нового материала.

Проверка домашнего задания.

Дома вы подготовили рисунки, сообщения о древних воинах, как они выглядели, какое оружие использовали при защите своей земли от врагов.

На экране (рис. 1).

Учащиеся рассказывают и вывешивают рисунки (Приложение 1).

3. Формирование новых знаний и умений.

1. Обсуждение предположения.

– Как вы думаете, почему люди воюют?

– Почему одно государство начинает войну против других государств и захватывает чужие земли?

– Если вы сомневаетесь в ответе, разгадайте слова, которые подскажут причины войн.

На доске: ЗЕЛМЯ БОАГСТВАТ ВСЛАТЬ ВРЕА.

Но если одни нападают, то другие защищаются, стараются вернуть свободу. Попробуем понять причины: почему же Русь покорялась врагу, как одерживала победу и героев битв.

Но сначала давайте посмотрим, что предшествовало этим событиям. Вернемся к началу Х века и представим себе Русь.

2. Каждая подгруппа самостоятельно подготовила материал по темам:

1-я подгруппа: нашествие половцев 1103 год. (Приложение 2).

2-я подгруппа: Александр Невский 1240 год. (Приложение 3).

3-я подгруппа: Ледовое побоище 5 апреля 1242 год. (Приложение 4).

4-я подгруппа: Дмитрий Донской. Битва на Куликовом поле 8 сентября 1380 год. (Приложение 5).

1-я подгруппа рассказывает (Приложение 2).

На экране карта № 1 (рис. 2). Приложение 1

– Посмотрите на карту. На что похожа карта?

Карта Древней Руси похожа на лоскутное одеяло. Что значит лоскутное одеяло – целое разделить на части.

Рассказ детей о нашествии половцев с юга на Русь.

Учащиеся показывают красной стрелкой на карте, откуда пришли половцы.

Стал Владимир Мономах великим князем Земли Русской. Время его правления было спокойным и мирным.

На экране Владимир Мономах (Рисунок 3).

– Кто померил князей для победы над половцами? В каком году произошло?

На доску вывешиваются карточки: 1103 год Владимир Мономах.

Но к концу 12 века княжеские междоусобицы ослабили Киевскую Русь, раскололась она на несколько отдельных княжеств. Русь была раздроблена, ослаблена из-за борьбы за власть.

2-я подгруппа рассказывает (Приложение 3).

На экране карта № 1 (рис. 2)

Новые грозные испытания с северо-запада ожидали Русь. Найдите на карте № 1 откуда пришли шведы в 1240 году. Покажите синей стрелкой.

Учащиеся у себя показывают на картах.

На экране план карта Невская битва (рис. 4) по ходу рассказа.

На экране картина П.Д. Корина “Александр Невский” (рис. 5).

Александр Невский – высокий, гордый, мужественный человек. Он готов возглавить войско для борьбы с врагами. Весь его облик говорит: “Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет” Благодаря смекалке, мужеству, отваге молодого полководца шведы были наголову разбиты.

– Как стали называть князя Александра Ярославича после победы над шведами на реке Неве? В каком году это было?

На доску вывешиваются карточки: 1240 год Александр Невский.

Прошло 2 года, а в Новгороде тем временем снова росла тревога. Явились новые грозные враги – НЕМЕЦКИЕ РЫЦАРИ.

3-я подгруппа рассказывает (Приложение 4).

На экране план карта Ледового побоища (рис. 6).

– Как называется построение тупым клином? (Кабаньей головой.)

Вскоре после сражения отправили крестоносцы своих послов просить мира, согласился князь Александр на мир, но предупредил крестоносцев.

Работа на карточках.

Выберите, что по вашему мнению сказал Александр Невский рыцарям.

– Любишь кататься, люби и саночки возить.

– Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет.

– Не все коту масленица.

Учащиеся отмечают правильный ответ.

Умер Александр Невский в 1263 году. Люди говорили: Зашло солнце Земли Русской.

– В каком году произошла битва на Чудском озере?

На доске карточка: 1242 год.

Несмотря на победы Александра Невского, Русь оставалась под влиянием монголо-татар.

4-я подгруппа рассказывает (Приложение 5).

На экране карта 1 (рис. 2).

Покажите на карте 1 сиреневой стрелкой откуда пришли монголо-татары.

Учащиеся показывают на карте.

По ходу рассказа на экране картина “Поединок Пересвета с Темур – Мурзой (Челубеем)” (рис. 7).

На экране портрет Дмитрия Донского (рис. 8).

Летописец так писал о нем: “Был он крепок и мужествен, и телом велик, и широк, и плечист”.

На экране картина А.П. Бубнова “Утро на Куликовом поле” (рис. 9). Приложение 1

Посмотрите: взошло солнце, осветило поле Куликово. Готовы русские воины постоять за свободу своей Родины. А впереди войска на коне – князь Дмитрий Иванович. Он в скромном платье и доспехах воина.

Это была первая победа воинов над ордынцами. Закончилось все в 1480 году и длилось 245 лет.

– Как стали звать князя Дмитрия после сражения на Куликовом поле 8 сентября 1380 года?

На доске вывешиваются карточки: 1380 год Дмитрий Донской.

4. Первичное повторение и закрепление полученных знаний и умений на уровне воспроизведения.

Работа по учебнику стр.122–127.

– Посмотрите и прочитайте ту тему, которую на ваш взгляд вы недостаточно усвоили.

5. Систематизация и обобщение новых знаний и умений при выполнении познавательных заданий на преобразующем и творческом уровне.

– Почему же на Русь нападали половцы, немцы, шведы, монголы, татары?

Давайте попробуем объяснить это друг другу на пальцах руки. Покажите: как Русь встречала врага (пальцы раздвинуты).

– А как русским князьям надо было встретить врага, чтобы одержать победу (пальцы сжать в кулак).

– Почему же Русь покорялась врагам?

Вывод: потому, что была раздроблена и не было единства.

Работа в рабочей тетради № 2 стр. 37.

Самостоятельная работа № 78, 79, 80.

Проверка.

6. Организация домашнего задания.

Рабочая тетрадь страница 36, № 77 (работа по карте).

7. Рефлексия. Мотивирования оценок.