Цель урока - обобщение и повторение темы: "Электрический ток"
1. Класс предварительно разбивается на научные лаборатории. Каждой научной лаборатории дается определенное домашнее задание.
- Лаборатория экспериментальной физики - домашний эксперимент.
- Лаборатория теоретической физики - задания для проверки знаний формул и физических понятий, вывода формул (см. приложение 1)
- Лаборатория решения задач - качественные, расчетные, количественные и графические задания по данной теме
- Лаборатория практики - задания о практическом применении данной темы в быту и технике.
В каждой группе выбирается главный научный сотрудник, который осуществляет связь группы с учителем по вопросам подготовки.
2. В начале урока определяются цели и задачи заседания "Научного общества любителей физики". Учитель проводит инструктаж по проведению урока.
1. Главный специалист лаборатории экспериментальной физики проводит эксперимент:
Оборудование:
- лимон (соленый огурец)
- медный провод
- железный гвоздь
Из данного оборудования собрать источник тока. Соединить с гальванометром. Убедиться, что источник тока работает. Объяснить, почему? (Каждая лаборатория обсуждает ответ на вопрос и записывает ответ на листке наблюдений, отдает на проверку в лабораторию экспериментальной физики)
2. Лаборатории теоретической физики и решения задач раздают задания.
А) рассмотреть перечень задач для подготовки к контрольной работе: выбрать те задания, которые вызывают затруднения. (Эти задания лаборатория решения задач разбирает на доске)
Б) Заполнить таблицу формул. Учащиеся вписывают в таблицу все формулы, которые изучали в теме: "Электрический ток", сдают на проверку в лабораторию теоретической физики.
В) Созвездие формул. Из предложенных формул вывести формулу мощности.
Г) Главный специалист лаборатории теоретической физики выясняет, как в группах учащиеся знают определения понятий, оценивает в ведомости своей группы.
3. Лаборатория практики представляет газету "Моя электрическая квартира". Задает вопросы: Почему нельзя включать в сеть одновременно приборы с большой суммарной мощностью?
Какова должна быть суммарная мощность приборов для нашей квартиры? Почему?
Лаборатории обсуждают ответы на вопросы, сдают в лабораторию практики.
Проводят опрос: "Практическое применение данной темы в быту и технике". Учащиеся записывают свои примеры и сдают их на проверку в лабораторию практики.
4. Учитель проводит эксперимент: для этого необходимо следующее оборудование
- Гальванический элемент (пальчиковая батарейка)
- Два куска провода
- Ножницы
- Клейкая лента
- Картофелина
Два куска провода с помощью клейкой ленты подсоединить к батарейке. Свободные концы воткнуть в картофелину.
РЕЗУЛЬТАТ: около одного конца провода картофелина позеленеет. Зеленый цвет показывает, что этот провод подключен к отрицательному плюсу батарейки.
Обсуждают эксперимент в группах и устно отвечают:
ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ?
5. Анализ работы в целом. Главные специалисты сдают свои ведомости учителю - научному руководителю. Подведение итогов работы.
Обсуждение вопросов:
- Какая часть заданий вызвала затруднения?
- Что необходимо более детально повторить, на что обратить внимание?
6. Домашнее задание:
Учащимся в соответствии с итогами своей работы на занятии задать себе работу на дом;
Для тех учащихся, кто сомневается в своих силах, учитель задает сам:
- повторить параграфы 8 - 20 (учебник С.В. Громов, Н.А. Родина "Физика -8"
- решить задачи:
- качественные: № 39
- расчетные: № 44, № 68
- графические: № 59