Раздел программы: Художественная обработка материалов.
Тема: «Работа с кожей и мехом». «Аппликация из кожи и меха».
Цели:
- Формирование у учащихся познавательного интереса к народной культуре посредством изучения малочисленных народов Таймыра.
- Развитие творческой активности при изучении декоративно-прикладного искусства народов Севера.
Задачи:
- Ознакомить учащихся с особенностями традиционной одежды народов крайнего Севера.
- Научить учащихся изготавливать несложные украшения и предметы быта, основываясь на традициях декоративно-прикладного искусства северных народов Таймыра.
- Развить кругозор, творческое воображение.
- Воспитывать художественный вкус, усидчивость, терпение, аккуратность, интерес к национальной культуре, уважение к своему труду и труду своих сверстников.
Поурочное планирование
Урок №1. Знакомство с народами Таймыра, видами народных промыслов и ремесел и использование их для обустройства быта на основе культурных традиций.
Урок №2. Виды одежды народов Севера и материалы, из которых она изготавливается. Особенности кроя одежды.
Урок№3. Виды отделки одежды северных народов. Орнаменты народов Севера. Практическая работа « Разработка эскиза орнаментальной отделки элементов одежды ненцев, долганов, нганасанов».
Урок№4. Особенности работы с кожей и мехом. Разработка эскиза многофункционального изделия бытового назначения.
Урок№5-8. Практическая работа «Изготовление многофункционального изделия с использованием элементов отделки народов Севера».
Материалы и инструменты по данной теме:
- ножницы;
- картон;
- клей «Момент»;
- кожа;
- мех;
- сукно;
- бисер;
- нитки;
- иглы;
- палочки для клея;
- инструкционные карты;
- тетрадь;
- цветные карандаши.
Урок 1
Тема: «Народы Таймыра. Виды народных промыслов и ремесел».
Цель урока: Сформировать познавательный интерес к народной культуре посредством изучения малочисленных народов Таймыра.
План урока:
1. Проверка готовности учащихся к уроку
2. Актуализация знаний учащихся по теме Национально-региональный компонент
Основополагающий вопрос: Почему мы разные?
Проблемные вопросы:
1. Как климатические условия влияют на род
занятий коренного населения?
2. Почему коренное население Таймыра становится
малочисленным?
Вопросы учебной темы:
1. В состав какой территории входит Таймыр?
2. Какие народности населяют Таймыр?
3. В каких климатических условиях проживает
население Таймыра?
4. Какими видами народного промысла занимаются
жители Таймыра и почему?
3. Объяснение нового материала
Для усиления визуального ряда используется
презентация «Народы Таймыра» Приложение
1 (слайды 1-10).
Учитывая знания учащихся, полученные на уроках
географии и художественной культуры
Красноярского края, рассказать о народностях
Таймыра, традициях, быте и видах ремесел и
промыслов. [1, 4]
4. Сообщения учащихся по заранее выданным темам: «Легко ли жить в тундре?», «Эвенкийские промыслы», «Оленеводы – профессия или образ жизни?», «Малочисленные народы Таймыра».
5. Закрепление нового материала
6. Рефлексия
Урок 2
Тема: «Одежда народов Севера».
Цель урока: Знакомство с национальной одеждой северных народов, материалами, из которых она изготавливается, и особенностями кроя.
План урока:
1. Проверка готовности учащихся к уроку
2. Объяснение нового материала
Учитель, используя презентацию Приложение 1 (слайды 11-14 и 19-20), наглядные пособия (предметы быта, элементы одежды, обувь), рассказывает о национальной одежде народов Таймыра, о материалах, из которых изготавливается одежда, особое внимание уделяя значению оленьего меха. Используя краткий справочный словарь (Приложение 2), учащиеся знакомятся с названиями национальной одежды.
3. Демонстрация фильма «Декоративно-прикладное искусство. Северные узоры»
4. Подведение итогов урока. Тест
Отметьте знаком « + » все правильные ответы (один или несколько).
1) Верхняя одежда народов Севера называется:
кафтан;
тулуп;
малица;
парка.
2) Какой материал используют для пошива обуви:
ровдуга;
кожа;
камус;
драп.
3) Какой головной убор носят эвенки:
шапка;
капюшон;
капор.
Урок 3
Тема: «Виды отделки одежды северных народов. Орнаменты народов Севера».
Цель урока: Развитие у учащихся творческих способностей при изучении декоративно-прикладного искусства народов Севера.
План урока:
1. Проверка готовности учащихся к уроку
2. Объяснение нового материала
Используя презентацию Приложение 1 (слайды 15-18 и 21-24) рассказать об особенностях отделки одежды ненцев, долганов, нганасан, о видах орнаментов и цвете, о смысловой символике орнаментов. [2, 3]
3. Самостоятельная работа в группах
Разбиться на мини группы по 3-4 человека. Выбрать орнамент из предложенного иллюстративного ряда. Разработать эскиз нагрудной сумочки под мелкие предметы с использованием мотивов узоров (олень, солнце, птица и т. д.) северных народностей. Подготовиться к защите творческих работ.
4. Подведение итогов урока
Мини-выставка творческих работ. Оценка работ.
Урок 4
Тема: «Работа с кожей и мехом»
Цели урока:
- Дать знания учащимся в области обработки кожи и меха, обучить простым навыкам работы с кожей и мехом.
- Развивать творческую активность через создание авторских работ.
План урока:
1. Проверка готовности учащихся к уроку
2. Актуализация опорных знаний
Исторический экскурс.
Свойства кожи.
Виды кожи.
3. Объяснение нового материала
Сравнительная таблица способов обработки кожи (Приложение 5)
Рассказать об инструментах, применяемых для работы с кожей и мехом (нож-косяк, иглы, ножницы, наперсток, пробойник, молоток, клей, шило). Используя презентацию Приложение 1 (слайды 25-27) и готовые образцы, рассказать о способах кроя и соединения деталей из кожи и меха (шов вразворот, шов встык, шов внахлест), а также о способах декоративной отделки (оплетка, термическая и влажная обработка). [6]
4. Самостоятельная работа учащихся
Разработать авторский эскиз многофункционального изделия бытового назначения с применением изученных ранее техник по работе с кожей, мехом, бисером, аппликацией, вышивкой. Демонстрация готовых работ учащихся Приложение 1 (слайды 28-32).
5. Презентация эскизов работ, обсуждение. Оценка работ
Уроки 5-8
Тема: Проект «Изготовление многофункционального изделия бытового назначения».
Цели урока:
- Приобретение и закрепление навыков и умений в прикладной творческой деятельности.
- Развитие творческой активности.
- Внедрение проектной деятельности.
План урока:
На изготовление данного проекта отводится 4 часа. За это время учащиеся изготавливают многофункциональное изделие бытового назначения из кожи и меха, используя в оформлении изделия национальные орнаменты народов Севера и изученные ранее приемы и способы выполнения вышивки бисером, аппликации, работы с кожей (Приложение 3, Придожение 4), (Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8).
Затем разрабатывают проект, который включает в себя:
- Определение потребности и краткая формулировка задачи.
- Набор первоначальных идей.
- Проработка одной или нескольких идей.
- Изготовление изделия.
- Испытание и оценка изделия.
Итогом работы по теме «Художественная обработка материалов. Внедрение НРК на уроках технологии» является защита творческих проектов и оформление выставки творческих работ учащихся.
Список используемой литературы:
- Арктика – мой дом. Народы Севера Земли. Полярная энциклопедия. – М., 1999;
- Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник – М., 1963;
- Калабухова Л. Орнамент народов Таймыра – М., 1994;
- Попов А.А. Долганы. Народы Сибири. – М., 1956;
- Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера. – М., 1980.
- Манкова Т.Н. Украшения из кожи своими руками.- Ростов на дону, «Феникс», 2005;
- Софьина Т.Ф. Кожа: вторая жизнь вещей – Волгоград, «Учитель», 2004;
- Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей. М. «Знание», 1991;
- Раицкая Г.В. Быт и декоративно-прикладное искусство народностей Красноярского края. Красноярск, 2006.