Цели урока:
- Рассмотреть строение и свойства атомов серы на основе положения в Периодической системе, физические свойства, аллотропные модификации серы и ее химические свойства.
- Показать распространенность и роль серы в природе
Задачи урока:
- Продолжить формирование знаний по теме “Неметаллы”, понятий “электроотрицательность”, “аллотропия”.
- Закрепить умения давать характеристику элементу по положению в Периодической системе, записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства серы как неметалла; умение определять степень окисления элементов, писать схемы электронного баланса в окислительно-восстановительных реакциях.
- Формирование навыка применения полученных знаний в практической деятельности.
- Создание условий для проявления самостоятельности в решении предложенных задач, дать возможность увидеть свой собственный рост, свои достижения.
- Формирование базовых компетентностей современного человека:
– информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, принимать информацию для решения проблем);
– самоорганизации (освоение новых видов деятельности, приобретение собственного опыта оценивания);
– коммуникативной культуре (умению сотрудничать, работать в группе).
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование:
- Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран
- Для учащихся: учебник О.С. Габриелян “Химия, 9 класс”, рабочая тетрадь
- Цифровые образовательные ресурсы http://school-collection.edu.ru/
Дидактические материалы:
- Справочные таблицы: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
- Коллекция “Минералы и горные породы”.
План урока
1. Организационный момент (подготовка учащихся к работе, определение целей, задач).
2. Проверка домашнего задания.
3. Этап усвоения новых знаний;
4. Домашнее задание;
5. Подведение итогов урока.
Ход урока
Содержание занятия | Используемые Цоры | Деятельность учащихся |
Вступительное слово учителя: Учитель формулирует цель урока – продолжить изучение элементов VI группы главной подгруппы. Проверка домашнего задания: Учащимся предлагается задания интерактива “Нахождение кислорода в
природе. Биологическое значение кислорода”: |
Учащиеся работают фронтально, отвечая устно на
поставленные вопросы. При возможности использования индивидуального режима ученик открывает ресурс http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed068a0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_21_01.swf |
|
При работе с интерактивом “Химические свойства
кислорода”: учащимся необходимо записать уравнения реакций взаимодействия кислорода с металлами, неметаллами и со сложными веществами. |
Учащиеся проводят взаимоконтроль, используя ответы
на экране. При возможности использования индивидуального режима ученик открывает ресурс http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed068a4-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_21_05.swf |
|
Учитель предлагает учащимся записать в тетради тему
урока “Сера” и определяет задачи урока. 1. Характеристика серы по
положению в Периодической системе. |
Учащимся предлагается ознакомиться со строением
серы, прочтя текст учебника параграф 21.с. 96. Ответить на вопросы
интерактива. При возможности использования индивидуального режима ученик открывает ресурс http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed068a7-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_22_01.swf |
|
2. Сера – простое вещество. Аллотропные модификации
серы.
Учащимся просматривают анимацию “Взаимопревращения аллотропных
модификаций серы” и отвечают на вопросы: |
Учащиеся отвечают устно на поставленные вопросы При возможности использования индивидуального режима ученик открывает ресурс http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed068ab-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_22_06.swf |
|
– Описать внешнее строение ромбической серы,
используя текст учебника с. 97 и интерактив “Самородная сера”: – Сделать вывод о причинах аллотропии серы. |
Вывод о причинах аллотропии серы записывается в
рабочие тетради При возможности использования индивидуального режима ученик открывает ресурс http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed068ac-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_22_08.jpg |
|
3. Химические свойства серы Взаимодействие серы с металлами Учащимся предлагается посмотреть видеоопыт “Взаимодействие серы с медью”. Учитель обращает внимание учащихся на признаки химической
реакции, технику безопасности при проведении опыта. |
Учащиеся записывают уравнение реакции, определяют
степени окисления, записывают уравнения электронного баланса,
определяют окислитель и восстановитель При возможности использования индивидуального режима ученик открывает ресурс http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/42758cf3-5b68-9657-3837-31362f6a488c/index.htm |
|
“Взаимодействие серы с натрием” Учитель обращает внимание на признаки химических реакций взаимодействия серы с металлами технику безопасности при проведении опытов в лаборатории. |
Учащиеся записывают уравнение реакции, определяют
степени окисления, записывают уравнения электронного баланса,
определяют окислитель и восстановитель. При возможности использования индивидуального режима ученик открывает ресурс http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e6b77cf-8fff-882a-d3c3-c50221c6eba9/index.htm |
|
“Взаимодействие серы с цинком” Учащиеся выполняют
задание: |
Учащиеся записывают уравнение реакции, определяют
степени окисления, записывают уравнения электронного баланса,
определяют окислитель и восстановитель, делают вывод и записывают в
тетради. При возможности использования индивидуального режима ученик открывает ресурс http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41ca7a15-5fca-abab-b319-cb03db4521c7/index.htm |
|
“Взаимодействие серы с неметаллами” “Взаимодействие серы с кислородом” Учитель обращает внимание учащихся на признаки химической реакции, технику безопасности при проведении опыта. |
Учащиеся записывают уравнения реакции, определяют
степени окисления, записывают уравнения электронного баланса,
определяют окислитель и восстановитель. При возможности использования индивидуального режима ученик открывает ресурс http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/600cd365-f9f2-ae10-56e4-98ee0af7e4c6/index.htm |
|
4. Взаимодействие серы с неметаллами Ответить на задания интерактива “Химические свойства серы, взаимодействие с неметаллами водородом и кислородом”. |
Учащиеся записывают уравнения реакций, расставляют
коэффициенты, определяют окислитель и восстановитель, делают вывод о
том, чем является сера окислителем или восстановителем при
взаимодействии с неметаллами. При возможности использования индивидуального режима ученик открывает ресурс http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed068ad-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_22_07.swf |
|
5.Сера в природе, применение серы Учащимся
предлагается прочесть текст учебника на с.98-99, проанализировать
таблицу 8 и ответить на вопросы: |
Демонстрируются горные породы и минералы
из коллекции “Минералы и горные породы”: |
Учащиеся отвечают на вопросы Учителя, используя текст учебника С. 98–99, таблица 8. |
Домашнее задание: параграф 21, с. 96–99, упр. 4, 5 (устно), упр. 2 (письменно). Даются пояснения к выполнению домашнего задания. Дана оценка работы учащихся в группах, выставлены оценки по результатам самоконтроля, и оценена запись уравнений реакций в тетради с учетом записи уравнений электронного баланса. Учитель обратил внимание на то, что ряд соединений серы оказывают вредное влияние на живые организмы. |
|
Индивидуальные задания: Используя цифровые образовательные ресурсы, подготовить материал о влиянии соединений серы на живые организмы. |