Народные волшебные сказки о людях хороших и не очень хороших. Русская народная сказка "Падчерица и мачехина дочка". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема: Народные волшебные сказки о людях хороших и не очень хороших. Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка».

Цель:

  • учить ориентироваться в мире книг;
  • осуществлять литературное образование, воздействуя
  • на нравственные и духовные основы личности;
  • вырабатывать активное отношение к обсуждаемой проблеме;
  • закладывать основы читательской деятельности;
  • формировать навык чтения: правильность, осознанность и выразительность.

Оборудование: рисунки учащихся по теме «Волшебные предметы» к сказке «Баба Яга»; карточки с пословицами, высказываниями; книги, принесенные детьми по теме урока «Русские народные сказки», «Волшебные сказки», «Грузинские народные сказки», «Татарские сказки», «Осетинские сказки», «Чеченские народные сказки» и др.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Выборочное комментирование рисунков к русской народной сказке «Баба Яга» по теме «Волшебные предметы».

- Сказочники ставят своих героев под защиту чудесных сил. Зачем? (Чтобы никакое несчастье не могло ее погубить, помочь спастись ей от гибели.)

- Ролевое чтение отдельных фрагментов сказки.

III. Работа над произведением «Падчерица и мачехина дочка»

1. Подготовка к восприятию

а) Упражнение «Читай внимательно»:

увидела - увидала
переварила - перепарила
пытаешь - лытаешь
вошла - взошла

б) Ставь ударение правильно:

на реку - по реке
решето - решетом
повиновалась

в) Объясни значение слов:

падчерица - неродная дочь
чулан - помещение в доме, служащее кладовой
пытаешь - спрашивать какую работу надо сделать
лытаешь - уклоняться от дела

2. Чтение первой части сказки вслух по абзацам

- Могла ли девушка исполнить желание Бабы Яги? (Нет, так как исполнить его невозможно)

- Кто и как помог падчерице? Почему? (Воробей, он пожалел горько плачущую сироту.)

-Что вы можете сказать о Бабе Яге? (Баба Яга наградила падчерицу за прилежную работу, дав сундук с деньгами. Она справедливая.)

3. Чтение второй части сказки учителем

- Какое предложение сказки отвечает на вопрос: «Почему мачеха отправила свою дочь к Бабе Яге?» (Мачеха стала завидовать.)

- Как вы понимаете, что такое зависть? (Зависть – чувство досады, недовольства, вызванное успехом другого.)

- Приятно ли общаться с завистливым человеком? Почему? (Нет, так как он раздражается, обижается на то, что кто-то успешен. Это понятно по взгляду, речи, отношению.)

- Какой была мачеха?

- Прочитайте слова, написанные на доске. Какие из них можно использовать для её характеристики?

Недобрая, добрая, ненавистная, любящая, завистливая, бескорыстная, милосердная, жестокая.

-Что вы можете сказать о мачехиной дочке? (Мачехина дочка драчливая, неумелая, нерадивая, недобрая, неблагодарная, ленивая, грубая.)

- Почему сказка закончилась трагически? (Выполняется главный сказочный закон - зло наказывается, добро вознаграждается.)

4. Работа с пословицами

Работают в паре.

- Какая из пословиц подходит к сказке? К кому из персонажей относится?

  • Жадность - покою лютый враг.
  • Алчешь чужого - потеряешь свое.
  • Кто завистлив, тот обидчив.

IV. Физминутка

V. Работа со сказками, прочитанными учащимися дома

1. Работа с выставкой книг

На перемене учащиеся организуют её и знакомятся с ней.

Систематизация книг:

- с выставки удаляются, если таковые имеются, книги, не соотвествующие теме урока;
- деление на две группы по подтемам: «Русские народные сказки и сказки других народов».

2. Беседа-рассуждение по сказкам

- О каких хороших людях вы прочитали? Покажите их, если они нарисованы, расскажите о них. (Учащиеся рассказывают о героях прочитанных сказок)

- Кто и как помогает хорошим людям? Почему?

- За что наказаны не очень хорошие люди и кем?

3. Создание образов хороших и не очень хороших людей

Работа в группах:

а) Задание первой группе: запишите слова, характеризующие положительного и отрицательного героя.

б) Задание второй группе: записать, кто и рассказать, как помогает хорошим людям.

в) Задание третьей группе: отметить пословицы, которые выражают главную мысль всех сказок, прочитанных вами.

  • Промеж худых и хорошему плохо.
  • Худо тому, кто добра не делает никому.
  • Учись доброму, худое на ум не пойдет.
  • Твори добро, и тебе будет добро.
  • Кто доброе творит, того зло не вредит.
  • Добро не умрет, а зло пропадет.
  • Добра желаешь, добро и делай.

г) Задание четвертой группе: объясните высказывания.

Человек может выразить свое отношение к людям великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе самому.

Только тот человек хорош, кто не сделает другому того, что нехорошо
для него самого.

VI. Заключительная беседа

- Что объединяет все сказки? (Все сказки утверждают победу добра над злом, победу счастья и справедливости. Они учат любви к близким, мужеству, скромности, душевной щедрости, готовности помочь человеку в беде.)\

- У разных народов есть сказки сходные по сюжету. Как вы думаете, почему?

- Представьте себе, что вы услышали такие ответы на вопрос:

а) Я думаю, что народы, со сказками которых мы познакомились, живут по соседству друг с другом, поэтому их культуры имеют общие корни.

б) Я считаю, что сказки могли переходить от одного народа к другому в результате торговых связей. Купцы привозили в другие страны не только товар, но и свою культуру.

в) Нет, причина в другом. Сходные по сюжету сказки возникали у разных народов независимо, потому что в них выражены общечеловеческие ценности добра, справедливости, любви.

- Совпадают ли они с теми выводами, которые мы сделали?

VII. Итог урока

- Прочитайте вывод.

Пусть герои сказок дарят нам тепло!
Пусть добро навеки побеждает зло!

VIII. Домашнее задание

Приготовить пересказ сказки от лица падчерицы.