Методика проведения лабораторной работы по теме "Триггеры RS-, D- и T–типов"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель работы: Исследовать работу триггеров RS-, D- и T-типов на элементах ИЛИ-НЕ, И-НЕ.

Оборудование: Стенд универсальный ОАВТ, плата 2, технологические карты II-1 - схема RS-триггера на элементах ИЛИ-НЕ, II-2 - схема RS-триггера на элементах И-НЕ, II-3 - схема RS-триггера в интегральном исполнении, II-4 - схема D-триггера, II-7 - схема T-триггера.

1. Ход выполнения работы

1.1. Исследование работы RS-триггера.

1.1.1. RS-триггер на элементах ИЛИ-НЕ.

Используется карта II-1. Управляющие сигналы подаются с кнопок SB2 - вход R и SB3 - вход S. Уровни входных сигналов индицируются светодиодами HL1 и HL2, уровни выходных сигналов - HL3 (Выход ) и HL4 (выход ). Уровень логической «1» соответствует горящему светодиоду HL, логического «0» - погасшему.

Составить таблицу изменений состояний в зависимости от входных сигналов и нарисовать временные диаграммы, иллюстрирующие работу триггера.

Рисунок 1

Рисунок 2

1.1.2. RS-триггер на элементах И-НЕ.

Используется карта II-2. Активный входной уровень - логический «0». Управляющие сигналы подаются с кнопок SB2 - сигнал S (уровень входного сигнала индицируется в инверсном коде на светодиоде HL1), SB3 - сигнал R (уровень сигнала определяют по светодиоду HL2). Триггер выполнен на элементах ТТЛ (транзисторно-транзисторной логики). Основу ТТЛ составляют многовходовые логические элементы со сложным инвертором, в выходном каскаде используется составной транзистор. Поэтому логический «0» соответствует напряжению не более 0,4 В, а логическая «1» не менее 2,4 В.

Выходные сигналы: - светодиод HL3, - светодиод HL4. Составить таблицу изменений состояний в зависимости от входных сигналов и нарисовать временные диаграммы, иллюстрирующие работу триггера.

Рисунок 3

Рисунок 4

1.1.3. RS-триггер в интегральном исполнении.

Используется карта II-3. Схема аналогична предыдущей. Составить таблицу изменений состояний в зависимости от входных сигналов и нарисовать временные диаграммы.

Рисунок 5

Рисунок 6

1.2. Исследование работы D-триггера.

Используется карта II-4. Уровень сигнала на D-входе определяется по положению тумблера SA1. Разомкнутое состояние соответствует логической «1», а замкнутое - логическому «0». Тактирующие импульсы подаются с помощью кнопки SB1. Выходные уровни определяются по индикаторам HL1 (инверсный выход) и HL2 (прямой выход).

Составить таблицу изменений состояний в зависимости от входных сигналов. Нарисовать временные диаграммы напряжений на выходе по известным сигналам на входах D и С. Провести эксперимент, подтверждающий, что запись информации происходит по фронту синхроимпульса. Подключить осциллограф к выводам ХЗ и 16 (общий). Наблюдать изменение уровня сигнала на осциллографе при поступлении синхроимпульса.

Рисунок 7

1.3. Исследование работы T-триггера.

Используется карта II-7. На плате 2 соединить перемычкой точки Y1 и X2. Нарисовать временные диаграммы работы T-триггера.

Рисунок 8

2. Содержание отчета

2.1. Цель работы.

2.2. Схемы и условные графические обозначения триггеров.

2.3. Результаты работы в виде таблиц и графиков

2.4. Выводы о работе.

3. Контрольные вопросы

3.1. Объяснить назначение R-, S-, D-, T-входов триггеров.

3.2. Объяснить работу триггеров по сигналам высокого и низкого уровней.

3.3. Указать область применения триггеров.

3.4. В чем различие между синхронным и асинхронным триггером?

3.5. Пояснить работу и составить таблицу состояний триггера микросхемы К155ТМ2.

Для того чтобы активизировать учебно-познавательную деятельность студентов, предлагается использовать современные педагогические технологии, в частности метод «Аквариум»,  который можно провести по следующему сценарию.

1. Орг. момент

Парты или столы сдвигаются к стенам, чтобы в середине класса было свободное  место. Заранее готовятся все наглядные и технические средства.

2. Далее педагогом желающим предлагается выйти к доске или в центр класса. Эти ребята получают конкретные задания (в данном случае – это  исследовать работу триггеров RS-, D- и T-типов на элементах ИЛИ-НЕ, И-НЕ) и начинают действовать в соответствии с полученной инструкцией.

3. Остальные  участники салятся таким образом, чтобы им было хорошо видно все происходящее в центре класса. Для каждого из этих ребят главной задачей является наблюдать за происходящим и за действием, какого – либо определенного из участников активной группы, чтобы потом  во время обсуждения высказать  свои впечатления  и замечания.

4. Выполнение упражнения активно работающими учениками.

Обсуждение и подведение итогов.

В результате такой организации  практических занятий  по курсу «Микропроцессорные системы и средства управления и автоматизации» у студентов формируется и развивается не только учебные знания, умения и навыки, развивающие, но и практические.

Например:

1. Работа в команде.
2. Умение анализировать.
3. Развитие критического мышления и т.д.  

Литература

К.В. Татмышевский, А.С. Григорьев, С.А. Козлов. Электроника и микропроцессорная техника. Цифровые устройства: Методические указания к лабораторным работам. - Владимир,  2005 год