Девиз: «Сказка – ложь, да в ней намек…»
Цели:
- Привить любовь и заинтересованность к изучению народного творчества.
- Организация досуга.
- Расширить знания ребят о жанре сказки.
- Дать возможность проявить свои таланты.
- Развить творческие способности.
- Учить правильно решать свои проблемы.
- Развивать умение поддерживать разговор.
Задачи:
- Воспитать культуру общения младших школьников.
- Развить способность восприятия детской литературы.
- Находить в них примеры достойных уважения нравственных поступков.
- Помочь в изучении произведений русской литературы, ознакомлении с творчеством детских писателей, расширении читательского кругозора младших школьников.
Подготовка праздника.
Что бы детям было интересно на празднике, их надо подготовить. Они должны знать тексты русских народных сказок, героев сказок, их имена, занятия, сказочные предметы, их применение, волшебные слова, заклинания, зачины, концовки русских народных сказок.
Оборудование: костюмы, декорации, рисунки, призы.
Ход занятия
Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказок. Вы вспомните своих любимых сказочных героев, примите участие в веселых конкурсах. А за каждый правильный ответ, вы будите получать приз – наклейку с изображением сказочных героев. В конце занятия, мы подсчитаем количество наклеек у каждого учащегося и у кого их окажется больше тот получит более серьезный приз – альбом и краски.
Сказка, ребята, к устному народному творчеству. И раньше она называлась баснь. В сказке всегда происходят необычные события, удивительные и таинственные. А заканчивается сказка всегда счастливо. События и действующие лица – вымышленные. Часто сказочный мир полон удивительных существ, предметов, чудесных событий. Но эти события всегда отражают действительность и мечты о лучшем. В сказках люди мечтали о возможности летать по воздуху (ковер-самолет). Луди мечтали передвигаться быстрее и по земле. А сказка отобразила эти мечты. Обув человека в сапоги-скороходы. Первый рукописный сборник сказок появился в XVIII веке. А в первой половине XIX века был уже и печатный сборник – «Русские народные сказки».
- Ребята, а какие виды сказок вы знаете?
Ученики. Волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки.
Учитель. Правильно ребята. Вы все конечно знаете, что очень многие сказки наполняют всякие чудеса. То злой колдун превращает прекрасную царевну в лягушку, то гуси-лебеди крадут братика у сестры, то непослушный Иванушка, испив водицы из колодца, превращается в козленочка, то яблонька награждает девочку серебряными и золотыми яблоками, то коровушка-буренушка помогает девочке…
На доске изображение леса. Звучит музыка: «Куда уходит детство?». Выходит сказочница.
Сказочница.
Мы подрастаем, другими станем,
И, может быть, среди забот
Мы сказке верить перестанем
Но сказка снова к нам придет!
И мы ее улыбкой встретим:
Пускай опять живет у нас!
И эту сказку нашим детям,
Мы вновь расскажем в добрый час.Спешу приветствовать вас я,
Мои веселые друзья!
Мы собрались сегодня в зале!
Верней, не в зале, а в лесу.
Случайно волка не видали?
А может, встретили лису?
Все это присказка, не сказка,
Ведь сказка будет впереди…
Но мало времени осталось.
Готовы вы со мной идти?
Ученики. Да.
Сказочница.
Раскроем занавес – вуаль,
И перед нами на мгновенье
Раздвинул ветви чудный лес.
Мы, задержав слегка волненье,
Войдем в мир сказок и чудес.
Исполняется «Город сказок».
В этом зале ожидают нас сегодня чудеса.
Слышите? Здесь оживают добрых сказок голоса.
Выходит сказочник.
Сказочник.
Добрый день и добрый вечер!
Я веселый сказочник.
Я из сказок к вам пришел,
Я дорогу сам нашел!
А о том, что будет дальше,
Я и сам не знаю даже.
Знаю только: каждый лес
Полон сказочных чудес.
В кабинетах в вашей школе
Чудес будет и поболе!
Сказочница. Немало на свете прекрасных сказок, но среди них есть самые любимые и дорогие. Я буду читать загадки-куплеты, а вы на каждый вопрос подскажете ответ.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.Он известен, знаменит,
Это доктор…(Айболит).Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-лукова знаком.Очень просто и не длинно
Он зовется… (Чиполлино).Уймись, уймись, колдунья злая,
Себя надеждами не тешь-ка,
В лесу семь гномов повстречала-
Спасется наша … (Белоснежка).Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена … (Крокодил).И горох перебирала
По ночам при свечке.
И спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка).Работать умела красиво и ловко,
В деле любимом проявляла сноровку.
Лебедью белой в танце плыла…
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая).Он и весел и не злобен
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель Пятачок.Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок… (Вини Пух)Вот что Вам скажу, друзья!
Я лягушкою была.
Если б не Иван - дурак,
Быть бы мне лягушкой так. (Царевна – лягушка).Она легко, как по канату,
Пройдет по тоненькой веревочке.
Она жила в цветке когда-то.
Ну, а зовут ее… (Дюймовочка) .Он дружок не только детям,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигренок, не синица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна нам давно
Эта милая мордашка,
А зовется … (Чебурашка).Будем дружно веселиться,
Будем петь и танцевать,
Что бы в сказке очутиться,
Надо Вам меня позвать!
Ребята, вы догадались, о ком это идет речь?
Конечно же, это фея. Давайте ее позовем.
Вылетает на метле Баба Яга.
Баба Яга.
Берегись! Разойдись!
Везделет, остановись!
Что за сборище у вас
В неурочный зимний час?Где же видано, чтоб я
Здесь веселье завела?
Хватит, крышка вам, друзья,
Эй, нечистая, сюда!
Сказочница. Баба Яга, зачем ты хочешь праздник прекратить? Наши дети желают веселиться!
Баба Яга. А мне – то что? Что хочу, то и ворочу!
Сказочница. Мы с ребятами фею звали. Куда ты ее дела? Нам путешествовать по сказкам без нее никак нельзя.
Баба Яга. А вы ответьте на мои вопросы, тогда я вам и скажу, где ваша фея. Из каких сказок взяты отрывки.
- А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка. (Хаврошечка).
- Девочка легла на самую большую кровать, но на ней было твердо и неудобно. (Три медведя).
- Жил старик со старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. («Сказка о рыбаке и рыбке».).
- Рукодельница принялась взбивать снег, чтоб старику мягче было спать, а меж тем у нее, бедной, руки окостенели и пальцы побелели. («Мороз Иванович».).
- Он некрасив, но у него доброе сердце. А плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, со временем он выровняется и станет поменьше. («Гадкий утенок».).
- жила одна женщина, и не было у нее детей. А ей очень хотелось маленького ребенка. (Дюймовочка).
- В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были маленькие. (Приключения Незнайки и его друзей).
Баба Яга. Какие вы молодцы, все отрывки отгадали. Ну ладно, скажу, где ваша фея.
Вашу фею я видала
У Кощея во дворце.
Заменить ее смогу вам-
Преображусь сейчас в лице.
(Достает пудру и пудрится.)
Сказочный я элемент,
У меня есть документ.
На метле своей летаю
И детишек я пугаю.
Сказочница. (Обращается к Бабе Яге)
Что ты, Бабушка Яга,
Ребятам страшное нельзя!
Надо фею выручать.
Может, нам тебя послать?
Баба яга.
Даже не подумаю.
Давайте мне метлу мою.
Хотя вас в беде помочь я рада
Но я жду от вас награды.
Сказочник.
Бабка, время не тяни
И за феей ты лети.
Баба Яга.
Вот бесстыжий, вот нахал!
Где ты бабку увидал?
Я моложе всех вас вместе.
Мне к обеду будет двести.
Забодай тебя лишай,
Отойди и не мешай.
Баба Яга садится на метлу и улетает за феей.
Сказочница.
Зло не убьешь, но с ним надо бороться,
Зло – это леность души.
Пусть утром каждый,
Как только проснется,
Сделать добро поспешит.
Сказочник. Пока баба Яга совершает доброе дело и ищет фею, я вас предлагаю вспомнить прочитанные сказки. Я буду показывать вам найденные вещи, а вы отвечайте, чья это вещь и кому она принадлежит. А если сможете, назовите и автора сказки.
- Игрушечный телефон. (К.Чуковский «Телефон»)
- Кот и сапоги. (Ш.Перро «Кот в сапогах»)
- Корзина с пирогами. (Сказка «Маша и медведь»)
- Зеркало и яблоко. (А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)
- Монетка (К. Чуковский «Муха Цокотуха»)
Входит Баба Яга и Фея.
Баба Яга.
За жару ли, за пургу
Все бранят меня, каргу,
А во мне вреда не больше,
Чем ромашек на лугу.
Что, заждалась детвора?
Забирайте. Вот она.
Фея.
Ах, как много ребятишек-
И девчонок и мальчишек!
Злой Кощей меня унес-
Испугалась я до слез.
Бал хотел устроить вроде…
Но теперь я на свободе!
В одиночестве и покое
Дремлют все наши герои
На страницах книг своих.
Позовем скорее их!
Что им маяться от скуки!
Все герои любят труд!
Вам, друзья, и карты в руки…
Пусть герои оживут!
Входят сказочные герои в костюмах.
Сказочные герои.
Как у Бабы, у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.На сметане я мешен,
На окошке я стужен.
Круглый бок, румяный бок –
Покатился колобок.Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса.
А зовут меня Лиса.Возле леса на опушке
Трое нас живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.Длинноухий озорник
В огород ходить привык.
Я по грядкам прыгать стал –
Все капусту потоптал.Я зубастый серый волк,
Я клыками щелк да щелк.
Зимой голодный я совсем.
Но не бойтесь, вас не съем.Я веселый Буратино,
Нос мой острый,
Нос мой длинный,
И сегодня в этот час
Я пою песни для вас.
Очень вредная старуха.
Все ей плохо, все не так.
Надоедлива, как муха…
Кто такая?
Фея.
А мое задание называется «Картинка к сказке». Ведь гораздо интереснее читать книгу, когда в ней имеются прекрасные рисунки. Особенно – описание внешности героя. Вот и вам сейчас придется по некоторым чертам героя назвать его имя. Приготовились?
- Голова его набита опилками (Вини Пух).
- У него на голове зеленый хохолок, подергай за который вдоволь наплачешься. (Чиполлино).
- Девочка – кукла, волосы которой были необычно голубого цвета. (Мальвина).
- Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга).
- Сказочное существо, житель леса, Дух леса. (Леший).
- Самый одинокий представитель нечистой силы. (Водяной).
- Хозяйка болота? (Кикимора).
- Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка).
- Музыкант из Цветочного города? (Гусля).
- Художник из цветочного города? (Тюбик).
- Медведь обучающий Маугли Закону Джунглей. (Балу).
- Лиса –спутница кота Базилио. (Алиса).
- Мальчик – у которого самый лучший в мире друг. (Малыш).
- Герой русской народной сказки, путешествующий на печи. (Емеля).
- Крокодил, друг Чебурашки. (Гена).
- Кто такой дядя Федор? (Мальчик).
- Шарманщик, смастеривший Буратино. (Папа Карло).
- Крыса старухи Шапокляк. (Лариска).
- Пантера, друг Маугли. (Багира).
- Кто потерял хрустальную туфельку. (Золушка).
- Кто из литературных героев был другом маркиза да Карабаса из сказки Шарля Перро (Кот в сапогах)
- Кто из литературных героев был обманут в стране Дураков? (Буратино).
- Черепаха, подарившая Буратино золотой ключик (Тортила).
- Как звали девочку, которая видела Серебряное копытце? (Даренка).
Смерть его на игле
В секунду лежит на земле
Никого, чем он нет злей
Как зовут его? (Кащей).
На доске, расположены портреты писателей. (Андерсен Х.К.; Ершов П.П.; Толстой А.Н.; Чуковский К.И.; Пушкин А.С.; Носов Н.Н; Милн А.А.)
На другой доске расположены на карточках слова:
Незнайки, муха,, приключение, рыбаке, золотой, и, о, ключик, снежная, рыбке, горбунок, и его, пух, Цокотуха, друзей, сказка, конек, Вини, королева.
Учитель. Ребята, сказки так спешили к вам в гости, что упали и их названия рассыпались. Попробуйте собрать название сказки и соотнести ее с автором, который ее написал.
Ответы детей
Учитель. Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.
Сказочник.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них…
Мой юный друг!
Бери с собой в дорогу
Своих любимых сказочный друзей.
В заветный час они тебе помогут
Найти мечту и сделать жизнь светлей.
Вот момент настал прощанья.
Будет краткой моя речь:
Говорю вам: «До свиданья!»
Все исполняют песню «Город сказок».
Учитель. Ребята, к сожалению, наше занятее заканчивается. Мы прощаемся с сказками лишь на некоторое время и обязательно будем встречаться с ними на уроках литературного чтения.
Подведение итогов занятия, раздача призов.
ЛИТЕРАТУРА
- Волина В.В. В стране чудес: Методические рекомендации по организации клуба «Сказочный калейдоскоп» для учащихся 3-5 классов. Тула, 1992.
- Успенский Э. Устами младенца (Семейная литературная игра). Красноярск, 1994.
- Бесова М.А. Сценарии праздников в начальной школе. Ярославль, 2006.
- Узорова О.В.; Нефедова Е.А. Праздники в начальной школе. Весна – лето 1-4 классы. Москва, 2004.
- Малахова М.М.; Еременко Н.И. Праздники в начальной школе. Волгоград, 2006.
- Кравцоы Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. –М.: Высшая школа, 1983.
- Кулинич Г.Г. Сценарии клубных мероприятий. –М.: ВАКО, 2005.
- ЯроваяЛ.Н., Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия 4 класс. Москва «ВАКО», 2005.
- Шаталова Е.В. Праздничный калейдоскоп 1-4 классы. Волгоград, 2007.
- ЯроваяЛ.Н., Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия 3 класс. Москва «ВАКО», 2007.