Внедрение НРК на уроках технологии. 8-й класс. Художественная обработка материалов

Разделы: Технология

Класс: 8


Раздел программы: Художественная обработка материалов.

Тема: «Работа с кожей и мехом». «Аппликация из кожи и меха».

Цели:

  • Формирование у учащихся познавательного интереса к народной культуре посредством изучения малочисленных народов Таймыра.
  • Развитие творческой активности при изучении декоративно-прикладного искусства народов Севера.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с особенностями традиционной одежды народов крайнего Севера.
  • Научить учащихся изготавливать несложные украшения и предметы быта, основываясь на традициях декоративно-прикладного искусства северных народов Таймыра.
  • Развить кругозор, творческое воображение.
  • Воспитывать художественный вкус, усидчивость, терпение, аккуратность, интерес к национальной культуре, уважение к своему труду и труду своих сверстников.

Поурочное планирование

Урок №1. Знакомство с народами Таймыра, видами народных промыслов и ремесел и использование их для обустройства быта на основе культурных традиций.

Урок №2. Виды одежды народов Севера и материалы, из которых она изготавливается. Особенности кроя одежды.

Урок№3. Виды отделки одежды северных народов. Орнаменты народов Севера. Практическая работа « Разработка эскиза орнаментальной отделки элементов одежды ненцев, долганов, нганасанов».

Урок№4. Особенности работы с кожей и мехом. Разработка эскиза многофункционального изделия бытового назначения.

Урок№5-8. Практическая работа «Изготовление многофункционального изделия с использованием элементов отделки народов Севера».

Материалы и инструменты по данной теме:

  • ножницы;
  • картон;
  • клей «Момент»;
  • кожа;
  • мех;
  • сукно;
  • бисер;
  • нитки;
  • иглы;
  • палочки для клея;
  • инструкционные карты;
  • тетрадь;
  • цветные карандаши.

Урок 1

Тема:  «Народы Таймыра. Виды народных промыслов и ремесел».

Цель урока: Сформировать познавательный интерес к народной культуре посредством изучения малочисленных народов Таймыра.

План урока:

1. Проверка готовности учащихся к уроку

2. Актуализация знаний учащихся по теме Национально-региональный компонент

Основополагающий вопрос: Почему мы разные?

Проблемные вопросы:

1. Как климатические условия влияют на род занятий коренного населения?
2. Почему коренное население Таймыра становится малочисленным?

Вопросы учебной темы:

1. В состав какой территории входит Таймыр?
2. Какие народности населяют Таймыр?
3. В каких климатических условиях проживает население Таймыра?
4. Какими видами народного промысла занимаются жители Таймыра и почему?

3. Объяснение нового материала

Для усиления визуального ряда используется презентация «Народы Таймыра» Приложение 1 (слайды 1-10).
Учитывая знания учащихся, полученные на уроках географии и художественной культуры Красноярского края, рассказать о народностях Таймыра, традициях, быте и видах ремесел и промыслов. [1, 4]

4. Сообщения учащихся по заранее выданным темам: «Легко ли жить в тундре?»,  «Эвенкийские промыслы», «Оленеводы – профессия или образ жизни?», «Малочисленные народы Таймыра».

5. Закрепление нового материала

6. Рефлексия

Урок 2

Тема: «Одежда народов Севера».

Цель урока: Знакомство с национальной одеждой северных народов, материалами, из которых она изготавливается, и особенностями кроя.

План урока:

1. Проверка готовности учащихся к уроку

2. Объяснение нового материала

Учитель, используя презентацию Приложение 1 (слайды 11-14 и 19-20), наглядные пособия (предметы быта, элементы одежды, обувь), рассказывает о национальной одежде народов Таймыра, о материалах, из которых изготавливается одежда, особое внимание уделяя значению оленьего меха. Используя краткий справочный словарь (Приложение 2), учащиеся знакомятся с названиями национальной одежды.

3. Демонстрация фильма «Декоративно-прикладное искусство. Северные узоры»

4. Подведение итогов урока. Тест

Отметьте знаком « + » все правильные ответы (один или несколько).

1) Верхняя одежда народов Севера называется:   

кафтан;
тулуп;
малица;
парка.

2) Какой материал используют для пошива обуви:

ровдуга;
кожа;
камус;
драп.

3) Какой головной убор носят эвенки:

шапка;
капюшон;
капор.

Урок 3

Тема: «Виды отделки одежды северных народов. Орнаменты народов Севера».

Цель урока: Развитие у учащихся творческих способностей при изучении декоративно-прикладного искусства народов Севера.

План урока:

1. Проверка готовности учащихся к уроку

2. Объяснение нового материала

Используя презентацию Приложение 1 (слайды 15-18 и 21-24) рассказать об особенностях отделки одежды ненцев, долганов, нганасан, о видах орнаментов и цвете, о смысловой символике орнаментов. [2, 3]

3.  Самостоятельная работа в группах

Разбиться на мини группы по 3-4 человека. Выбрать орнамент из предложенного иллюстративного ряда. Разработать эскиз нагрудной сумочки под мелкие предметы с использованием мотивов узоров (олень, солнце, птица и т. д.) северных народностей. Подготовиться к защите творческих работ.

4. Подведение итогов урока

Мини-выставка творческих работ. Оценка работ.

Урок 4

Тема: «Работа с кожей и мехом»

Цели урока:

  • Дать знания учащимся в области обработки кожи и меха, обучить простым навыкам работы с кожей и мехом.
  • Развивать творческую активность через создание авторских работ.

План урока:

1. Проверка готовности учащихся к уроку

2. Актуализация опорных знаний

Исторический экскурс.
Свойства кожи.
Виды кожи.

3. Объяснение нового материала

Сравнительная таблица способов обработки кожи (Приложение 5)

Рассказать об инструментах, применяемых для работы с кожей и мехом (нож-косяк, иглы, ножницы, наперсток, пробойник, молоток, клей, шило). Используя презентацию Приложение 1 (слайды 25-27) и готовые образцы, рассказать о способах кроя и соединения деталей из кожи и меха (шов вразворот, шов встык, шов внахлест), а также о способах декоративной отделки (оплетка, термическая и влажная обработка). [6]

4. Самостоятельная работа учащихся

Разработать авторский эскиз многофункционального изделия бытового назначения с применением изученных ранее техник по работе с кожей, мехом, бисером, аппликацией, вышивкой. Демонстрация готовых работ учащихся Приложение 1 (слайды 28-32).

5. Презентация эскизов работ, обсуждение. Оценка работ

Уроки 5-8

Тема: Проект «Изготовление многофункционального изделия бытового назначения».

Цели урока:

  • Приобретение и закрепление навыков и умений в прикладной творческой деятельности.
  • Развитие творческой активности.
  • Внедрение проектной деятельности.

План урока:

На изготовление данного проекта отводится 4 часа. За это время учащиеся изготавливают многофункциональное изделие бытового назначения из кожи и меха, используя в оформлении изделия национальные орнаменты народов Севера и изученные ранее приемы и способы выполнения вышивки бисером, аппликации, работы с кожей (Приложение 3, Придожение 4), (Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8).

Затем разрабатывают проект, который включает в себя:

  1. Определение потребности и краткая формулировка задачи.
  2. Набор первоначальных идей.
  3. Проработка одной или нескольких идей.
  4. Изготовление изделия.
  5. Испытание и оценка изделия.

Итогом работы по теме «Художественная обработка материалов. Внедрение НРК на уроках технологии» является защита творческих проектов и оформление выставки творческих работ учащихся.

Список используемой литературы:

  1. Арктика – мой дом. Народы Севера Земли. Полярная энциклопедия. – М., 1999;
  2. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник – М., 1963;
  3. Калабухова Л. Орнамент народов Таймыра – М., 1994;
  4. Попов А.А. Долганы. Народы Сибири. – М., 1956;
  5. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера. – М., 1980.
  6. Манкова Т.Н. Украшения из кожи своими руками.- Ростов на дону, «Феникс», 2005;
  7. Софьина Т.Ф. Кожа: вторая жизнь вещей – Волгоград, «Учитель», 2004;
  8. Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей. М. «Знание», 1991;
  9. Раицкая Г.В. Быт и декоративно-прикладное искусство народностей Красноярского края. Красноярск, 2006.