Цели и задачи:
- Показать математику как интересную науку, превратить занятие в увлекательное соревнование, где может проявить себя каждый ученик.
- Воспитывать уважение друг к другу, взаимопонимание, уверенность в себе.
- Развить внимание, память учащихся.
- Развить сообразительность учащихся.
- Развить коллективизм, общительность, уверенность в себе.
- Развить потребность к самообразованию.
- Развить творческое, логическое мышление у ребенка
Организационный момент
Командам не менее 5 человек предлагается занять свои места. Представляется жюри (или помощники ведущего), для помощи проверки результатов конкурсов.
Ведущий: Известный математик Ян Снядецкий сказал: «Математика - царица всех наук. Её возлюбленный - истина, её наряд - простота и ясность. Дворец этой владычицы окружен тернистыми зарослями, и, чтобы достичь его, каждому приходится пробираться сквозь чащу. Случайный попутчик не обнаружит во дворце ничего привлекательного. Красота его открывается лишь разуму, любящему истину, закалённому в борьбе с трудностями, свидетельствующему о незаурядности и непреодолимой склонности человека к необычно запутанным, но неиссякаемым и возвышенным наслаждениям ума, свойственным самой природе людей».
Давайте познакомимся с новой для нас математикой, или попутешествуем по знакомой для нас математике, но такой занимательной.
Ведущий: (о внимательности)
Сейчас я расскажу вам одну сказку, но мне нужна ваша помощь. По ходу рассказа я буду показывать командам карточки с числами. Команда должна громко назвать число, но не то, которое написано, а если число чётное, то разделить его на 2, если число нечётное, то умножить на 2. Договоримся, что отвечать команды будут поочередно, та команда, на которую, я укажу. Во время рассказа будьте внимательны, по ходу рассказа у меня будут вопросы. Итак …
Сказка
Жили-были 6(3) богатыря. 2(один) раз услыхали они, что похитил Василису Премудрую 14(7)-главый Змей. Собрались богатыри,2(один) взял меч в 3(6)пудов, другой - в 5(10) пудов, а третий - 7(14) пудов, сели на коней и поехали. НА 1(второй)день подъезжают к камню, на котором написано: ”Направо пойдёшь - 8(4) года богатым не быть, налево пойдёшь- 10(5) лет сытым не быть, прямо пойдёшь - свою смерть найдёшь!” Не испугались богатыри, поехали прямо. Проехали 7(14) вёрст и видят замок, в котором 14(7)-главый Змей держал Василису Премудрую. А вот и сам Змей подлетел со скоростью 70(35) километров в час. Взмахнул первый богатырь своим мечом и снёс Змею 1(2) головы, взмахнул мечом второй богатырь, и срубил 6(3) головы. Чиркнул Змей своим огненным пальцем. И выросло у него на месте срубленных голов 16(8) голов.
Сколько голов у него стало? (10)
Взмахнул своим мечом третий богатырь, отрубил Змею огненный палец, а после 5(10)голов.
Сколько голов у него стало? (0)
Так и освободили 6(3) богатыря Василису Премудрую.
Ведущий: (умеете ли вы считать?)
Представители команд (2-3 человека).
Постройтесь. Вы должны досчитать до 30, называя по очереди числа, начиная с 1, при этом вместо чисел, которые делятся на 3 или оканчиваются на 3, нужно говорить: ”Не скажу!”. Тот, кто ошибётся, выбывает из игры, и счёт начинается сначала. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник, команда которого становиться победителем.
Ведущий: (внимательность)
Эдисон Т. говорил: ”Гений состоит из 1 процента вдохновения и 90 процентов потения”.
Вот задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце.
Задача 1
На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.
На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.
На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.
На следующей остановке вышли 2 человек, зашли 16 человек.
На следующей остановке вышли 5 человек.
Сколько было остановок?(5 остановок)
Задача 2
У четы речных Медуз был всегда отменный вкус,
И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.
На обед пришёл Тритон, и Морской знакомый Слон-
Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умён.
А потом зашёл Варан. Лёг на кожаный диван.
Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.
И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.
Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!
Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей).
Задача 3
На речке летали 12 стрекоз.
Явились два друга и рыжий Барбос.
Они так плескались, они так галдели,
Что 8 стрекоз поскорей улетели.
Остались на речке только стрекозы,
Кому не страшны ребятня и барбосы.
Но вот что моя голова позабыла:
Скажите, сколько их было? (12 стрекоз)
Задача 4
Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки,
Грабли, вёдра и рубанки, огурцов солёных банки,
И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки.
Продавал Трофим на рынке.
У прилавка все толпились, покупали, не скупились.
И хвалили млад и стар и Трофима, и товар.
Сосчитайте, сколько видов разных товара продавал Трофим на рынке? (10 видов)
Задача 5
Шёл Кондрат в Ленинград, навстречу ему 12 ребят,
У каждого по лукошку, в лукошке- по кошке,
У кошки- по котёнку, у котёнка- по мышонку.
Задумался Кондрат: ”Сколько котят и мышат
Ребята несут в Ленинград?”(Глупый, глупый Кондрат!
Он один лишь и шёл в Ленинград.
А ребята с лукошками, котятами и кошками
Шли навстречу ему, в Кострому)
Ведущий: (логика и внимательность)
В этой задаче все положения верны и неоспоримы, по-другому быть не может.
Обозначим следующие буквы цифрами
А | Б | В | Г | Д | Е | И | К | Л | М | Н | О | Р | Т |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
За 3 минуты расшифруй как можно больше слов.
475… |
865 13… |
8 11 7 4 1… |
5 12 10 … |
87 11 12… |
10 12 14 12 13... |
2 11 3… |
7491… |
10 12 13 5 1 … |
8 7 14… |
10 12 5 1 … |
9 12 5 8 1 … |
368… |
8 1 5 13… |
11 1 13 12 5 … |
4 12 5… |
11 6 2 12… |
21 13 12 11… |
14 7 8… |
573 12… |
75619… |
Ведущий: (логика и внимательность)
Продолжаем решение задач на логику и внимательность. Вам предлагаются зашифрованные пословицы - разгадайте их за 3 минуты.
Зашифрованная пословица |
Отгадка |
У смие якенн ятид бзе загал |
У семи нянек дитя без глаза |
Ен яназ борду, не яуссй в дову |
Не зная броду, не суйся в воду |
Дона ашаприяв цова вес одаст притт |
Одна паршивая овца всё стадо портит |
Лопсе карди амулакик не шутам |
После драки кулаками не машут |
Монераду юнок в бузы не тормяст |
Дарёном коню в зубы не смотрят |
Ведущий: (логика и внимательность)
И дальше на внимательность. Конкурс “Кто самый внимательный”. Приглашаю по одному представителю от команды. (Разыгрывается математический приз)
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз
Лишь скажу я слово три
Приз немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали
Распотрошили, а внутри
Рыбёшек мелких увидали,
И не одну, а целых… две.
Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом
Смотри, на старте не хитри
А жди команду: раз, два, …марш.
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя, их повтори
Разок, другой, но лучше ...пять.
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать
Ну что ж, друзья, вы приз не взяли
Когда была возможность взять.
Ведущий: А сейчас немного отдохнём и восхитимся загадочностью математики.
Шутка
Я докажу, что в течение целого года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья и, по крайне мере, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, ещё 182 дня отпадает. Остаётся 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому ещё 15 дней отпадает. Остаётся всего-навсего 5 дней. Многому ли тут можно выучиться?
Ведущий: Продолжим тему загадочности математики. Окружим её историческим ореолом.
“Чёрный ящик”
То, что лежит в чёрном ящике, изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг и пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью- признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В наше время им умеет пользоваться любой старшеклассник.
Вопрос: Что лежит в чёрном ящике? (Циркуль)
Ведущий: Продолжаем. Следующий конкурс- конкурс анаграмм. Чем не связь вашей логики и русского языка. (Всем командам выдаётся одинаковый набор слов. Надо переставить буквы в слове так, чтобы получилось новое слово.)
№ |
Слово |
Новое слово |
1. |
рифма |
фирма |
2. |
стук |
куст |
3. |
колос |
сокол |
4. |
кайма |
майка |
5. |
вход |
вдох |
6. |
загон |
газон |
7. |
рагу |
угар |
8. |
иголка |
логика |
9. |
топор |
ропот |
10. |
колосок |
осколок |
Ведущий: А сейчас мы посмотрим, какие вы гении.
Часто знает и дошкольник, что такое треугольник,
А уж вам-то, как не знать.
Но совсем другое дело, быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой, сколько разных?
Рассмотри. Всё внимательно исследуй
И по краю и внутри.
(13 треугольников)
Ведущий: А сейчас заключительный конкурс. Он самый серьёзный в сегодняшних испытаниях. Мы проверим вашу эрудицию. Поэтому мы так его и назвали “Эрудидицион”.
“Эрудидицион”
(Вопрос задаётся команде, если команда не отвечает, могут ответить другие команды. Время на обдумывание -1 минута.)
- Какой способ измерения высоты предметов и зданий подсказала Фалесу из Милета обыкновенная палка? (Когда тень от палки, поставленной вертикально, равна её длине, тень любого находящегося предмета равна его высоте, т. е. достаточно измерить тень.)
- Уважаемые игроки! Двенадцатый месяц у нас декабрь. Это слово происходит от греческого “дека” – десять. Отсюда слово декалитр – 10 литров, декада – 10 дней. Выходит, что декабрь носит название “десятый”. Чем объяснить это не соответствие? (Раньше Новый год начинался с марта.)
- Философ древности, основатель тайного союза, символом которого была пятиконечная звезда, знаток Египта ... . Процитируйте, пожалуйста, утверждение это философа, которое должен знать каждый старшеклассник? (Пифагор. Теорема Пифагора:” Квадрат гипотенузы, равен сумме квадратов катетов”.)
- При раскопках в Перу был обнаружен аппарат, представляющий собой две высушенные тыквы, между которыми были натянуты растительные волокна. Предшественником какого современного аппарата было это приспособление? (Телефона.)
- Известный советский физик Ландау на вступительных экзаменах задавал один: “Продолжите ряд букв: О,Д,Т,Ч,..”. Как нужно было его продолжить? (Один, Два,Три,Четыре, П.., Ш.., С…)
- Известно, что в древности большое значение имел счёт на пальцах. Сейчас его в основном применяют дети, которые учатся считать. А где ещё в наши дни используется в наши дни только пальцевый счёт? (На биржах.)
- Космос, косметика – слова одного корня. Как вы считаете, при чём здесь Пифагор? (Именно Пифагор впервые назвал вселенную космосом, что в переводе с греческого- украшенный мир, прекрасно устроенный.)
- Первым в России учёным-медиком, всерьёз изучавшим проблему детской близорукости, был Фёдор Фёдорович Эрисман. Он определил, что расстояние от книги до глаз, при котором глаза не уставали бы, должно быть 30-35 см. В связи с этим он, не будучи инженером, разработал конструкцию, которая получила повсеместное использование. Что это за конструкция? (Школьная парта.)
- Ведущий: корзине) (2 очка)
Итоги урока
Ведущий: Энштейну принадлежат такие слова: «Среди всех наук Математика пользуется особенным уважением, основанием этому служит то единственное обстоятельство, что её положения верны и неоспоримы, в то время как положения других наук до известной степени спорны, и всегда существует опасность их опровержения новыми открытиями».
Итак, давайте подведём итог наших конкурсов.
Рефлексия
- Что больше всего тебя заинтересовало на уроке, что удивило?
- Что понравилось больше всего?