Цель:
- Познакомить детей с органами чувств и их значением для человека, уточнить и расширить представления детей об органах чувств, их значении и гигиене.
- Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье
- Прививать любовь и заботу о собственном организме.
Ход урока
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок.
2. Актуализация.
Слайд 1. (рисунки детей)
– Ребята, вы нарисовали такие замечательные портреты. Посмотрите на экран.
– Я тоже захотела нарисовать портрет своей знакомой девочки.
– Вот что у меня получилось.
Слайд 2.
– Что-то не так?
– Чего нет на портрете? (Глаз, носа, ушей, рта.)
– А как вы думаете, важны ли для человека эти органы?
3. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы узнаем для чего человеку нужны эти органы. Нам предстоит на провести исследования.
4. Работа над темой урока
У человека есть очень важный орган. А вот какой вы узнаете, выполнив мое задание.
– Закройте глазки.
– Что у меня в руках? (Игрушка.)
– Почему вы не ответили на мой вопрос? (Не увидели.)
– Какой орган нам помогает видеть? (Глаз.)
Слайд 3
– Найдите среди карточек этот орган и обведите его по пунктирным линиям.
– Глаза – очень важный орган для человека. Через них больше всего узнаем о том, что происходит вокруг.
– Благодаря глазам мы видим и различаем предметы.
– Мы должны подобрать определение этому органу?
– Кто догадался. Глаза – это орган ….?
– Орган зрения (на доске картинки органов и определения: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)
– найдите определение и прикрепите к органу на доске
– Зрение необходимо беречь.
– Какие правила охраны зрения вы знаете?
– Что видите на картинках?
Слайд 4.
– Что дети делают неправильно?
– Какие правила можно составить?
- Телевизор смотреть не ближе 2-3 метров
- Не наклоняться низко при письме
- Не читать лежа.
- Не тереть глаза грязными руками.
5. Физкультминутка
– А теперь мы немного отдохнем и потренируем наши глазки. (Тренажер для глаз)
– Давайте тоже побудем немножко бабочками и выполним физминутку.
Утром бабочка проснулась
Потянулась, улыбнулась.
Раз, росой она умылась
Два, изящно покружилась
Три, нагнулась и присела
На четыре улетела.
– А теперь давайте послушаем разговор двух женщин, который для нас приготовили Клара и Марина. После прослушивания вы ответите на вопрос:
– Понимали ли женщины друг друга?
– Здравствуй, тетя Катерина.
– У меня яиц корзина.
– Как поживают домашние?
– Яйца свежие вчерашние.
– Ничего себе вышла беседа!
– Авось распродам до обеда.
– Что произошло, почему два человека не поняли друг друга? (не услышали друг друга)
– Что помогает нам слышать речь, звуки? (уши)
Слайд 5
– На карточке по пунктирным линиям обведите этот орган.
– Давайте, определим: уши – это орган…… слуха.
– Найдите определение и прикрепите на доску.
– Ухо – очень тонкий и сложный орган, который нужно беречь.
– Как вы думаете какие правила надо соблюдать, чтобы ушки не болели?
Слайд 6
– Дети формулируют правила.
– В холодную погоду носи шапку.
– Чисти уши каждый день.
– Громкие звуки могут ослабить слух.
6. Физкультминутка
– Чтобы наши ушки отдохнули мы послушаем спокойную музыку.
А теперь я предлагаю поиграть вам в игру “Собери картинку”.
– Кто первый соберет тот и узнает с каким предметом мы будем работать дальше?
– Итак кто справился с заданием?
– Какой предмет получился? (Стакан.)
– Перед вами стоят два стакана, а в них ватные диски пропитанные ароматами. При проведении данного опыта надо быть осторожными, ведь вы не знаете, что находится внутри.
– Возьмите первый стакан
– Определите что внутри.
– Так что же внутри? (лимон, апельсин)
– Какой орган помог вам это определить. (Нос.)
Слайд 8
– Обведите по пунктирным линиям этот орган на карточке.
– В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи. Умение человека определять запахи получило название “обоняние”
– Найдите определение и прикрепите на доску.
– Скажите, необходимо ли беречь нос?
– А как это можно сделать?
Слайд 9
- Не ходите с мокрыми ногами и в сырой одежде
- Старайтесь не общаться с людьми, которые чихают и кашляют
- Чаще ешьте овощи и фрукты – в них содержатся вещества, которые помогут побороть простуду. Особенно полезны лук, чеснок, малина и смородина.
– Что вы видите на экране? (Лимон, малина, мальчики.)
Слайд 10
– Чем мальчики отличаются друг от друга?
– Кто может ответить, кто из детей съел лимон, а кто малину
– Почему вы так думаете? (Малина сладкая, лимон – кислый.)
– Как вы думаете какой орган определяет какой продукт сладкий, а какой кислый? (язык)
– Давайте проверим.
– А для этого нам понадобятся 2 стакана с жидкостью.
(В одном стакане – сладкая вода, а в другом – кислая вода.)
Вызываю 2 учеников.
– Посмотрите на стаканы, можем ли мы с помощью глаз определить что внутри?
– Понюхайте, послушайте
– Значит нужно выполнить еще какое-то действие?
– Кто догадался какое?
– Попробуйте.
– Что в первом стакане, во втором?
– Какой орган помог это определить вкус? (Язык.)
Слайд 11
– На карточках обведите язык.
– Найдите название этого органа.
– Язык – это орган вкуса.
– Язычок находится в ротовой полости.
– Какие правила необходимо соблюдать, чтобы ротик был здоров?
– Посмотрите на экран?
Слайд 12
– Какие правила можно составить?
- Мойте овощи и фрукты, чтобы в рот не попали микробы
- Регулярно чистите зубы и поласкайте рот после еды
- Мой руки перед едой.
7. Физкультминутка
Упражнения для язычка.
Сейчас мы выполним несколько упражнений для язычка. Повторяйте за мной.
- Чистим зубки язычком.
- Футбол.
- Цоканье.
- Надувание щечек.
- Рычание
8. Обобщение изученного материала
– Наше исследование закончилось. Назовите органы, которые необходимы человеку для изучения окружающего мира?
– А теперь мы проверим, как вы запомнили органы чувств. У вас на партах лежат карточки.
Слайд 13
Вам необходимо соединить орган с предметом, который он может воспринять.
– Проверим.
– Поднимите руки те, кто правильно справился с заданием.
– А теперь давайте вспомним правила, которые помогают нашим органам быть здоровыми?
Слайд 14
– Назовите правило.
Какой орган помогает сохранять это правило?
– О каком органе заботится это правило?
9. Итог урока
Ребята, я хочу вам сказать спасибо. Вы помогли мне дорисовать девочку.
– Понравился вам наш урок?
Слайд 15
– Что особенно понравилось?
– Было ли трудное для вас задание?
– Урок окончен! Молодцы!