Тема: Народные волшебные сказки о людях хороших и не очень хороших. Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка».
Цель:
- учить ориентироваться в мире книг;
- осуществлять литературное образование, воздействуя
- на нравственные и духовные основы личности;
- вырабатывать активное отношение к обсуждаемой проблеме;
- закладывать основы читательской деятельности;
- формировать навык чтения: правильность, осознанность и выразительность.
Оборудование: рисунки учащихся по теме «Волшебные предметы» к сказке «Баба Яга»; карточки с пословицами, высказываниями; книги, принесенные детьми по теме урока «Русские народные сказки», «Волшебные сказки», «Грузинские народные сказки», «Татарские сказки», «Осетинские сказки», «Чеченские народные сказки» и др.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Выборочное комментирование рисунков к русской народной сказке «Баба Яга» по теме «Волшебные предметы».
- Сказочники ставят своих героев под защиту чудесных сил. Зачем? (Чтобы никакое несчастье не могло ее погубить, помочь спастись ей от гибели.)
- Ролевое чтение отдельных фрагментов сказки.
III. Работа над произведением «Падчерица и мачехина дочка»
1. Подготовка к восприятию
а) Упражнение «Читай внимательно»:
увидела - увидала
переварила - перепарила
пытаешь - лытаешь
вошла - взошла
б) Ставь ударение правильно:
на реку - по реке
решето - решетом
повиновалась
в) Объясни значение слов:
падчерица - неродная дочь
чулан - помещение в доме, служащее кладовой
пытаешь - спрашивать какую работу надо сделать
лытаешь - уклоняться от дела
2. Чтение первой части сказки вслух по абзацам
- Могла ли девушка исполнить желание Бабы Яги? (Нет, так как исполнить его невозможно)
- Кто и как помог падчерице? Почему? (Воробей, он пожалел горько плачущую сироту.)
-Что вы можете сказать о Бабе Яге? (Баба Яга наградила падчерицу за прилежную работу, дав сундук с деньгами. Она справедливая.)
3. Чтение второй части сказки учителем
- Какое предложение сказки отвечает на вопрос: «Почему мачеха отправила свою дочь к Бабе Яге?» (Мачеха стала завидовать.)
- Как вы понимаете, что такое зависть? (Зависть – чувство досады, недовольства, вызванное успехом другого.)
- Приятно ли общаться с завистливым человеком? Почему? (Нет, так как он раздражается, обижается на то, что кто-то успешен. Это понятно по взгляду, речи, отношению.)
- Какой была мачеха?
- Прочитайте слова, написанные на доске. Какие из них можно использовать для её характеристики?
Недобрая, добрая, ненавистная, любящая, завистливая, бескорыстная, милосердная, жестокая.
-Что вы можете сказать о мачехиной дочке? (Мачехина дочка драчливая, неумелая, нерадивая, недобрая, неблагодарная, ленивая, грубая.)
- Почему сказка закончилась трагически? (Выполняется главный сказочный закон - зло наказывается, добро вознаграждается.)
4. Работа с пословицами
Работают в паре.
- Какая из пословиц подходит к сказке? К кому из персонажей относится?
- Жадность - покою лютый враг.
- Алчешь чужого - потеряешь свое.
- Кто завистлив, тот обидчив.
IV. Физминутка
V. Работа со сказками, прочитанными учащимися дома
1. Работа с выставкой книг
На перемене учащиеся организуют её и знакомятся с ней.
Систематизация книг:
- с выставки удаляются, если таковые имеются, книги, не соотвествующие теме урока;
- деление на две группы по подтемам: «Русские народные сказки и сказки других народов».
2. Беседа-рассуждение по сказкам
- О каких хороших людях вы прочитали? Покажите их, если они нарисованы, расскажите о них. (Учащиеся рассказывают о героях прочитанных сказок)
- Кто и как помогает хорошим людям? Почему?
- За что наказаны не очень хорошие люди и кем?
3. Создание образов хороших и не очень хороших людей
Работа в группах:
а) Задание первой группе: запишите слова, характеризующие положительного и отрицательного героя.
б) Задание второй группе: записать, кто и рассказать, как помогает хорошим людям.
в) Задание третьей группе: отметить пословицы, которые выражают главную мысль всех сказок, прочитанных вами.
- Промеж худых и хорошему плохо.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Учись доброму, худое на ум не пойдет.
- Твори добро, и тебе будет добро.
- Кто доброе творит, того зло не вредит.
- Добро не умрет, а зло пропадет.
- Добра желаешь, добро и делай.
г) Задание четвертой группе: объясните высказывания.
Человек может выразить свое отношение к людям великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе самому.
Только тот человек хорош, кто не сделает другому того, что нехорошо
для него самого.
VI. Заключительная беседа
- Что объединяет все сказки? (Все сказки утверждают победу добра над злом, победу счастья и справедливости. Они учат любви к близким, мужеству, скромности, душевной щедрости, готовности помочь человеку в беде.)\
- У разных народов есть сказки сходные по сюжету. Как вы думаете, почему?
- Представьте себе, что вы услышали такие ответы на вопрос:
а) Я думаю, что народы, со сказками которых мы познакомились, живут по соседству друг с другом, поэтому их культуры имеют общие корни.
б) Я считаю, что сказки могли переходить от одного народа к другому в результате торговых связей. Купцы привозили в другие страны не только товар, но и свою культуру.
в) Нет, причина в другом. Сходные по сюжету сказки возникали у разных народов независимо, потому что в них выражены общечеловеческие ценности добра, справедливости, любви.
- Совпадают ли они с теми выводами, которые мы сделали?
VII. Итог урока
- Прочитайте вывод.
Пусть герои сказок дарят нам тепло!
Пусть добро навеки побеждает зло!
VIII. Домашнее задание
Приготовить пересказ сказки от лица падчерицы.