Тема урока: «Решение показательных уравнений и неравенств».
Цели урока:
- Обучающие:
- повторить свойства показательной функции, применение свойств при решении показательных уравнений и неравенств;
- решение комбинированных уравнений и неравенств, сводящихся к решению тригонометрических, дробно-рациональных уравнений и неравенств, неравенств с модулем;
- повторить возможные случаи потери корней при решении уравнений, а также случаи приобретения посторонних корней.
- Развивающие:
- развивать навыки самостоятельного применения знаний в знакомой и измененной ситуации;
- учить анализировать, выделять главное, доказывать и опровергать логические выводы.
- Воспитательные:
- формирование нравственных качеств, аккуратности, дисциплинированности, чувства собственного достоинства, ответственного отношения к достижению цели;
- формировать навыки коллективного труда.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение и актуализация опорных знаний.
- Тест по проверке умения решать простейшие показательные уравнения и неравенства
- Решение комбинированных уравнений и неравенств.
- Подведение итогов. Задание на дом.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Повторение и актуализация опорных знаний:
Проводится в форме фронтальной работы с классом.
Задания устного опроса можно разделить на две части: повторение теоретического материала и умения применять эти знания при выполнении различных заданий.
- Какую функцию называют монотонной?
- Какую функцию называют возрастающей? Какую функцию называют убывающей?
- Какая функция называется показательной? Каковы область определения и множество значений показательной функции?
- Какую показательную функцию называют возрастающей? (Убывающей?)
- Важен ли характер монотонности показательной функции при решении уравнений?
- Как используется характер монотонности при решении показательных неравенств?
Устные упражнения:
1) Какие из перечисленных показательных функций являются возрастающими, и какие убывающими:
а) ;
б);
в);
2) Сравните:
а) и ;
б)и ;
в)и .
3) Решите уравнения:
а)
б) 2х – 2 = – 2
в)
4) Решите неравенства:
а)
б)
в)
3. Тест по проверке умения решать простейшие показательные уравнения и неравенства
Учащиеся выполняют тест на подготовленных бланках, в таблице ответов ниже номера задания записывают цифру, которая соответствует правильному ответу.
Вариант 1
1) Решите уравнение:
1) 6
2) 2
3) 5
4) 1
2) Решите неравенство:
1)
2)
3)
4)
3) Решите уравнение:
1) 4
2) 5
3) 3
4) 6
4) Решите неравенство:
1) (1;5)
2) (1;+)
3)
4) (0;1)
Вариант 2
1) Решите уравнение:
1) 6
2) 2
3) 5
4) 1
2) Решите неравенство:
1) –3
2) [7;+)
3) (–;–1]
4) [1;+)
3) Решите уравнение:
1)
2) –3
3) –
4) 3
4) Решите неравенство:
1) (0;1)
2) (–;1)
3)
4) (1;2)
Фронтальная проверка теста:
ученики по порядку называют задание и дают на него ответ с обоснованием. Во время проверки ученики корректируют свои знания по этой теме. По окончании проверки каждый выставляет себе оценку и сдает бланк учителю.
4. Решение комбинированных уравнений и неравенств
Каждое задание решает группа учащихся. Затем один из группы записывает решение на доске и поясняет его.
1)
Решение:
Преобразуем показатели степеней:
геометрическая прогрессия, ,
Получим:
, ,
Ответ:
2)
Решение:
Перейдем к одному основанию и воспользуемся свойствами степеней:
Из монотонности показательной функции следует:
, Р
ешением системы является: х = 9
Ответ: 9
3)
Решение:
,
Пусть
Тогда
Ответ:
4)
Решение:
Перейдем к одному основанию и воспользуемся формулами тригонометрии:
Пусть , тогда
уравнение примет вид
Ответ:
5)
Решение:
Воспользуемся условием равносильности:
Так как , то данное неравенство равносильно системе:
Ответ:
5. Подведение итогов. Задание на дом
Выводы, оценки.
Решить уравнения и неравенства:
а) , б)
в*)