Проведение предметной недели позволяет оценить, сравнить, насколько развит интерес ребенка к предмету, насколько он получил знания в течение учебного года. Работа ведется с целью пробуждения и развития интереса к предмету, расширения и углубления знаний детей по программному материалу, воспитания у детей чувства коллективизма, установления тесных контактов между воспитателями и родителями, для развития познавательных интересов детей.
В нашем ДОУ стало традицией проведение предметных недель. Мы хотим поделиться опытом проведения "Недели математики" в детском саду.
Неделя математики оказывает большую помощь в глубоком изучении такой трудной дисциплины как математика. В проводимых мероприятиях создаются благоприятные условия для формирования у детей таких качеств личности, как любознательность, наблюдательность, стремление преодолевать трудности. В ее проведении принимают участие все группы детского сада, педагоги, родители, студенты педагогического колледжа, а также дошкольные учреждения, входящие в методобъединение.
Неделя может включать различные формы работы:
- Утренник
- Показательные занятия
- Мини - олимпиада
- Чемпионат по играм в клеточку
- Развлечения
- Заочная олимпиада для родителей
- Конкурс "Книжки-малышки математического содержания"
- Конкурс математических загадок, пословиц, считалок, игр и игрушек.
- Семейный турнир по русским шашкам
- Карточный марафон
План недели составляется согласно со старшим воспитателем. Неделя начинается с общесадовского праздника открытия недели математики. В этом учебном году детей встречали Царицы Страны Математика. Царица Цвета рассказала о разных цветах и показала при смешении каких красок получаются новые краски. Царица Форм уточнила знания детей о геометрических формах и попросила детей построить замок из крупных форм - модулей. Царица времени организовала подвижную игру со сменой времен года и отгадала загадки о частях суток. Царица Чисел организовала игру с числами. В этот же день объявлены конкурсы:
- для родителей - семейный конкурс "Математические загадки"
- для педагогов - "на лучшую копилку "Развиваем логику""
На второй день недели проведено открытое занятие в средней группе, куда пригласили родителей, коллег, молодых педагогов и студентов педагогического колледжа. Для детей младшей и средней групп организовано развлечение "Приключения зайчонка Коськи". Медвежонок Мишка, черная и белая наседки при помощи детей обучали зайчонка Коську ориентировке в пространстве, различении цвета, знании цифр и т.д.
На третий день проведено открытое занятие в подготовительной к школе группе. Приглашены родители, педагоги и учителя начальных классов. Для детей старшей группы организован карточный марафон. Дети соревновались в построении "дорожки" из карт по нарастающим числам, а также в игре на развитие зрительной памяти "Запоминайка" из карт.
На четвертый день открытое занятие проведено в старшей группе. А для детей подготовительной группы организовано развлечение "Путешествие в страну Матемляндию". Дети побывали на островах заблудившихся чисел, ошибок, логики, внимания и памяти.
В конце недели проведено торжественное закрытие недели математики, где награждены победители конкурсов. Педагогам вручены грамоты, памятные сувениры и рекомендации к участию улусному конкурсу педагогических копилок. В семейном конкурсе математических загадок оценивались загадки на якутском языке, в содержании которых имеются числа, форма, цвет, время, времена года, части суток, дни недели. Выявлены победители в номинациях "Калейдоскоп загадок", "Красочное оформление загадок", "Загадки собственного сочинения". Всем участникам вручены сертификаты и памятные сувениры.
В конце предметной недели родителям раздаются памятные буклеты. Вашему вниманию предлагаем содержание буклета "Калейдоскоп детских логических игр".
Карточный марафон
Некоторых родителей смущает игра детей в карты. Почему-то считается, что карточные игры - увлечение пагубное, удел взрослых и притом не слишком серьезных. Вопрос спорный, ведь появившись почти тысячу лет назад, успешно пережив китайских императоров и германских королей, эти забавные картинки со временем отнюдь не потеряли своих магических, чарующих свойств. Тот, кто хотя бы раз принимал участие в самой простой игре, знает, какие страсти кипят в душе каждого игрока. И если уж многие взрослые не могут устоять перед карточной вечеринкой с друзьями, то, что говорить о детях, существах от природы самых увлекающихся и азартных? Потрепанная бабушкина колода может увлечь на долгие часы, и даже с лентяями, наотрез отказавшимся изучать основы математики, она способна сотворить чудеса: несколько партий - и все эти скучные тройки, пятерки и девятки выучиваются назубок!
Самым маленьким под силу разложить карточную колоду на две кучки - черную и красную. Когда эта работа будет сделана, нужно обратить внимание малыша на карточные масти - теперь можно сортировать уже на четыре стопки - червовые, бубновые, трефовые и пиковые.
С ребятами постарше можно заняться сравнением - какая карта больше. Рассказать, что самые низшие - двойки, самые высшие - тузы. Разложить карты одной масти в ленту: двойка, тройка, четверка :валет, дама, король, туз. Пусть ребенок выложит ленту другой масти. А теперь закройте свою ленту газетой и предложите ребенку разложить свою ленту самостоятельно. Откройте газету, чтобы сравнить результаты и исправить ошибки.
Теперь когда вы научили малыша разбираться в картах можно приступать к карточным играм. "хрю" и "война" - самые простые из них. Все, что для них нужно, -внимание и свободное время, так как эти игры могут длиться часами.
"Хрю" - игроки садятся друг к другу лицом. И раскладывают колоду пополам. Кстати, ребенок тут же учится делить поровну: "Тебе, мне..". Затем игроки одновременно открывают по одной карте и складывают их в одну стопку до тех пор, пока оба не откроют карты одинакового достоинства - две дамы или две десятки. Первый, кто заметит и крикнет "Хрю!", выигрывает все открытые карты и кладет их под свою стопку. Игра продолжается, пока кто-нибудь не заберет все карты.
"Война" - разложите колоду поровну, напомните, что двойка -самая низшая карта, туз - самая высокая. Все масти равны. Игроки одновременно переворачивают верхнюю карту в своей стопке. Тот, у кого ценность карты выше, выигрывает обе карты и складывает в низ стопки. Если у вас совпали две равного достоинства -объявляется спор: игроки кладут сверху свои карты одну лицом вниз, а на нее другое лицом вверх. Тот, чья открытая карта выше по достоинству, выигрывает все три карты. Если опять равноценны карты, то продолжаем выкладывать еще по две карты тем же методом (одна рубашкой вверх, другая вниз) и сравниваем открытые карты и т.д. Игра продолжается пока кто-нибудь не заберет все карты.
Теперь самое время потренировать память. Поиграем в "Запоминайку", аналог знаменитой "Мемори". Колода из 36 карт и свободное место, плюс хорошая память -все, что нужно в этой иге. Перетасуйте карты и разложите их в шесть рядов по шесть карт. Делайте ходы, переворачивая по две карты и пытаясь найти пары. Цвет и масть значения не имеют. Запоминайте, где лежит какая карта. Если у вас сложилась пара, запишите очко, отложите эту пару лицом вниз и сделайте еще один ход. Когда все карты будут разобраны по парам, сосчитайте очки. У кого их больше - тот и выиграл.
Если вы хотите развить в своих детях наблюдательность, сдержанность, актерское мастерство - научите их играть в "Ведьму". В эту игру играют от трех до шести участников. Перед началом игры отложите даму пик, затем раздайте остальные карты. Игроки рассматривают свои карты и выбрасывают парные (любые две восьмерки, два короля и т.д.) При этом малыши учатся находить одинаковые, точнее, похожие карты. Затем надо разложить оставшиеся карты перед собой на столе. Тот, кто ходит первым, вытаскивает у соседа одну карту, и если у него обнаруживается парная, выбрасывает обе карты. Заново раскладывает свои карты, и теперь карту тянут у него. Игра продолжается до тех пор, пока у кого-нибудь не останется пиковая карта - "Ведьма". Играя с детьми в "Ведьму", научите их владеть своим лицом. Пусть они не смотрят все время на то место, куда положили "опасную" карту. Пусть, волнуясь, все время посматривают на вполне безобидную карту, это обманет противника, который ничего не подозревая, возьмет "Ведьму".
Игры - прекрасное средство развития! Каждая игра развивает целый спектр разнообразных способностей. Ребенок периодически участвует в разных играх, игры повторяются, и он начинает видеть свой рост, свое движение. Тут он постоянно проигрывал - и вот уже начал выигрывать. И он начинает воспринимать себя как растущего, развивающегося маленького (пока!) человечка, который постоянно улучшается, совершенствуется. И вот тогда происходит то самое главное, что дает игра - он начинает любить самосовершенствование. Стремится стать лучше.
Игры дадут вашему ребенку способ разобраться в том, что он умеет, что нет, что получается хорошо, что плохо. Тогда и школьный критерий сравнения не окажет на ребенка вредного влияния. И вам уже не нужно будет бояться так называемой "заниженной самооценки". Самооценка вашего ребенка будет нормальная, адекватная. Он не будет ни обманывать себя, заноситься перед сверстниками, ни унижаться и страдать от этого.
Если мы любим своих детей, если мы хотим, чтобы они выросли законопослушными гражданами, достигающими успеха не любыми, а принятыми в человеческом обществе способами, тогда нам остается только одно - научить его "хорошо проигрывать".
Итак, играйте вместе с детьми, проигрывайте и выигрывайте!