Внеклассное мероприятие по теме "Виртуальная экскурсия в город Ханты–Мансийск"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • расширить знания учащихся о культуре, искусстве родного края;
  • воспитывать чувство любви к родному краю;
  • развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

  • Персональный компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Презентация Microsoft Power Point.
  • Записи:
    песня “Дети любят рисовать”;
    песня “ Ханты-Мансийский вальс”, ст. В.Кугаевского, муз. В Пшеничникова.
  • Предметы для составления натюрмортов (предметы народного быта, народных промыслов).
  • Простые карандаши, фломастеры, восковые карандаши.
  • Листы бумаги для рисования.

Действующие лица.

  • Классного руководителя
  • Экскурсоводы в музеях:
    – Музея геологии, нефти и газа;
    Дом-музей народного художника России и Советского Союза В.А.Игошева.
    Окружной Центр искусств для одаренных детей Севера.

Приложение

Ход мероприятия

Классный руководитель: Ребята, кто из Вас был в городе Ханты-Мансийске?

– Что Вы можете сказать об этом городе?

– О каких музеях города Ханты-Мансийска Вы знаете?

– В каких музеях Вы были на экскурсиях

Нас пригласили на экскурсию в удивительно красивый и своеобразный хорошо знакомый и, как оказывается, незнакомый город, столицу Ханты-Мансийского автономного округа город Ханты-Мансийск. Вы согласны отправить в путь?

Ребята занимают места в воображаемом автобусе. Машина отправляется в путь.

Звучит стихотворение о городе Ханты-Мансийска.

(Может прочесть ребенок, возможно в записи на фоне музыки, все это на фоне видеоряда с изображением пейзажей края)

Цветок Сибири

Л. Миляева

Ханты-Мансийск – цветок Сибири,
Возросший на семи холмах,
Твои мечты, твои надежды
Воспеты одами в стихах.

Стоишь в кедровом ожерелье
У рек Оби и Иртыша,
Что Ермака дружину помнят,
И катят волны не спеша.

Ханты-Мансийск – весны капели,
И церкви скромной купола,
И птиц заливистые трели,
И новостроек кружева.

Ханты-Мансийск – твои березы
И тихих улиц простота
Волнует сердце, словно слезы,
Как капля летнего дождя

Когда янтарный луч заката
По тихим улочкам скользнет –
То пара лебединых крыльев
По небу песней проплывет

Ханты-Мансийск – любимый город,
Ты слышишь музыку тайги
То снежной занесен метелью,
То тонешь в зелени листвы.

Кл. руководитель: Дорога хоть и не очень длинная, но чтобы с пользой провести время в транспорте, я предлагаю порисовать. Но в автомобиле, который движется по заснеженному зимнику, невозможно рисовать красками на полотне. В полотно может превратиться обыкновенное стекло автомобиля, а кистью станет щепочки или просто палец Вашей руки.

Практическая работа.

Классный руководитель объясняет задание.

На затонированном листе стекла изобразить то, что бы вы хотели сейчас нарисовать. Дети получают затонированные стекла (оргстекло) и выполняют творческие работы.

(Пока они работают, звучит песня “Дети любят рисовать”.)

Кл. руководитель вместе с детьми рассматривают получившиеся работы, сожалеют, что на стекле работы недолговечны.

(Идет видеоряд с картинами зимнего пейзажа, города Ханты-Мансийск)

Дом-музей народного художника России и Советского Союза Владимира Александровича Игошева.

Экскурсовод, встречая ребят:

Добрый день, дорогие ребята! Вы находитесь в доме-музее народного художника России и Советского Союза Владимира Александровича Игошева.

(Видеоряд Дом-музей народного художника России и Советского Союза Владимира Александровича Игошева)

Дом-музей народного художника Советского Союза Владимира Александровича Игошева открыт 28 октября 2001 года в день 80-летия Мастера.

(Видеоряд портрет В.А.Игошева) Цель создания нашего музея – это не только собирание и хранение произведений художника, но и широкая популяризация творчества В.А.Игошева., отразившего в своих замечательных полотнах красоту сибирской земли, ее историю и культуру, самобытность характеров людей, населяющих территорию Югры.

(Видеоряд с репродукциями картин художника)

Основу экспозиции музея составляют живописные произведения Северного цикла, написанные В Игошевым в 1950–1990-е годы.

(Видеоряд с репродукциями картин художника)

Воссозданные интерьеры рабочего кабинета и мастерской включают предметы из личной коллекции художника графика, декоративно-прикладное искусство.

(Видеоряд картины интерьера музея)

Разнообразна осуществляемая музеем деятельность экскурсии, творческие вечера и концерты в Каминном зале Дома-музея.

(Видеоряд: каминном зале дома-музея)

В стенных нашего музея часто проводятся занятия с детской аудиторией, включающие художественную практику.

Практическая работа

Экскурсоводом дается задание: выбрать из присутствующих в зале человека, кого бы Вам захотелось нарисовать. Это может быть портрет или просто дружеский шарж.

Галерея искусств Ханты-Мансийского автономного округа.

Экскурсовод, встречая ребят

Добрый день, дорогие ребята! Вы находитесь в Галерее искусств Ханты-Мансийского автономного округа, которая была создана на основе художественного собрания Регионального государственного Фонда поколений благодаря поддержке окружной власти во главе с губернатором А.В.Филиппенко. Коллекция формируется с 1996 года при участии авторитетных российских искусствоведов.

Сегодня здесь же размещена художественная мастерская постоянная экспозиция другого замечательного Мастера – Геннадия Степановича Райшева, члена союза художников России, заслуженного деятеля культуры округа.

(Видеоряд Галерея искусств Ханты–Мансийского автономного округа.)

Райшев Геннадий Степанович родился 1 ноября 1933 года в деревне Сивохрап Ханты-Мансийского района. Творческая деятельность художника началась в 60-е годы. Геннадий Райшев – художник не для ленивого зрителя, которому все разжуй да в рот положи. Это трудный мастер, потому что зрелища, которые он нам предлагает, непривычны.

На картине 2003 года “Прощальный гудок” художник в виде огромного кита изобразил реальный пароход “Пономарев”.Именно этот пароход, передвигаясь по реке собирал мужчин, которых Родина призвала на страшный бой с фашистами. Людей увез это пароход огромное множество, на картине каждый будущий воин изображении маленькой точкой. Кто вернется домой ? Кто погибнет в страшном бою? Кто попадет в еще более страшный список без вести пропавших? .

(Видеоряд “Прощальный гудок”, репродукция картины)

В экспозиции “Югорская легенда” художник несколько картин посвятил князю Самару. Именно имя этого князя дало название вначале целому району округа, а в настоящее время так называется один из районов города Ханты-Мансийска.

(Видеоряд репродукции картин)

В последней работе художник захотел увидеть князя на горе, на фоне просторов. Князь Самар как бы вырос из земли Он могуче встал в оборонной позе. Слева – его воины Хотя воинов изображено немного, они как будто там , за горой притаились. Воины изображены в свободной позе, так как они принадлежат свободному племени, где нет суровой воинской дисциплины .Они наблюдают за неприятелем. Очень характерно лицо князя Самара .Лук, стрелы – все условно И это позволяет нам внести некое свое представление. Если бы Самар вышел на гору, как бы это выглядело Может быть кто-то увидел бы его иначе.

Есть у Геннадия Райшева серия работ , которые объединены одним названием “Случайные натюрморты”

Практическая работа.

Экскурсовод дает задание для ребят. Составить из имеющихся предметов натюрморт, объяснить, почему Вы выбрали именно эти предметы, чем они привлекли ваше внимании. Пока дети работают, идет видеоряд натюрмортов художников Игошева В.А. и Г.С .Райшева.

Окружной Центр искусств для одаренных детей Севера.

Экскурсовод, встречая ребят:

Мы находимся в Окружном Центре искусств для одаренных детей Севера.

(Видеоряд Окружной Центр искусств для одаренных детей Севера).

Это государственное образовательное учреждение открыто 12 сентября 1997 года. В структуру Центра искусств входят6 школа–интернат, школа искусств, колледж искусств и культуры, концертный комплекс. Обучение у нас ведется на трех отделениях: музыкальном, художественном, хореографическом.

Сегодня нас особенно ждут на художественном отделении, потому что здесь открывается выставка работ юных художников из поселков Базьяны, Выкатной, Тюли.

“Экскурсовод” рассказывает о работах детей.

Классный руководитель: Мы с Вами, ребята, живем в удивительном по красоте и богатству крае. По одной из версий ученых именно Югра дала имя Сибири. “Сибир” или “савыр” – так называлась часть южных угорских племен, населяющих Западно-Сибирскую равнину. На огромных просторах Югорской земли сохранилась и приумножилась та русская романтика, которой воодушевлялись бунтарь Ермак и промышленник Демидов, политик Менщиков и историк Карамзин. Отчизной “Дон-Кихотов ” казалась Сибирь графу Сперанскому, нашему соотечественнику, бывшему несколько лет генерал – губернатором Сибири.

(Видеоряд портреты)

Вам, ребята приумножать богатство края, беречь его красоту.

Заканчивается день, солнце клонится к закату, заканчивается и наша экскурсия в столицу замечательного Югорского края, замечательный город Ханты-Мансийск.

(Видеоряд: вечерний город Ханты-Мансийск.)

Приложение

Детям и всем присутствующим предлагается взять с мольберта краску, соответствующую их состоянию, и с ее помощью различных линий изобразить свое настроение.

Звучит песня “ Ханты-Мансийский вальс”, ст. В.Кугаевского, муз. В Пшеничникова исполняют все участники виртуальной экскурсии по городу.

Литература

  1. Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа, Ханты-Мансийск, 2000 г.
  2. Здравствуй, Югра. Фотоальбом, автор-составитель А.Щукин, М., 2000 г.
  3. С. Луцкий. Остановленное время (о творчестве В.В.Ливна и его сына А.В.Ливна), журнал “Югра”, 1997, № 9.
  4. В.Козлов. На палитре сияние Севера (о творчестве члена союза художников России А.Мухаметовой), журнал “Югра”, 1998, № 4.
  5. Л.Лазарева, Г.Райшев. “Югорская легенда”, журнал “Югра”, 2003, № 6.
  6. П.Петров. Мастерская художника – лесная чаща, (о творчестве художника П.В.Козлова), журнал “Югра”, 2003, № 5.
  7. Н.Богданова. Откровения чуткой души (о творчестве самодеятельного художника Д.М.Змановского), журнал “Югра”, 2003, № 6.
  8. А.Тарханов. Исповедь язычника (избранные стихотворения 1972–2001), Екатеринбург, Средне-Уральское книжное издательство, 2001 г.
  9. А.Тарханов. Утренний лыжник, Стихи, Средне–Уральское книжное издательство, 1979.
  10. К.Х. Щесталов. Огонь и снег, перевод с манси, Москва, “Советская Россия”, 1979 г.