Использование ИКТ и цифровых образовательных ресурсов в преподавании химии

Разделы: Химия


Цели урока:

  1. Рассмотреть строение и свойства атомов серы на основе положения в Периодической системе, физические свойства, аллотропные модификации серы и ее химические свойства.
  2. Показать распространенность и роль серы в природе

Задачи урока:

  1. Продолжить формирование знаний по теме “Неметаллы”, понятий “электроотрицательность”, “аллотропия”.
  2. Закрепить умения давать характеристику элементу по положению в Периодической системе, записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства серы как неметалла; умение определять степень окисления элементов, писать схемы электронного баланса в окислительно-восстановительных реакциях.
  3. Формирование навыка применения полученных знаний в практической деятельности.
  4. Создание условий для проявления самостоятельности в решении предложенных задач, дать возможность увидеть свой собственный рост, свои достижения.
  5. Формирование базовых компетентностей современного человека:
    – информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, принимать информацию для решения проблем);
    – самоорганизации (освоение новых видов деятельности, приобретение собственного опыта оценивания);
    – коммуникативной культуре (умению сотрудничать, работать в группе).

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:

  1. Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран
  2. Для учащихся: учебник О.С. Габриелян “Химия, 9 класс”, рабочая тетрадь
  3. Цифровые образовательные ресурсы http://school-collection.edu.ru/

Дидактические материалы:

  1. Справочные таблицы: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
  2. Коллекция “Минералы и горные породы”.

План урока

1. Организационный момент (подготовка учащихся к работе, определение целей, задач).

2. Проверка домашнего задания.

3. Этап усвоения новых знаний;

4. Домашнее задание;

5. Подведение итогов урока.

Ход урока

Содержание занятия Используемые Цоры Деятельность учащихся
Вступительное слово учителя:

Учитель формулирует цель урока – продолжить изучение элементов VI группы главной подгруппы.

Проверка домашнего задания:

Учащимся предлагается задания интерактива “Нахождение кислорода в природе. Биологическое значение кислорода”:
– Какова объемная доля кислорода в воздухе?
– Что (кто) является источником газообразного кислорода в биосфере?
– В состав каких соединений и минералов входит кислород?
– Установить соответствие соединений и химических формул

Учащиеся работают фронтально, отвечая устно на поставленные вопросы.

При возможности использования индивидуального режима ученик открывает ресурс

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed068a0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_21_01.swf

При работе с интерактивом “Химические свойства кислорода”:
учащимся необходимо записать уравнения реакций взаимодействия кислорода с металлами, неметаллами и со сложными веществами.
Учащиеся проводят взаимоконтроль, используя ответы на экране.

При возможности использования индивидуального режима ученик открывает ресурс

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed068a4-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_21_05.swf

Учитель предлагает учащимся записать в тетради тему урока “Сера” и определяет задачи урока.

1. Характеристика серы по положению в Периодической системе.
Ответить на задание интерактива “Дать характеристику серы по положению в Периодической системе”:
– Место элемента в Периодической системе.
– Относительная атомная масса серы

Учащимся предлагается ознакомиться со строением серы, прочтя текст учебника параграф 21.с. 96. Ответить на вопросы интерактива.

При возможности использования индивидуального режима ученик открывает ресурс

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed068a7-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_22_01.swf

2. Сера – простое вещество. Аллотропные модификации серы.

Учащимся просматривают анимацию “Взаимопревращения аллотропных модификаций серы” и отвечают на вопросы:
– Какие модификации присущи сере?
– Каковы условия превращения их друг в друга?
– Какая модификация самая устойчивая?

Учащиеся отвечают устно на поставленные вопросы

При возможности использования индивидуального режима ученик открывает ресурс

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed068ab-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_22_06.swf

– Описать внешнее строение ромбической серы, используя текст учебника с. 97 и интерактив “Самородная сера”:
– Сделать вывод о причинах аллотропии серы.
Вывод о причинах аллотропии серы записывается в рабочие тетради

При возможности использования индивидуального режима ученик открывает ресурс

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed068ac-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_22_08.jpg

3. Химические свойства серы

Взаимодействие серы с металлами

Учащимся предлагается посмотреть видеоопыт “Взаимодействие серы с медью”.

Учитель обращает внимание учащихся на признаки химической реакции, технику безопасности при проведении опыта.
Учащимся необходимо написать уравнения реакций и названия полученных веществ, расставить степени окисления и записать уравнения электронного баланса. Определить окислитель и восстановитель.

Учащиеся записывают уравнение реакции, определяют степени окисления, записывают уравнения электронного баланса, определяют окислитель и восстановитель

При возможности использования индивидуального режима ученик открывает ресурс

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/42758cf3-5b68-9657-3837-31362f6a488c/index.htm

“Взаимодействие серы с натрием”

Учитель обращает внимание на признаки химических реакций взаимодействия серы с металлами технику безопасности при проведении опытов в лаборатории.

Учащиеся записывают уравнение реакции, определяют степени окисления, записывают уравнения электронного баланса, определяют окислитель и восстановитель.
При возможности использования индивидуального режима ученик открывает ресурс

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e6b77cf-8fff-882a-d3c3-c50221c6eba9/index.htm

“Взаимодействие серы с цинком”

Учащиеся выполняют задание:
– Обобщить и сделать вывод о взаимодействии серы с металлами.
– Какие свойства окислителя или восстановителя проявляет сера при взаимодействии с металлами?

Учащиеся записывают уравнение реакции, определяют степени окисления, записывают уравнения электронного баланса, определяют окислитель и восстановитель, делают вывод и записывают в тетради.
При возможности использования индивидуального режима ученик открывает ресурс

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41ca7a15-5fca-abab-b319-cb03db4521c7/index.htm

“Взаимодействие серы с неметаллами”

“Взаимодействие серы с кислородом”

Учитель обращает внимание учащихся на признаки химической реакции, технику безопасности при проведении опыта.

Учащиеся записывают уравнения реакции, определяют степени окисления, записывают уравнения электронного баланса, определяют окислитель и восстановитель.
При возможности использования индивидуального режима ученик открывает ресурс

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/600cd365-f9f2-ae10-56e4-98ee0af7e4c6/index.htm

4. Взаимодействие серы с неметаллами

Ответить на задания интерактива

“Химические свойства серы, взаимодействие с неметаллами водородом и кислородом”.

Учащиеся записывают уравнения реакций, расставляют коэффициенты, определяют окислитель и восстановитель, делают вывод о том, чем является сера окислителем или восстановителем при взаимодействии с неметаллами.
При возможности использования индивидуального режима ученик открывает ресурс

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed068ad-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_22_07.swf

5.Сера в природе, применение серы

Учащимся предлагается прочесть текст учебника на с.98-99, проанализировать таблицу 8 и ответить на вопросы:
– В виде каких форм встречается сера в природе?
– Значение серы для живых организмов.
– Применение серы.
– Как обезвредить помещение от пролитой ртути?

Демонстрируются горные породы и минералы из коллекции “Минералы и горные породы”:
сера, пирит, свинцовый блеск.

Учащиеся отвечают на вопросы
Учителя, используя текст учебника
С. 98–99, таблица 8.
Домашнее задание: параграф 21,

с. 96–99, упр. 4, 5 (устно), упр. 2 (письменно).

Даются пояснения к выполнению домашнего задания.
Подведение итогов урока.
Вопросы к учащимся класса:
– Что общего и различного в строении элементов VI группы главной подгруппы.
– Какой из элементов более металличен кислород или сера, почему?
– Сравнить физические свойства кислорода и серы.
– Какие свойства проявляет сера при взаимодействии с металлами и неметаллами?

Дана оценка работы учащихся в группах, выставлены оценки по результатам самоконтроля, и оценена запись уравнений реакций в тетради с учетом записи уравнений электронного баланса. Учитель обратил внимание на то, что ряд соединений серы оказывают вредное влияние на живые организмы.

 

Индивидуальные задания:
Используя цифровые образовательные ресурсы, подготовить материал о влиянии соединений серы на живые организмы.