Тема: Слова с удвоенной согласной.
Цель: сформировать знания, умения, навыки о написании слов с удвоенными согласными.
Задачи:
1. Обучающие:
- закреплять знания, умения и навыки по темам «Безударные гласные в корне слова», «парные согласные в корне слова»;
- закреплять знания о строении, составе и характеристиках предложения;
- закреплять написание слов с непроизносимыми согласными;
- закреплять написание слов с удвоенными согласными.
2. Развивающие:
- развивать мелкую моторику;
- развивать память, внимание, логическое мышление.
3. Воспитательные: воспитывать прилежание, аккуратность, любовь к русскому языку.
Оборудование:
Для учителя: доска, учебник «Русский язык», 2 кл., задачник.
Для учащихся: доска, тетрадь, учебник, канцелярские принадлежности.
Оформление доски
Власный |
Число. |
Н // н // Н // н |
Ход урока
I. Организационный момент
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.
II. Минутка чистописания
- Ребята, давайте отгадаем загадки, чтобы узнать букву, которую будем писать на минутке чистописания.
Зима – пора его чудес,
Он украшает поле, лес.
Прекрасен он как белый мех,
А что зимой бывает … (Снег)
- Молодцы!
Стала теплою погода,
Светит солнце, и природа
Пробудила ото сна.
В гости к нам пришла … (Весна)
- А теперь отгадайте букву. Послушайте внимательно.
- Эта буква согласная, в слове «снег» обозначает мягкий звонкий звук, а в слове «весна» твердый звук. (Н)
- Правильно, это буква «Н».
- Посмотрите на доску. Какое сочетание букв лишнее? (сн) Почему? (Не является слогом.)
- Пропишите в тетради букву «Н», «Н» в соединении. На третьей строке запишите слова «весна», «снег», «ванна».
- Ребята, какое из тех слов, которое вы записали, лишнее? (Ванна) Почему? (Удвоенная согласная н.)
- Делаем звукобуквенный разбор слова «ванна». (Ученик у доски, остальные в тетради)
[в] – согл., тв., зв. [а] – глас., удар. [н] – согл., тв., зв., [а] – глас., безуд. |
в а н, н а |
2 слога, 4 звука, 5 букв. Ванна.
- Произнесите слово «ванна». Что заметили? Есть ли различие в произнесении согласных звуков? (Звук [н] произносится более долго.)
III. Изучение нового материала
- Посмотрите на слова и сравните звуки и буквы:
су[б]ота - ра[б]ота
суббота - работа
- Что вы заметили? (На месте одного звука может писаться одна или две буквы.)
- Ребята, может быть, вы догадались, какую тему мы будем изучать? (Удвоенная согласная.)
- Откройте учебник на стр. 76, читаем правило. (Слова, в которых на месте одного звука в корне пишутся две буквы, называются словами с двойными (или удвоенными) согласными. Такие слова надо запоминать. В них непроверяемые орфограммы: ванна, группа, класс, суббота.)
- Ребята, назовите свои слова, в которых встречается удвоенная согласная (Аллея, шоссе, Инна, Россия.)
- Посмотрите на слова, написанные на доске, и составьте из них предложение.
Красивой гуляли ребята по аллее.
(Ребята гуляли по красивой аллее).
- Охарактеризуйте получившееся предложение. (По цели высказывания - повествовательное, по эмоциональной окрашенности – невосклицательное.)
- Преобразуйте его в побудительное. (Ребята, гуляйте по красивой аллее!)
- А каким еще по цели высказывания бывает предложение? (Вопросительное.)
- Составьте. (Ребята гуляют по красивой аллее?)
Физминутка
- Откройте тетрадь с заданиями на стр. 60, задание 457. Читаем задание.
- Вспомни автора данного стихотворения:
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот такой рассеянный
С улицы Бассейной.
(С. Я. Маршак)
- Найдите орфограммы и отметьте их. Объясните свой выбор. (Шапки – шапок, шапочки; сковороду – …)
- В древнерусском языке палец назывался словом «перст». Полезна ли вам такая подсказка? (Да)
- Чем? (Слово «перст» проверочное для слова «перчатки». В слове «перст» гласная е, значит, в слове «перчатки» пишем е.)
- Найдите слова на правило, которое мы сегодня изучили и подчеркните их. (Рассеянный, Бассейной.)
- Молодцы! Следующее задание.
- Откройте учебник на стр. 76. Прочитайте вопрос. (А почему на месте одного звука бывают 2 буквы?)
- Давайте прочитаем упражнение 459 и ответим. (На месте одного звука в корне две буквы пишутся чаще всего в словах, которые пришли к нам из других языков. А в них в слове было два звука или две буквы. Так эти буквы и сохраняются в нашем языке: аллея, касса, шоссе, хоккей.)
- Ребята, что вы предположите о происхождении слова, если у него в корне двойные согласные? (Эти слова пришли из других языков, а в них в слове было 2 звука или 2 буквы.)
- Молодцы! Следующее упражнение 460. Читайте задание. (Догадайся, из-за каких звуков и букв мы объединили слова в пары.)
Класс – колос Краны – ванны Суббота – работа Перрон – пирог Крупы – группы Аллея – болею |
(буква «с», звук [с]) (н-[н]) (б-[б]) (р-[р]) (п-[п]) (л-[л’]) |
- Из каждой пары выпишите слова с двойными согласными, отметьте их как непроверяемые орфограммы. (Класс, ванны, суббота, перрон, группы, аллея.)
IV. Итог урока
- Ребята, нам прислали письмо с заданием, которое выполнял Буратино. Давайте проверим, все ли он выполнил верно.
Власный (т) – власть.
Алея (л) – запомнить.
Лестница – запомнить.
Арбус (з) – арбузик.
Хоккей – запомнить.
Чудестный – (-)чудеса.
- Почему в слове «властный» пишется буква т? (Власть.)
- Какая это орфограмма? (Непроизносимая согласная.)
- Какое правили нужно помнить? (Чтобы узнать, есть ли в слове (в корне) непроизносимый согласный звук или нет, нужно подобрать проверочное слово. Есть непроизносимый звук – он появится и его нужно обозначить буквой, звук не появился – значит, и буквы в этом месте быть не должно.)
- В слове «аллея» какая ошибка? (л) Почему? (Слово нужно запомнить.) Какая это орфограмма? (Удвоенная согласная.)
- В слове «арбуз» есть ошибка? (Пишем «з».) Какая орфограмма? (Парная согласная.) Какое правило мы знаем? (Чтобы проверить парную согласную, нужно подобрать проверочное слово, чтобы после согласной стоял гласный или сонорный звук.)
- Чему вы сегодня научились?