Факультативное занятие в 3-м классе по курсу "Введение в народоведение". Тема "Прощай, Масленица!"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить знания детей о русском народном празднике – масленице – его обрядах и обычаях.
  2. Продолжить приобщение детей к глубинному традиционному наследию своего народа.
  3. Показать нравственное и эстетическое богатство русской культуры.
  4. Развитие общеучебных умений и навыков: вести познавательную деятельность в коллективе, слушать товарищей, работать в коллективе.
  5. Воспитывать осознанное патриотическое чувство через понимание духовных ценностей русского народа.

Оборудование:

  1. Чучело Масленицы.
  2. Аудиозапись.
  3. Картины русских художников.
  4. Игрушка Петушок.
  5. Лапти.
  6. Блины.

Тип занятия: урок-обобщение.

Вид: урок-праздник.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Сегодня у нас урок – праздник. На протяжении нескольких занятий мы изучали традиции и обряды празднования русского праздника – Масленица. И на сегодняшнем занятии мы обобщим все эти знания и покажем то, чему научились.

3. Повторение.

Но прежде, чем начать наш праздник, давайте вспомним, что же мы знаем об этом празднике.

Ответы на вопросы:

– В каком месяце празднуется Масленица?

– Чему посвящен этот праздник?

– Почему он так называется?

– Сколько времени праздновалась на Руси Масленица?

– Перечислите, как назывался каждый день масленичной недели?

– Чем потчевали гостей в этот праздник?

– Что должны были сделать русские люди обязательно в этот праздник?

Показ и беседа по картинам русских художников.

Обобщение учителя: В конце февраля – начале марта русский народ начинал праздновать самый веселый праздник – Масленицу. В народе говорили: “Прольет Власий маслица на дороги - зиме пора убирать ноги.”

Да и нам пора начинать праздник.

4. Вступление

Ученик: Веселья вам да радости! Споем мы с вами, поиграем, веселые загадки отгадаем!

Сегодня у нас веселье!
Масленицы продолженье!
Все уселись, все согрелись!
Давайте Масленицу звать!

Дети произносят заклички.

1-й ученик:

Ай, да Масленица-кривошейка,
Сыграй нам хорошенько!
Звал – позвал честной народ широкую масленицу к себе в гости во двор.

Хором:

Душа ты моя, Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь.
Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.
Приехала Масленица! Приехала, Масленица!

(Открываем Масленицу)

2-й ученик:

Маслена, Маслена! Куда ты идешь?
Потеряла лапоточки, не найдешь!
Дайте лапоть для Масленицы!

3-й ученик: Вот лапоть для Масленицы! Носи лапоть не снашивай! (Отдает лапти.)

Обобщение учителя: С этой песенкой деревенские ребята ходили от одного двора к другому. Хозяева выносили им старые большие лапти. Дети надевали их поверх валенок и катались с горы.

5. Русские народные игры.

А теперь покажем Масленице, какие игры русские народные знаем.

Проводится игра “В цапки”, “В ушки”.

Выступление ученика.

Наша Масленица годовая!
Она гостьюшка дорогая.
Она пешею к нам не ходит,
Все на кониках разъезжает.
Чтоб коники были вороные,
Чтоб слуги были удалые!

Проводится русский народный танец- игра “А мы просо сеяли…”

Учитель: Угадайте, ребята, кто еще пришел к нам вместе с Масленицей?

Он в мундире ярком
Шпоры для красы.
Днем он – забияка
Поутрам – часы.
Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке?
(Петя-петушок.)

Открывается игрушка – Петушок.

– Какой обычай при праздновании Масленицы связан с петухом? Почему вносили именно петуха? (Ответы детей.)

А сегодня петушок принес вам загадки:

1. Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю делать горку, строить дом.

2. Огородник тот с длинным носом живет
Где носом качнет, там вода потечет.

3.Толстый тонкого побьет,
Тонкий что-нибудь прибьет.

6. Обобщение: А почему петушок принес именно эти загадки?

(После Масленицы люди начинали готовиться к весенним работам: готовить инструменты, проверять семена)

Ну а пока продолжается веселье.

Эй, подружки-хохотушки,
Развеселые болтушки!
Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы!
Выходите поплясать,
Зимний вечер скоротать…

– Давайте порадуем Масленицу частушками.

(Дети исполняют частушки)

– А пока вы отдохнете, послушайте еще частушки.

Аудиозапись с частушками. Дети танцуют.

Вот и подходит к концу наш праздник.

А в конце каждого праздника по традиции русского гостеприимства – угощение.

– Чем угощали в Масленицу?

– Почему именно блинами?

– А давайте и мы солнышко покличем.

(Хором произносим закличку)

Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди,
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать…

А вот и солнышко, вот и блины.

1-й ученик:

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару разбирайте,
Похвалить не забывайте!

2-й ученик:

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
Пройдет Масленица –
Кончится гуляньице!

3-й ученик:

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
Масленица – угощай,
Всем блиночков подавай!

(Угощение блинами) Чаепитие.

7. Обобщение по занятию.

– Вот и закончился праздник.

– А что делали с Масленицей в конце праздника? Для чего?

Масленица умирала с радостью, символизируя смерть зимы и рождение новолетия.

Кроме этого в последний день Масленицы совершался древний обряд прощения всех обид, накопленных за год: “Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват”. Затем целовались и низко кланялись. (Повторяют друг другу.)

8. Итог занятия. Рефлексия.