Цели:
- Повторить понятия, термины, климатообразующих факторов.
- Повторить особенности климата.
- Совершенствовать умения работать с климатическими картами.
Задачи:
- Повторить особенности климата.
- Учить работать в группе.
- Работать с ЦОР.
Оборудование:
- Расставлены 4 стола с заданиями на группу.
- ИКТ диск.
Введение
За неделю до урока класс получил задание повторить климат §§9-11.
Класс разделился на группы по 5 человек, из них были выбрали консультанты (5 человек). За 2 дня до урока учитель с консультантами обсудил материал заданий и проверил, как они готовы к работе на уроке. Было дано указание, что консультанты имеют право задать дополнительные вопросы и обозначить ответы (+).
Ход урока
Урок начали с того, что учащиеся заняли места за столами. Объявляется цель урока (слайд 2 приложения 1). Каждый ученик выбирает себе задание и готовится к ответу. На доске выведена инструкция проведения игры (слайд 3 приложения 1). В это время консультанты заполняют табличку с участниками этой группы (приложение 2). Как только все учащиеся группы ответили, и консультанты поставили каждому оценки, группа переходит за второй стол и так далее, получая оценки, учитель является наблюдателем.
Стол – понятий (№ 1)
Карточка №1. |
|
Карточка №2. |
|
Карточка №3. |
|
Карточка №4. |
|
Карточка №5. |
|
Стол №2. «Выбери сам!»
- Какие показатели характеризуют климат?
- Что происходит в районе атмосферного фронта?
- При каких условиях образуется холодный фронт?
- Можно ли загорать в пасмурную погоду?
- Какие ветры господствуют в умеренным поясе?
Стол №3. Тесты
Карточка №1 | 1. Самое холодное место в России:
2. Величина суммарной радиации зависит от:
3. Россия расположена в климатичес-ких поясах:
|
Карточка №2. |
1. Какой океан оказывает наибольшее влияние на климат?
2. Определить тип климата, если t° ян-варя – 30°, а июля + 16°:
3. Количество воды, которое может испариться при данной t°?
|
Карточка №3. |
1. Коэффициент увлажнения более еди-ницы считается:
2. Большая часть территории Росси расположена:
3. Температура на карте показана:
|
Карточка №4. |
1. Циклоны зарождаются:
2. Температура июля повышается при движении в южном направлении, потому что:
3. Суммарная радиация это:
|
Карточка №5. |
1. Какие типы климатов выделяют в умеренном поясе:
2. В каком направлении в умеренном поясе возрастает континентальность:
3. Какие области атмосферного давле-ния выделяют над территорией России и где:
|
Стол № 4. «Ответить на вопросы»
Пять карточек на каждого участника группы (приложение 3).
Стол № 5. «Климатические карты»
Карточка № 1 | Определить среднюю температуру января в Подмосковье |
Карточка № 2 |
Определить коэффициент увлажнения на полуострове Ямал |
Карточка № 3 |
Определить среднюю температуру января в районе Якутска |
Карточка № 4 |
Определить амплитуду температур Оймякона |
Карточка № 5 |
Определить количество осадков на острове Сахалин и Прикаспийской низменности |
Учащиеся занимают свои места. Консультанты объявляют результаты (слайд 4 приложения 1).
Учитель спрашивает, есть ли вопросы? Делает обобщение (по карте и атласу, дети следят).
Обобщение
Наша страна расположена в следующих климатических поясах: Арктическом, Субарктическом, Умеренном, и побережье Черного моря в Субтропическом. Большая часть территорий в умеренном поясе, поэтому выделяют 4 области климатов: умеренно-континентальный, континентальный, резко-континентальный, муссонный. На распределение летних температур влияет величина Г.Ш., чем больше Г.Ш., тем температура ниже. Распределение: январские температуры на Европейской части и Дальнем Востоке зависят от близости Атлантического океана и Тихого. Осадки распределяются не равномерно, для хозяйственной деятельности важно знать не количество осадков, а коэффициент увлажнения.
В конце урока, с использованием ЭОР, учащиеся работают по тестам на экране (пример теста – слайд 5 приложения 1, после этого запускается диск «География России: Природа и население»), и ряд учащихся получили две оценки, а некоторые улучшили 1 результат.
Такие уроки проводятся в кабинете информатики или в учебных кабинетах, имеющих мультимедийное оборудование и компьютер.
! После такого урока домашнего задания не задается.