Разработка урока русского языка по теме "Слова с удвоенной согласной"

Разделы: Начальная школа


Тема: Слова с удвоенной согласной.

Цель: сформировать знания, умения, навыки о написании слов с удвоенными согласными.

Задачи:

1. Обучающие:

- закреплять знания, умения и навыки по темам «Безударные гласные в корне слова», «парные согласные в корне слова»;
- закреплять знания о строении, составе и характеристиках предложения;
- закреплять написание слов с непроизносимыми согласными;
- закреплять написание слов с удвоенными согласными.

2. Развивающие:

- развивать мелкую моторику;
- развивать память, внимание, логическое мышление.

3. Воспитательные: воспитывать прилежание, аккуратность, любовь к русскому языку.

Оборудование:

Для учителя: доска, учебник «Русский язык», 2 кл., задачник.
Для учащихся: доска, тетрадь, учебник, канцелярские принадлежности.

Оформление доски

Власный
Алея
Лестница
Арбус
Хоккей
Чудестный
Земля

Число.
Классная работа.
Красивой гуляли ребята аллее по.

Н // н // Н // н
на он ен сн ни
весна снег ванна

Ход урока

I. Организационный момент

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.

II. Минутка чистописания

- Ребята, давайте отгадаем загадки, чтобы узнать букву, которую будем писать на минутке чистописания.

Зима – пора его чудес,
Он украшает поле, лес.
Прекрасен он как белый мех,
А что зимой бывает … (Снег)

- Молодцы!

Стала теплою погода,
Светит солнце, и природа
Пробудила ото сна.
В гости к нам пришла … (Весна)

- А теперь отгадайте букву. Послушайте внимательно.

- Эта буква согласная, в слове «снег» обозначает мягкий звонкий звук, а в слове «весна» твердый звук. (Н)

- Правильно, это буква «Н».

- Посмотрите на доску. Какое сочетание букв лишнее? (сн) Почему? (Не является слогом.)

- Пропишите в тетради букву «Н», «Н» в соединении. На третьей строке запишите слова «весна», «снег», «ванна».

- Ребята, какое из тех слов, которое вы записали, лишнее? (Ванна) Почему? (Удвоенная согласная н.)

- Делаем звукобуквенный разбор слова «ванна». (Ученик у доски, остальные в тетради)

[в] – согл., тв., зв.

[а] – глас., удар.

[н] – согл., тв., зв.,

[а] – глас., безуд.

 

в

а

н, н

а

2 слога, 4 звука, 5 букв. Ванна.

- Произнесите слово «ванна». Что заметили? Есть ли различие в произнесении согласных звуков? (Звук [н] произносится более долго.)

III. Изучение нового материала

- Посмотрите на слова и сравните звуки и буквы:

су[б]ота - ра[б]ота

суббота - работа

- Что вы заметили? (На месте одного звука может писаться одна или две буквы.)

- Ребята, может быть, вы догадались, какую тему мы будем изучать? (Удвоенная согласная.)

- Откройте учебник на стр. 76, читаем правило. (Слова, в которых на месте одного звука в корне пишутся две буквы, называются словами с двойными (или удвоенными) согласными. Такие слова надо запоминать. В них непроверяемые орфограммы: ванна, группа, класс, суббота.)

- Ребята, назовите свои слова, в которых встречается удвоенная согласная (Аллея, шоссе, Инна, Россия.)

- Посмотрите на слова, написанные на доске, и составьте из них предложение.

Красивой гуляли ребята по аллее.

(Ребята гуляли по красивой аллее).

- Охарактеризуйте получившееся предложение. (По цели высказывания - повествовательное, по эмоциональной окрашенности – невосклицательное.)

- Преобразуйте его в побудительное. (Ребята, гуляйте по красивой аллее!)

- А каким еще по цели высказывания бывает предложение? (Вопросительное.)

- Составьте. (Ребята гуляют по красивой аллее?)

Физминутка

- Откройте тетрадь с заданиями на стр. 60, задание 457. Читаем задание.

- Вспомни автора данного стихотворения:

Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот такой рассеянный
С улицы Бассейной.
(С. Я. Маршак)

- Найдите орфограммы и отметьте их. Объясните свой выбор. (Шапки – шапок, шапочки; сковороду  – …)

- В древнерусском языке палец назывался словом «перст». Полезна ли вам такая подсказка? (Да)

- Чем? (Слово «перст» проверочное для слова «перчатки». В слове «перст» гласная е, значит, в слове «перчатки» пишем е.)

- Найдите слова на правило, которое мы сегодня изучили и подчеркните их. (Рассеянный, Бассейной.)

- Молодцы! Следующее задание.

- Откройте учебник на стр. 76. Прочитайте вопрос. (А почему на месте одного звука бывают 2 буквы?)

- Давайте прочитаем упражнение 459 и ответим. (На месте одного звука в корне две буквы пишутся чаще всего в словах, которые пришли к нам из других языков. А в них в слове было два звука или две буквы. Так эти буквы и сохраняются в нашем языке: аллея, касса, шоссе, хоккей.)

- Ребята, что вы предположите о происхождении слова, если у него в корне двойные согласные? (Эти слова пришли из других языков, а в них в слове было 2 звука или 2 буквы.)

- Молодцы! Следующее упражнение 460. Читайте задание. (Догадайся, из-за каких звуков и букв мы объединили слова в пары.)

Класс – колос

Краны – ванны

Суббота – работа

Перрон – пирог

Крупы – группы

Аллея – болею

 

(буква «с», звук [с])

(н-[н])

(б-[б])

(р-[р])

(п-[п])

(л-[л])

- Из каждой пары выпишите слова с двойными согласными, отметьте их как непроверяемые орфограммы. (Класс, ванны, суббота, перрон, группы, аллея.)

IV. Итог урока

- Ребята, нам прислали письмо с заданием, которое выполнял Буратино. Давайте проверим, все ли он выполнил верно.

Власный (т) – власть.
Алея (л) – запомнить.
Лестница – запомнить.
Арбус (з) – арбузик.
Хоккей – запомнить.
Чудестный – (-)чудеса.

- Почему в слове «властный» пишется буква т? (Власть.)

- Какая это орфограмма? (Непроизносимая согласная.)

- Какое правили нужно помнить? (Чтобы узнать, есть ли в слове (в корне) непроизносимый согласный звук или нет, нужно подобрать проверочное слово. Есть непроизносимый звук – он появится и его нужно обозначить буквой, звук не появился – значит, и буквы в этом месте быть не должно.)

- В слове «аллея» какая ошибка? (л) Почему? (Слово нужно запомнить.) Какая это орфограмма? (Удвоенная согласная.)

- В слове «арбуз» есть ошибка? (Пишем «з».) Какая орфограмма? (Парная согласная.) Какое правило мы знаем? (Чтобы проверить парную согласную, нужно подобрать проверочное слово, чтобы после согласной стоял гласный или сонорный звук.)

- Чему вы сегодня научились?