Урок окружающего мира по программе Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века" в 1-м классе по теме "Органы чувств"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Познакомить детей с органами чувств и их значением для человека, уточнить и расширить представления детей об органах чувств, их значении и гигиене.
  2. Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье
  3. Прививать любовь и заботу о собственном организме.

Приложение

Ход урока

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок.

2. Актуализация.

 

Слайд 1. (рисунки детей)

– Ребята, вы нарисовали такие замечательные портреты. Посмотрите на экран.

– Я тоже захотела нарисовать портрет своей знакомой девочки.

– Вот что у меня получилось.

Слайд 2.

 – Что-то не так?

– Чего нет на портрете? (Глаз, носа, ушей, рта.)

– А как вы думаете, важны ли для человека эти органы?

3. Сообщение темы урока

– Сегодня на уроке мы узнаем для чего человеку нужны эти органы. Нам предстоит на провести исследования.

4. Работа над темой урока

У человека есть очень важный орган. А вот какой вы узнаете, выполнив мое задание.

– Закройте глазки.

– Что у меня в руках? (Игрушка.)

– Почему вы не ответили на мой вопрос? (Не увидели.)

– Какой орган нам помогает видеть? (Глаз.)

Слайд 3

 – Найдите среди карточек этот орган и обведите его по пунктирным линиям.

 img1.gif (6143 bytes)

– Глаза – очень важный орган для человека. Через них больше всего узнаем о том, что происходит вокруг.

– Благодаря глазам мы видим и различаем предметы.

– Мы должны подобрать определение этому органу?

– Кто догадался. Глаза – это орган ….?

– Орган зрения (на доске картинки органов и определения: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)

– найдите определение и прикрепите к органу на доске

– Зрение необходимо беречь.

– Какие правила охраны зрения вы знаете?

– Что видите на картинках?

Слайд 4.

– Что дети делают неправильно?

– Какие правила можно составить?

  1. Телевизор смотреть не ближе 2-3 метров
  2. Не наклоняться низко при письме
  3. Не читать лежа.
  4. Не тереть глаза грязными руками.

5. Физкультминутка

– А теперь мы немного отдохнем и потренируем наши глазки. (Тренажер для глаз)

– Давайте тоже побудем немножко бабочками и выполним физминутку.

Утром бабочка проснулась
Потянулась, улыбнулась.
Раз, росой она умылась
Два, изящно покружилась
Три, нагнулась и присела
На четыре улетела.

– А теперь давайте послушаем разговор двух женщин, который для нас приготовили Клара и Марина. После прослушивания вы ответите на вопрос:

– Понимали ли женщины друг друга?
– Здравствуй, тетя Катерина.
– У меня яиц корзина.
– Как поживают домашние?
– Яйца свежие вчерашние.
– Ничего себе вышла беседа!
– Авось распродам до обеда.

– Что произошло, почему два человека не поняли друг друга? (не услышали друг друга)

– Что помогает нам слышать речь, звуки? (уши)

Слайд 5

– На карточке по пунктирным линиям обведите этот орган.

img1.gif (6143 bytes)

 – Давайте, определим: уши – это орган…… слуха.

– Найдите определение и прикрепите на доску.

– Ухо – очень тонкий и сложный орган, который нужно беречь.

– Как вы думаете какие правила надо соблюдать, чтобы ушки не болели?

Слайд 6

– Дети формулируют правила.

– В холодную погоду носи шапку.

– Чисти уши каждый день.

– Громкие звуки могут ослабить слух.

6. Физкультминутка

– Чтобы наши ушки отдохнули мы послушаем спокойную музыку.

А теперь я предлагаю поиграть вам в игру “Собери картинку”.

– Кто первый соберет тот и узнает с каким предметом мы будем работать дальше?

– Итак кто справился с заданием?

– Какой предмет получился? (Стакан.)

– Перед вами стоят два стакана, а в них ватные диски пропитанные ароматами. При проведении данного опыта надо быть осторожными, ведь вы не знаете, что находится внутри.

– Возьмите первый стакан

– Определите что внутри.

– Так что же внутри? (лимон, апельсин)

– Какой орган помог вам это определить. (Нос.)

Слайд 8

 – Обведите по пунктирным линиям этот орган на карточке.

 img1.gif (6143 bytes)

– В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи. Умение человека определять запахи получило название “обоняние”

– Найдите определение и прикрепите на доску.

– Скажите, необходимо ли беречь нос?

– А как это можно сделать?

Слайд 9

  1. Не ходите с мокрыми ногами и в сырой одежде
  2. Старайтесь не общаться с людьми, которые чихают и кашляют
  3. Чаще ешьте овощи и фрукты – в них содержатся вещества, которые помогут побороть простуду. Особенно полезны лук, чеснок, малина и смородина.

– Что вы видите на экране? (Лимон, малина, мальчики.)

Слайд 10

– Чем мальчики отличаются друг от друга?

– Кто может ответить, кто из детей съел лимон, а кто малину

– Почему вы так думаете? (Малина сладкая, лимон – кислый.)

– Как вы думаете какой орган определяет какой продукт сладкий, а какой кислый? (язык)

– Давайте проверим.

– А для этого нам понадобятся 2 стакана с жидкостью.

(В одном стакане – сладкая вода, а в другом – кислая вода.)

Вызываю 2 учеников.

– Посмотрите на стаканы, можем ли мы с помощью глаз определить что внутри?

– Понюхайте, послушайте

– Значит нужно выполнить еще какое-то действие?

– Кто догадался какое?

– Попробуйте.

– Что в первом стакане, во втором?

– Какой орган помог это определить вкус? (Язык.)

Слайд 11

 – На карточках обведите язык.

 

– Найдите название этого органа.

– Язык – это орган вкуса.

– Язычок находится в ротовой полости.

– Какие правила необходимо соблюдать, чтобы ротик был здоров?

– Посмотрите на экран?

Слайд 12

– Какие правила можно составить?

  1. Мойте овощи и фрукты, чтобы в рот не попали микробы
  2. Регулярно чистите зубы и поласкайте рот после еды
  3. Мой руки перед едой.

7. Физкультминутка

Упражнения для язычка.

Сейчас мы выполним несколько упражнений для язычка. Повторяйте за мной.

  1. Чистим зубки язычком.
  2. Футбол.
  3. Цоканье.
  4. Надувание щечек.
  5. Рычание

8. Обобщение изученного материала

– Наше исследование закончилось. Назовите органы, которые необходимы человеку для изучения окружающего мира?

– А теперь мы проверим, как вы запомнили органы чувств. У вас на партах лежат карточки.

Слайд 13

Вам необходимо соединить орган с предметом, который он может воспринять.

– Проверим.

– Поднимите руки те, кто правильно справился с заданием.

– А теперь давайте вспомним правила, которые помогают нашим органам быть здоровыми?

Слайд 14

– Назовите правило.

Какой орган помогает сохранять это правило?

– О каком органе заботится это правило?

9. Итог урока

Ребята, я хочу вам сказать спасибо. Вы помогли мне дорисовать девочку.

– Понравился вам наш урок?

Слайд 15

– Что особенно понравилось?
– Было ли трудное для вас задание?
– Урок окончен! Молодцы!