Цели:
- Обобщить знания детей о русском народном празднике – масленице – его обрядах и обычаях.
- Продолжить приобщение детей к глубинному традиционному наследию своего народа.
- Показать нравственное и эстетическое богатство русской культуры.
- Развитие общеучебных умений и навыков: вести познавательную деятельность в коллективе, слушать товарищей, работать в коллективе.
- Воспитывать осознанное патриотическое чувство через понимание духовных ценностей русского народа.
Оборудование:
- Чучело Масленицы.
- Аудиозапись.
- Картины русских художников.
- Игрушка Петушок.
- Лапти.
- Блины.
Тип занятия: урок-обобщение.
Вид: урок-праздник.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Сегодня у нас урок – праздник. На протяжении нескольких занятий мы изучали традиции и обряды празднования русского праздника – Масленица. И на сегодняшнем занятии мы обобщим все эти знания и покажем то, чему научились.
3. Повторение.
Но прежде, чем начать наш праздник, давайте вспомним, что же мы знаем об этом празднике.
Ответы на вопросы:
– В каком месяце празднуется Масленица?
– Чему посвящен этот праздник?
– Почему он так называется?
– Сколько времени праздновалась на Руси Масленица?
– Перечислите, как назывался каждый день масленичной недели?
– Чем потчевали гостей в этот праздник?
– Что должны были сделать русские люди обязательно в этот праздник?
Показ и беседа по картинам русских художников.
Обобщение учителя: В конце февраля – начале марта русский народ начинал праздновать самый веселый праздник – Масленицу. В народе говорили: “Прольет Власий маслица на дороги - зиме пора убирать ноги.”
Да и нам пора начинать праздник.
4. Вступление
Ученик: Веселья вам да радости! Споем мы с вами, поиграем, веселые загадки отгадаем!
Сегодня у нас веселье!
Масленицы продолженье!
Все уселись, все согрелись!
Давайте Масленицу звать!
Дети произносят заклички.
1-й ученик:
Ай, да Масленица-кривошейка,
Сыграй нам хорошенько!
Звал – позвал честной народ широкую масленицу к себе в гости во двор.
Хором:
Душа ты моя, Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь.
Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.
Приехала Масленица! Приехала, Масленица!
(Открываем Масленицу)
2-й ученик:
Маслена, Маслена! Куда ты идешь?
Потеряла лапоточки, не найдешь!
Дайте лапоть для Масленицы!
3-й ученик: Вот лапоть для Масленицы! Носи лапоть не снашивай! (Отдает лапти.)
Обобщение учителя: С этой песенкой деревенские ребята ходили от одного двора к другому. Хозяева выносили им старые большие лапти. Дети надевали их поверх валенок и катались с горы.
5. Русские народные игры.
А теперь покажем Масленице, какие игры русские народные знаем.
Проводится игра “В цапки”, “В ушки”.
Выступление ученика.
Наша Масленица годовая!
Она гостьюшка дорогая.
Она пешею к нам не ходит,
Все на кониках разъезжает.
Чтоб коники были вороные,
Чтоб слуги были удалые!
Проводится русский народный танец- игра “А мы просо сеяли…”
Учитель: Угадайте, ребята, кто еще пришел к нам вместе с Масленицей?
Он в мундире ярком
Шпоры для красы.
Днем он – забияка
Поутрам – часы.
Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке?
(Петя-петушок.)
Открывается игрушка – Петушок.
– Какой обычай при праздновании Масленицы связан с петухом? Почему вносили именно петуха? (Ответы детей.)
А сегодня петушок принес вам загадки:
1. Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю делать горку, строить дом.2. Огородник тот с длинным носом живет
Где носом качнет, там вода потечет.3.Толстый тонкого побьет,
Тонкий что-нибудь прибьет.
6. Обобщение: А почему петушок принес именно эти загадки?
(После Масленицы люди начинали готовиться к весенним работам: готовить инструменты, проверять семена)
Ну а пока продолжается веселье.
Эй, подружки-хохотушки,
Развеселые болтушки!
Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы!
Выходите поплясать,
Зимний вечер скоротать…
– Давайте порадуем Масленицу частушками.
(Дети исполняют частушки)
– А пока вы отдохнете, послушайте еще частушки.
Аудиозапись с частушками. Дети танцуют.
Вот и подходит к концу наш праздник.
А в конце каждого праздника по традиции русского гостеприимства – угощение.
– Чем угощали в Масленицу?
– Почему именно блинами?
– А давайте и мы солнышко покличем.
(Хором произносим закличку)
Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди,
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать…
А вот и солнышко, вот и блины.
1-й ученик:
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару разбирайте,
Похвалить не забывайте!
2-й ученик:
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
Пройдет Масленица –
Кончится гуляньице!
3-й ученик:
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
Масленица – угощай,
Всем блиночков подавай!
(Угощение блинами) Чаепитие.
7. Обобщение по занятию.
– Вот и закончился праздник.
– А что делали с Масленицей в конце праздника? Для чего?
Масленица умирала с радостью, символизируя смерть зимы и рождение новолетия.
Кроме этого в последний день Масленицы совершался древний обряд прощения всех обид, накопленных за год: “Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват”. Затем целовались и низко кланялись. (Повторяют друг другу.)
8. Итог занятия. Рефлексия.